Interested Article - Крестовоздвиженский собор (Могилёв)
- 2020-08-29
- 1
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 513Г000012 |
Свято-Крестовоздви́женский собо́р (ранее Бори́со-Гле́бская це́рковь ) — храм, расположенный в городе Могилёве . Кирпичная церковь, называемая иногда Борисо-Глебской, была построена на средства верующих в 1869 году; её закрыли при наступлении советской власти. Вновь открыта с 1941 года и долгое время оставалась единственным действующим храмом в городе. В 1986 году церковь переименовали в Свято-Крестовоздвиженский собор. Храм двупрестольный : главный — в память Воздвижения Животворящего Креста Господня , второй престол — во имя святых Бориса и Глеба . Памятник архитектуры византийского направления ретроспективно-русского стиля ( эклектики ). Имеет место соединение черт классицизма и московского культового зодчества XVII века.
История
Предыстория
Документы XVII века сохранили данные о некоем Борисо-Глебском (Крестовоздвиженском) храме. Считается, что то же название носила деревянная церковь в древности. Акт передачи православным Борисо-Глебского храма, датируемый 1634 годом, уже в то время свидетельствует о нахождении на месте церкви древнего Крестного-Борисо-Глебского православного монастыря. Данный монастырь стал местом размещения первой православной епископской кафедры Иосифа (Бобриковича) , первого самостоятельного белорусского епископа. При Борисо-Глебском храме и монастыре постоянно жил и второй епископ белорусский в Могилёве Сильвестр Коссов . Именно здесь в 1637 году был созван им первый Могилевский епархиальный собор; также была основана типография. В 1646 году скончался киевский митрополит Петр Могила и на его место избрали Сильвестра. Не прекращая усилий, он постоянно вел борьбу с униатами, стремясь возвратить захваченный ими православный Спасский монастырь в Могилеве. Благодаря его стараниям и влиянию митрополии, эта древняя святыня в 1650 году была возвращена православным. В нем устроили кафедру и резиденцию православных могилевских епископов с епархиальной консисторией, братством, духовной школой, типографией и богадельней-госпиталем. С того времени в Крестном-Борисо-Глебском монастыре началась тихая, спокойная иноческая жизнь. В период русско-шведской войны в начале XVIII века г. Могилев сильно пострадал от боевых действий и пожаров, сгорел и Крестно-Борисо-Глебский монастырь. После пожара был восстановлен только храм. Главный престол в нем по-прежнему назывался Воздвиженским, а правый придел — Борисо-Глебским. .
Дальнейшая история
Храм возвели в 1869 году из кирпича . Постройка состоялась благодаря пожертвованиям православных жителей Могилёвщины . Согласно « Могилёвским епархиальным ведомостям » (№ 17, 1913 год) 1 августа того же года состоялось награждение псаломщика Крестовоздвиженской церкви Ивана Меньковича за 50-летнее отлично-усердное служение золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте от Государя Императора по докладу Священного Синода .
Закрытая с приходом советской власти, церковь вновь стала действующей лишь в 1941 году, после захвата Могилёва , и оставалась ею долгое время, когда остальные храмы города были закрыты. В 1970-е годы протоиереем в храме был Михаил Кузьменко, исследовавший историю Могилёвской епархии от времени её создания до 1917 года.
По указу митрополита Минского и Белорусского Филарета от 1 апреля 1986 года состоялось переименование Свято-Борисо-Глебской церкви в Свято-Крестовоздвиженский собор .
Основной придел главного храма собора — в память Воздвижения Животворящего Креста Господня, второй престол — во имя святых Бориса и Глеба. Это стало причиной того, что сам собор часто в народной молве и литературе называется Борисо-Глебским .
Много лет настоятелем собора был протоиерей Евгений Омеленюк, похороненный в 2013 году за алтарём церкви . Настоятелем является протоиерей Сергий Лобода . Расположен собор в переулке Брюсова, 2 .
Архитектура
По мнению одних исследователей, собор представляет собой памятник архитектуры византийского направления ретроспективно-русского стиля (эклектики ). Согласно другим источникам, для архитектурно-стилевой трактовки храма характерно соединение черт классицизма ( рустованные пилястры по углам, профилированный карниз основного объёма) и московского культового зодчества XVII века ( пятикуполье , килевидные завершения закомар и порталов , очертание наличников окон) .
Решение для крестово-купольного храма было найдено в прямоугольном, приближенном в плане к квадрату объёме и трёх округлых (полуциркульных , полуциндрических ) апсидах на алтарной стене в северной части, незначительно выступающих из объёма . Завершением покатой четырёхскатной крыши служит пятикуполье. Оно состоит из мощного цилиндрического светового барабана с большим луковичным куполом и угловых «апостольских» куполков той же формы, только масштабно уменьшенных и расположенных на глухих барабанчиках . Главный и боковые фасады имеют карниз, над которым возведены килевидные фронтоны . Как оформление трёх входных порталов и арочных оконных проёмов использованы пластично насыщенные наличники. Украшением фасадов служат ажурные городковые пояса. Благодаря своей белизне пластичный декор , который, по мнению исследователей, насыщает те же фасады и включает в себя угловые рустованные лопатки и карниз с обломами и аркатурным фризом (иногда описание декора включает колонки и стилизованные кокошники ), выделен на охристом фоне стен . Целый ряд деталей придаёт неповторимость храмовому образу и свидетельствует об оригинальности его архитектурного замысла, а именно те же угловые рустованные пилястры, сложный антаблемент со слоистым карнизом на сухариках и аркатурным фризом, кокошники, обрамления окон с полуколонками , плоскими сандриками и кокошниками, подзоры на апсидах, зубчатые фризы верхней части барабана большего купола и другие . Кроме того, по мнению исследовательницы Чернявской Т. И., такие элементы, как кокошники, орнаментальный фриз и обрамления оконных проёмов, «напоминают изменённые формы древнерусской архитектуры » .
Завершением трёх нефов , на которые расчленён четырьмя мощными пилонами , поддерживающими купол барабана, молитвенный зал храма, служат полукруглые апсиды . Два столба, расположенные при входе, являются несущими для галереи хоров .
Концом XX века датируется возведение при соборе деревянной часовни , представляющей собой центрическое четырёхгранное строение. Здание накрыто двухъярусной шатровой крышей. Завершением срубных граней часовни, в которых прорезаны прямоугольные оконные и дверные проёмы, являются треугольные фронтоны .
Иконы
В соборе ранее хранился почитаемый список Могилево-Братской иконы Божией Матери , считающийся интересной по иконографии местной интерпретацией западноевропейских сюжетов. На иконе сидящая Богородица , обращённая в левую сторону, обеими руками поддерживает младенца Христа . Христос, стоя на коленях Богоматери, обнимает её левой рукой за шею. Чеканный головной убор, который покрывает голову Богородицы, напоминает платок . Из собора один из списков иконы, отличающийся от классического списка изображением корон над головами Богородицы и дитя Иисуса, был передан в Свято-Никольский монастырь и хранится в Свято-Никольской церкви .
Комментарии
- Иногда указывается такой адрес, как Брюсова, 4. См.: . Могилёвская епархия. Дата обращения: 31 мая 2015. 27 июня 2015 года.
- Иногда купол характеризуется как высокий, цилиндрический ( Чарняўская Т. I. Барысаглебская царква // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Магілёўская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 52—53. — 408 с. — 5500 экз. ) и массивный ( Чарняўская Т. I. Архітэктура Магілёва. З гісторыі планіўрокі і забудовы горада. — Мн. : Навука і тэхніка, 1973. — С. 56. )
- Иногда указывается, что завершением главного фасада служат лучковый (в центре) и треугольные (по бокам) фронтоны. См.: Борисоглебские церкви // Могилёв: Энцикл. словарь / Редкол. И. П. Шамякин (гл. ред.) и др.. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 103. — 472 с. — ISBN 5-85700-028-9 . ; Чарняўская Т. I. Барысаглебская царква // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Магілёўская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 52—53. — 408 с. — 5500 экз.
- Иногда указываются как крестовые в плане столпы . См.: Борисоглебские церкви // Могилёв: Энцикл. словарь / Редкол. И. П. Шамякин (гл. ред.) и др.. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 103. — 472 с. — ISBN 5-85700-028-9 . ; Чарняўская Т. I. Барысаглебская царква // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Магілёўская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 52—53. — 408 с. — 5500 экз.
Примечания
- ↑ Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2001. — С. 121. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7 .
- ↑ Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 244—245. — ISBN 978-985-11-0389-4 .
- ↑ Борисоглебские церкви // Могилёв: Энцикл. словарь / Редкол. И. П. Шамякин (гл. ред.) и др.. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 102—103. — 472 с. — ISBN 5-85700-028-9 .
- ↑ Чарняўская Т. I. Архітэктура Магілёва. З гісторыі планіўрокі і забудовы горада. — Мн. : Навука і тэхніка, 1973. — С. 56.
- ↑ Борисенко Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край: сборник экскурсий. Ч. 1—2. — Могилёв: Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя, 2007. — С. 662—665. — 831 с. — ISBN 978-985-6848-05-9 .
- ↑ . Свято-Крестовоздвиженский собор. Дата обращения: 31 мая 2015. 21 июня 2015 года.
- ↑ . Могилёвская епархия. Дата обращения: 31 мая 2015. Архивировано из 30 июня 2015 года.
- ↑ . Piligrim.by. Дата обращения: 31 мая 2015. 30 мая 2015 года.
- ↑ Лаўрэцкі Г. А. Магілёўскія Барысагле́бскія цэ́рквы // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 9: Кулібін — Малаіта (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 1999. — С. 472. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0155-9 .
- ↑ Лаўрэцкі Г. А. Магілёўскія Барысаглебскія цэрквы // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 291. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 .
- ↑ Чарняўская Т. I. Барысаглебская царква // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Магілёўская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 52—53. — 408 с. — 5500 экз.
- . Могилёвская епархия. Дата обращения: 31 мая 2015. 27 июня 2015 года.
- Борисенко Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край: сборник экскурсий. Ч. 1—2. — Могилёв: Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя, 2007. — С. 603—604. — 831 с. — ISBN 978-985-6848-05-9 .
- Борисенко Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край: сборник экскурсий. Ч. 1—2. — Могилёв: Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя, 2007. — С. 633. — 831 с. — ISBN 978-985-6848-05-9 .
Литература
На русском языке
- Борисенко Н. С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край: сборник экскурсий. Ч. 1—2. — Могилёв: Могилевская областная укрупненная типография имени Спиридона Соболя, 2007. — С. 662—665. — 831 с. — ISBN 978-985-6848-05-9 .
- Борисоглебские церкви // Могилёв: Энцикл. словарь / Редкол. И. П. Шамякин (гл. ред.) и др.. — Мн. : БелСЭ, 1990. — С. 102. — 472 с. — ISBN 5-85700-028-9 .
На белорусском языке
- Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2007. — С. 244—245. — ISBN 978-985-11-0389-4 .
- Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі : энцыклапедычны даведнік. — Мн. : БелЭн, 2001. — С. 121. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7 .
- Лаўрэцкі Г. А. Магілёўскія Барысаглебскія цэрквы // Архітэктура Беларусі. — Мн. : БелЭн, 1993. — С. 291. — 620 с. — ISBN 5-85700-078-5 .
- Лаўрэцкі Г. А. Магілёўскія Барысагле́бскія цэ́рквы // Беларуская энцыклапедыя : У 18 т. Т. 9: Кулібін — Малаіта (белор.) / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў і інш. — Мн. : БелЭн , 1999. — С. 472. — 10 000 экз. — ISBN 985-11-0155-9 .
- Чарняўская Т. I. Архітэктура Магілёва. З гісторыі планіўрокі і забудовы горада. — Мн. : Навука і тэхніка, 1973. — С. 56.
- Чарняўская Т. I. Барысаглебская царква // Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі. Магілёўская вобласць. — Мн. : БелСЭ, 1986. — С. 52—53. — 408 с. — 5500 экз.
Ссылки
- . Свято-Крестовоздвиженский собор. Дата обращения: 31 мая 2015.
- . Могилёвская епархия. Дата обращения: 31 мая 2015. Архивировано из 30 июня 2015 года.
- . Piligrim.by. Дата обращения: 31 мая 2015.
- . Могилёвская епархия. Дата обращения: 31 мая 2015. 27 июня 2015 года.
- 2020-08-29
- 1