Маршалл, Нил (режиссёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Маршалл Дэвид Салинс (Салинз, Сахлинс, англ. Marshall David Sahlins ; 27 декабря 1930, Чикаго — 5 апреля 2021) — американский антрополог , специалист по экономической и исторической антропологии. Доктор философии (1954), заслуженный именной сервис-профессор Чикагского университета (эмерит), член Национальной академии наук США (1991).
Родился в светской еврейской семье; его мать участвовала в русской революции 1905 года и была почитательницей анархистки Эммы Гольдман . Семейное предание выводило их происхождение от основателя хасидизма Баал-Шем-Това .
Окончил Мичиганский университет (1951), где учился с Лесли Уайтом , получил там степени бакалавра и магистра. В 1954 получил докторскую степень в Колумбийском университете . Среди преподавателей и коллег-студентов, повлиявших на него интеллектуально — Карл Поланьи , Джулиан Стюард , Эрик Вульф , Сидни Минц , .
В 1957 году стал доцентом Мичиганского университета. Преподавал в Колумбийском и Мичиганском университетах, с 1973 — профессор Чикагского университета . Вёл полевые исследования на островах Фиджи, Гавайи и Новая Гвинея, а также в Турции.
В 1960-х годах был активен в антивоенном движении против войны во Вьетнаме, ввёл в обиход термин «teach-in» для обозначения одной из форм протеста (преимущественно студенческого), подписал письмо писателей и редакторов, призывавших бойкотировать военный налоговый сбор; проведя два года в Париже, воочию наблюдал « Красный май » 1968 года. В 2013 году покинул Национальную академию искусств и наук США , в которую входил с 1976 года, в знак протеста против её милитаризации (но также и против избрания в её состав его оппонента Наполеона Шаньона ).
В 2001 году основал небольшое издательство Prickly Paradigm .
Салинс стремился показать значимость культуры в формировании структуры общества, критиковал идею «человека экономического», характерную для многих экономических воззрений, и стремился показать культурную специфичность экономических систем.
После публикации Culture and Practical Reason (1976) исследовал взаимоотношение истории и антропологии. В работе Evolution and Culture (1960) поднимает вопросы культурной эволюции. Салинс вводит понятие общей и специфичной эволюции. Общая эволюция характеризуется тенденцией к усложнению и адаптации, специфичная эволюция обусловлена различными темпами и направлениями развития, временем вхождения элемента (например, изобретения) в жизнь общества. Практическая деятельность Салинса связана с Тихоокеанским регионом, прежде всего — островами Фиджи и Гавайи. Позиция Салинса в оценке культур — культуры «дикарей» равноценны европейским, но существенно отличаются от них.
В 2013 году он издал обобщающую работу о подходах к изучению родства в антропологии «Что такое родство — и чем оно не является» .
Труды Салинса служили одним из основных источников работ Джона Зерзана , и работ Боба Блека «Упразднение работы» и «Первобытное изобилие».
Занимает второе место в топ-10 влиятельных антропологов 2010—2020 гг. по версии AcademicInfluence.com .