Interested Article - Стоп-кадр

Финал фильма Франсуа Трюффо « 400 ударов ». Антуан Дуанель ( Жан-Пьер Лео ) сбегает из интерната, чтобы осуществить свою мечту — увидеть море и обрести свободу. Он поворачивается к камере, изображение застывает и далее показывается крупным планом растерянное лицо героя. Этот стоп-кадр называют одним из самых известных в истории кино

Стоп-кадр — приём, с помощью которого создаётся эффект остановки . Стоп-кадр применяется в художественном и документальном кино, телевидении, рекламе, журналистике и так далее . На киноплёнке изобразительный эффект достигается посредством многократного печатания одного кадра, что позволяет художественными средствами выделить необходимый период действия, указать на его важность, дать детально рассмотреть происходящее зрителю .

Приём может заключаться в кратком «замораживании» действия или предназначаться для завершения эпизода и фильма . Один из наиболее известных в истории кино примеров завершения фильма стоп-кадром, содержится в финале драмы Франсуа Трюффо « 400 ударов » (1959) . Некоторые стали ему подражать в этом отношении, а сам французский режиссёр в 1965 году говорил, что частое применение стоп-кадра должно быть менее заметным для зрителя, так как в противном случае становится «формальным приёмом»: «Теперь это для меня чисто драматургическое средство, и эффективно оно лишь тогда, когда стоп-кадры настолько коротки, что зритель их не замечает. Вы, вероятно, знаете, что изображение воспринимается нами, начиная с… ну скажем, необходимо хотя бы восемь кадриков, чтобы увидеть отдельный план в кино… И уже в „ Нежной коже “ я стал делать остановки только на восемь кадров вместо тридцати— тридцати пяти, как в „ Жюле и Джиме “. Теперь меня привлекают невидимые глазу трюки» . Другим известным примером, повлиявшим на другие фильмы, является финальный стоп-кадр в вестерне Джорджа Роя Хилла « Бутч Кэссиди и Санденс Кид » (1969). Главные герои обречены на гибель, но их смерть не показывается: с парой револьверов они выбегают на улицу, где их ждут превосходящие силы военных .

При использовании видеокамер в определённый момент времени на неё подаётся сигнал и она выдаёт постоянный зафиксированный в её памяти кадр. При просмотре видеоинформации, записанной в режиме «стоп-кадр», на экране в течение некоторого времени фактически представлена «фотография», при этом скорость, с которой так называемый «фотоснимок» выдаётся на экран, составляет примерно 25-30 кадров в секунду . При редактировании цифрового медиаконтента используются возможности специальных программ .

Вероятным изобретателем техники стоп-кадр часто называют французского пионера кино Жоржа Мельеса . В своих фильмах он использовал скрытый монтаж (стоп-кадр), этот трюк позволял неожиданно убрать какой-либо объект в сцене или заменить его . Примерно за год до Мельеса трюк с заменой был применён в американском фильме режиссёра Альфреда Кларка « Казнь Марии Шотландской » (1895) . Первым применившим стоп-кадр для остановки движения на экране называют режиссёра Альфреда Хичкока (комедия « Шампанское »; 1928) . Стоп-кадр как бы «останавливает мгновение: представляя собой, по сути, фотографию, он производит на зрителя совершенно иное впечатление, чем фотоснимок, потому что из цепи последовательных кадриков режиссёр или журналист выбирают один, фиксируют на нём внимание и тем самым передают идею остановленного времени» . В статье французского теоретика кино Андре Базена «Онтология фотографического образа» ( Ontologie de l’image photographique ; 1958) отмечалась взаимосвязь между фотографией и кино. По его мнению: кино представляет собой «завершение фотографической объективности во временном измерении» . Благодаря динамике в кино преодолевается статичность фотографии, которая существует только в линейном времени .

Американский кинокритик, философ Сьюзен Зонтаг в сборнике эссе « О фотографии » ( On Photography ; 1973—1977) заметила, что «неподвижный кадр» противоречит самой форме кино, также как и фотография противоречит «жизни общества», представляющей собой «развитие во времени»: «Сфотографированный мир находится в таком же неточном соотношении с реальным миром, как стоп-кадры с фильмом» . Размышляя о художественных особенностях фоторомана французского режиссёра Криса Маркера « Взлётная полоса » (1962), образный ряд которого состоит из сменяющих друг друга «неподвижных» снимков, Зонтаг писала, что фотография, «прервавшая течение фильма, ошеломляет — вмиг преобразуя настоящее в прошлое, жизнь в смерть» .

Примечания

  1. Sandra Heinen, Roy Sommer. . — Walter de Gruyter, 2009. — 319 с. — P. 160. — ISBN 978-3-11-022242-5 . 6 ноября 2023 года.
  2. , с. 409.
  3. Ebert, Roger (англ.) . . Дата обращения: 6 ноября 2023. 26 января 2023 года.
  4. (6 октября 2016). Дата обращения: 6 ноября 2023. 6 ноября 2023 года.
  5. Gunning, Cathal (англ.) . ScreenRant (12 сентября 2023). Дата обращения: 6 ноября 2023. 20 сентября 2023 года.
  6. .
  7. , с. 308.
  8. (укр.) . Офіційний вебпортал парламенту України . Дата обращения: 6 ноября 2023.
  9. .
  10. , с. 23.
  11. , с. 95.
  12. Грознов, Олег. . — М. : Бомбора, 2023. — С. 26. — 402 с. — ISBN 978-5-04-553655-4 . 7 ноября 2023 года.
  13. Андреев, Андрей. . Журнал «Сеанс (8 декабря 2011). Дата обращения: 7 ноября 2023. 14 июня 2020 года.
  14. (англ.) . Harvard Film Archive (1 августа 2013). Дата обращения: 7 ноября 2023.
  15. , с. 208.
  16. , с. 45.
  17. , Комментарии, с. 349—350.
  18. , с. 112.
  19. , с. 98.

Литература

  • Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. — Минск: Тесей, 2008. — 392 с. — ISBN 978-985-463-256-8 .
  • Базен, Андре . Что такое кино? [: сб. статей ]. — М. : Искусство , 1972. — 382 с.
  • Беленький, И. История кино: Киносъёмки, кинопромышленность, киноискусство. — М. : Альпина Паблишер, 2019. — 405 с. — ISBN 978-5-9614-1813-2 .
  • Карцева, Е. Хилл Джордж Рой // Кино США: режиссёрская энциклопедия. — М. : ВГИК, 2015. — С. 308—309. — 356 с. — ISBN 978-5-87149-171-3 .
  • Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М. : Сов. энциклопедия, 1987. — 640 с.
  • Сонтаг, Сьюзен. О фотографии. — М. : ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с. — ISBN 978-5-91103-136-7 .
  • Трюффо, Ф. Трюффо о Трюффо / Пер. с фр. / Вступ. ст. К. Разлогова; коммент. Н. Нусиновой. — М. : Радуга, 1987. — 456 с.
  • Эстетика журналистики / А. И. Беленький [и др.]; под ред. М. А. Бережной. — СПб. : Алетейя, 2018. — 252 с. — (Петербургская школа журналистики и МК). — ISBN 978-5-907115-07-1 .

Ссылки

  • Кирьянов, Дмитрий; Кирьянова, Елена. // Видеомонтаж, анимация и DVD-авторинг для всех: Adobe Premiere Pro CS4 и After Effects CS4. — СПб. : БХВ-Петербург, 2010. — С. 88—89. — 2010 с. — ISBN 978-5-9775-0383-9 .
Источник —

Same as Стоп-кадр