Interested Article - Коллективная память

Коллективная память — представление о прошлом, разделяемое и конструируемое членами социальной группы . Имеет близкое по смыслу значение с понятиями: социальная память, историческая память , культурная память . Термин был введён социологом , философом , социальным психологом , представителем французской социологической школы Морисом Хальбваксом — основоположником научных исследований коллективной памяти. Несмотря на продолжительное изучение феномена, до сих пор нет единого представления о его объекте и предмете, так же как отсутствует единая теория коллективной памяти .

Объекты

Открытие памятника « Тысячелетие России », лубок

Свойства и признаки

  • Совместный характер/разделённость группой
  • Носит характер ознаменования (празднование памятных дат и т. п.)
  • Эмоциональность и значимость воспоминаний
  • Конструирование, изменчивость (под воздействием настоящих потребностей группы)
  • Актуальность для современной ситуации, потребностей настоящего
  • Интерсубъективность (воспоминания в связи с другими людьми)
  • Коллективное вытеснение , забвение, амнезия (по отношению к травмирующим элементам коллективной памяти)
  • Эффект запаздывания («синдром запаздывающей памяти»)

Основной функцией коллективной памяти является поддержание групповой идентичности , решение проблемы кризиса идентичности . Такой феномен как представление сообществом самого себя не может обойтись без знаний и представлений о прошлом группы или коллектива . Концепции, касающиеся коллективной памяти, рождаются в те периоды, когда общество испытывает кризис идентичности . Этим объясняется всплеск интереса к проблеме коллективной памяти в последнее десятилетие XX века.

Исследования

Коллективная память является междисциплинарной областью исследований (социологии, истории, социальной психологии , философии и других наук). К основным современным исследованиям коллективной памяти в российской науке относятся психологические работы Т. П. Емельяновой , в частности, исследования представлений об исторических личностях , исследование воспоминаний разных поколений о Великой Отечественной войне , исследование представлений об эпохе Петра I . К важнейшим современным зарубежным исследованиям принадлежат работы Яна Ассмана , разделившего коллективную память на коммуникативную и культурную , исследования Дж. Оллика, рассматривающего память с позиции процессо-реляционной методологии и др.

См. также

Примечания

  1. от 11 июня 2016 на Wayback Machine . // Психологические исследования — 2013 — 6(28)
  2. Емельянова Т. П. от 10 июня 2016 на Wayback Machine // Информационно-гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». 2012. № 4.
  3. Морис Хальбвакс от 5 марта 2014 на Wayback Machine // Неприкосновенный запас 2005, 2-3(40-41),
  4. Misztal B. A. от 1 июля 2016 на Wayback Machine Oxford University Press , 2003
  5. Paez, D., Basabe, N., Gonzalez, J. (1997) Social Processes and Collective Memory: A Crosscultural Approach to Remembering Political Events // Collective Memory of Political Events: Social Psychological Perspectives. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. P. 147—174.
  6. Руссо, А. (1995) Черные страницы национального прошлого. Послевоенная история и историческая память // Психоанализ и науки о человеке / Под ред. Н. С. Автономовой, В. С. Стёпина . М. : Прогресс-Культура. С. 217—232.
  7. Романовская Е. В. от 10 июня 2016 на Wayback Machine // , 2010, Вып. 3.
  8. Olick J. K., 2007. Figurations of memory: a process- relational methodology illustrated on the German case, New York: Routledge . P. SQ-LLS.
  9. Бабинцев В. А., Поддубная А. А. (недоступная ссылка)
  10. Емельянова, Т. П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал . 2002. Т. 23. № 4. С. 49-59.
  11. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. — М.: , 2004. — 358 с.

Литература

  • Ассман, Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Я. Ассман. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 358 с.
  • Бабинцев В. А., Поддубная А. А. ' (недоступная ссылка)
  • Емельянова Т. П., Кузнецова А. В. . // Психологические исследования — 2013 — 6(28)
  • Емельянова Т. П. // Информационно-гуманитарный портал « Знание. Понимание. Умение ». 2012. № 4
  • Емельянова Т. П. (2002). Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал . Т. 23. № 4. С. 49-59.
  • Романовская Е. В. М. Хальбвакс: Культурные контексты памяти // , 2010, Выпуск 3.
  • Руссо А. (1995) Чёрные страницы национального прошлого. Послевоенная история и историческая память // Психоанализ и науки о человеке / Под ред. Н. С. Автономовой, В. С. Степина. М. : Прогресс-Культура. С. 217—232
  • Хальбвакс М. // Неприкосновенный запас . 2019. 2-3(40-41).
  • Olick J.K. (2007). Figurations of memory: a process- relational methodology illustrated on the German case, New York: Routledge.—P. SQ-LLS
  • Paez D., Basabe N., Gonzalez J. (1997). Social Processes and Collective Memory: A Crosscultural Approach to Remembering Political Events // Collective Memory of Political Events: Social Psychological Perspectives. Mahwah, NJ Lawrence Erlbaum Associates. P. 147—174.
Источник —

Same as Коллективная память