Interested Article - Гийом де Машо
- 2020-01-25
- 1
Гийо́м де Машо́ , также Гильом де Машо ( фр. Guillaume de Machaut или фр. Machault ; около 1300 — апрель 1377 , Реймс ) — французский поэт и композитор. В истории музыки — «последний трувер » и одновременно представитель исторического периода Ars nova .
Биография
С 1323 года писец, секретарь, позже в должности придворного ( фр. familier , букв. «свой человек») короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296—1346), которого сопровождал во многих его разъездах и военных походах по всей Европе (вплоть до Литвы в 1327-29). Вероятно, по ходатайству короля с 1330 года Машо начал получать церковные бенефиции ( пребенды ) в различных церквах Франции; наконец, в 1337 году стал каноником в кафедральном соборе Реймса , где (вместе с братом Жаном, каноником с 1355) служил до конца жизни, в том числе переболел там чумой во время эпидемии 1348-49 годов и перенёс тяжёлую двухмесячную осаду англичан в 1359—1360 годах.
Помимо твёрдого денежного пособия к выгодам должности каноника относилось позволение отлучаться с работы, которым Машо широко пользовался. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французский в 1350—1364), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364-80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа ). Эти (и некоторые другие крупные французские аристократы, в том числе король Кипра Пьер II де Лузиньян ) выступали заказчиками поэтических и музыкальных творений Машо.
В круг общения Машо с большой вероятностью входили музыкальный теоретик и композитор Филипп де Витри , историк Жан Фруассар , поэты Эсташ Дешан (называвший Машо «земным богом гармонии») и, возможно, Джеффри Чосер .
В 1360-е годы Машо неожиданно увлёкся юной поклонницей своих талантов Перонной д’Армантьер (которую называл tout-belle , «всепрекрасной»); это влечение ярко отразилось в его сочинениях (поэтических и музыкальных). Последние годы жизни Машо был занят кропотливым «изданием» музыки и стихов для своих королевских патронов; благодаря этому рукописные сборники его сочинений, прекрасно иллюстрированные, дошли до нас в отличном состоянии. Наиболее известный нотный кодекс Машо — рукопись 1584 Французского фонда Национальной библиотеки Франции (F-Pn fr. 1584).
Поэзия
Машо — автор 15 поэм- dits (длиной вплоть до 9000 стихов) и сборника лирической поэзии «Loange des dames» (240 стихотворений, перемежаемых музыкальными пьесами). Один из первых сборников стихотворений Машо, Dit du Lyon («Ди о Льве») датирован 1342 годом, последний, «Пролог» — 1372 годом («Пролог» написан как вступление к полному собранию сочинений).
Наряду с многочисленными текстами, не предназначенными для пения ( dit ), ряд поэм содержит музыкальные вставки. Так, например, «Снадобье Фортуны» (Remède de Fortune; сочинена до 1342) представляет собой полномасштабную антологию песенных форм эпохи с образцами лэ , (complainte) , баллады , рондó и виреле .
Как правило, тексты Машо написаны от первого лица и воспроизводят любовные мотивы « Романа о Розе » и аналогичной рыцарской литературы.
В автобиографической поэме Le Voir Dit («Правдивое ди», 1362-65) Машо повествует историю своей поздней любви. Отвечая на стихотворное письмо, посланное ему девушкой, лирический герой («я») описывает историю их любви. Далее следует настоящая встреча, и все, что случилось с «я», рассказы которого, написанные восьмисложным стихом, перемежаются стихами, выдержанными в лирическом дискурсе (перед некоторыми стоит помета «здесь петь») — теми, что «я» адресовал почитательнице, и теми, что она писала ему в ответ, — а также прозаическими письмами. Всё вместе составляет около 9000 стихов, не считая писем в прозе. В рукописи содержится множество миниатюр с изображением посланцев, которые тем самым создают единственно существенный эквивалент «реальности»: обмен посланиями, диалог, задуманный как таковой и осуществленный средствами письма. В этом плане «Правдивое ди» отходит от рамочного типа вымышленной встречи и спора, которым он изначально наследует по форме, и оказывается первым предвестником эпистолярного романа Нового времени. Благодаря неоднозначности, заложенной в самом тексте, его общая тематика двойственна: на поверхности это фрагментарный, дробный рассказ о любви старика; на глубине это книга, складывающаяся сама собой. «Правдивое ди» вызвало подражания, например, в «L’Horloge amoureux» Фруассара .
К раннему «Ди о саде» ( Dit dou vergier ) Машо в начале 1370-х гг., составляя своё полное собрание сочинений (которое он рассматривал как итог всей творческой карьеры), добавил Пролог. Этот пролог, по мнению М. А. Сапонова , является «исторически первой известной нам французской поэтикой». Помимо того, этот текст включает также вопросы музыки, а также всё то, что ныне называется эстетикой — концепцию содержания творчества, его основных тем, поэтических мотивов и даже жизненное кредо автора.
Музыка
Машо — один из наиболее влиятельных (наряду с Франческо Ландини ) композиторов периода Ars nova . Многие его сочинения написаны в твёрдых формах ( виреле , баллады и рондо́ ), а также в форме лэ . Кроме того, он автор 23 изысканных мотетов , некоторые из которых политекстовые и изоритмические .
Машо — автор четырёхголосной мессы (по традиции называемой « мессой Нотр-Дам »), которая была сочинена для исполнения в Реймсском соборе , вероятно, в 1360-е годы. Месса Машо — первая авторская, то есть написанная одним композитором на полный текст ординария .
Машо также первый известный композитор, самостоятельно составивший каталог собственных трудов; современный каталог (см.: ) основан на компиляциях самого Машо.
Рецепция
Музыку Машо использовал хореограф Л. Ф. Мясин в балете « Достославнейшее видение » П. Хиндемита (постановка 1938).
Примечания
- То же, что плач ( лат. planctus, итал. lamento), песнь скорби. В современной аудиозаписи реконструкция лэ из «Снадобья Фортуны» занимает 16 минут, комплента 44 минуты.
- Ряд исследователей, не подвергая сомнению авторство Машо, считают, однако, что он не писал мессу как единое целое, а составил её из фрагментов, написанных в разное время
Издания сочинений
- Poésies lyriques, ed. Vladimir Chichmaref. Paris, 1909;
- Oeuvres de Guillaume de Machaut, ed. E. Hoepffner. Paris, 1908-21;
- Musikalische Werke. Bde. 1-3 hrsg. v. Friedrich Ludwig. Leipzig, 1926—1929; Bd. 4 hrsg. v. Heinrich Besseler . Leipzig, 1943; Nachdruck (4 Bde.) Leipzig, 1954.
- Complete Works, ed. by Leo Schrade // Polyphonic Music of the Fourtheenth Century, vls.2-3. Monaco: Editions de L’Oiseau-Lyre, 1956-57 (полное издание муз. сочинений Машо);
- Le Jugement du roy de Behaigne and Remède de Fortune , text ed. by James Wimsatt & William Kibler, music ed. by Rebecca Baltzer. Athens: Univ. of Georgia Press, 1988 (в поэме «Снадобье Фортуны» переизданы текст и музыка; издание содержит также англ. перевод);
- Le livre du Voir Dit, ed. by D. Leech-Wilkinson, transl. by R.B. Palmer. New York, 1998;
- Le Livre du Voir Dit, ed. and trans. P. Imbs, revised with an introduction by J. Cerquiglini-Toulet. Paris, 1999.
-
The complete poetry and music. General editors Yolanda Plumley and R. Barton Palmer:
- (содержит тексты «Le Jugement dou Roy de Behaingne», «Le Jugement dou Roy de Navarre», ноты «Lay de Plour»; все тексты — с переводом на англ.)
- Volume 2. The Boethian poems, Le Remede de Fortune and Le Confort d’Ami, ed. by Uri Smilanksy. Medieval Institute, 2019. ISBN 9781580443746
- Volume 3. --
- Volume 4. --
- Volume 5. --
- Volume 6. --
- Volume 7. --
- Volume 8. --
- Volume 9. The motets, ed. by Jacques Boogaart. Medieval Institute, 2018. ISBN 9781580443029
- Volume 10. The lays, ed. by Uri Smilansky, Yolanda Plumley and Tamsyn Mahoney-Steel (forthcoming)
- Volume 11. The rondeaux and virelais, ed. by Uri Smilansky, Yolanda Plumley, Tamsyn Mahoney-Steel, Anne Stone, R. Barton Palmer (forthcoming)
- Volume 12. The ballades, ed. by Yolanda Plumley, Anne Stone, Tamsyn Mahoney-Steel, R. Barton Palmer (forthcoming)
Библиография
- Eggebrecht H.H. Machauts Motette Nr. 9 // Archiv für Musikwissenschaft, Jge. XIX—XX (1962-3), SS.281-93; Jg. XXV (1968), SS.173-95.
- Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Сборник статей. Составитель В. Н. Холопова.- М.: Музыка, 1978, с.7-47.
- Сапонов М. А. «Стройные формой любовные песни»: Манифест эпохи Ars nova // Старинная музыка, 2000, № 4, с.14-15.
- Earp L. Guillaume de Machaut. A guide to research. New York, 1995.
- Гильом де Машо. Пролог к «Сказанию о саде». Перевод со среднефранцузского М. А. Сапонова // Старинная музыка, 2000, № 4, с.16-19.
- Cerquiglini-Toulet, Jacqueline . Guillaume de Machaut et l’écriture au XIVe siècle: «un engin si soutil». Paris: Champion, 2001. 278 p. ISBN 9782745305848 .
- Guillaume de Machaut: 1300—2000. Actes du Colloque de la Sorbonne 2000 / Textes réunis par J. Cerquiglini-Toulet et N. Wilkins. P., 2002. ISBN 2-84050-217-8 [сб. докладов на междунар. конгрессе, посвящённом юбилею Машо].
- Лебедев С. Н. Super omnes speciosa. Латинская поэзия в музыке Гильома де Машо // Старинная музыка, 2004, № 3-4, с.33-38. [содержит алфавитный указатель всех мотетных текстов]
- Гильом де Машо. Латинские стихотворения в переводах О. Лебедевой // Старинная музыка, 2004, № 3-4, с.39-44.
- Leach E.E. Guillaume de Machaut: secretary, poet, musician. Ithaca, N.Y.; London: Cornell University Press, 2011. ISBN 9780801449338 .
- Лебедев С. Н. Машо // Большая российская энциклопедия . Том 19. Москва, 2011, с. 433—434.
- Peraino, Judith. Giving voice to love: Song and self-expression from the troubadours to Guillaume de Machaut. Oxford: Oxford University Press, 2011.
- A companion to Guillaume de Machaut, ed. by D. McGrady and J. Bain. Leiden: Brill, 2012. ISBN 9789004225817 ( ).
Ссылки
- (со ссылками на оцифрованные рукописи)
- (цифровые факсимиле)
- [lib.ru/INOOLD/MASHO/apprehende.txt Стихотворение «Облекись в доспехи…»] (лат. оригинал и рус. перевод)
- (Здесь же приводится русский перевод Пролога к «Сказанию о саде»)
- (Эксетер, Великобритания)
- 2020-01-25
- 1