Ткачёв, Александр Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Систематик живой природы | |
---|---|
Исследователь, описавший ряд
зоологических
таксонов
. Названия этих таксонов (для указания авторства) сопровождают
обозначением
«
»
.
|
Алекса́ндр Никола́евич Формо́зов ( 1 ( 13 ) февраля 1899 Нижний Новгород — 22 декабря 1973, Москва ) — советский зоолог , биогеограф , эколог и художник- анималист . Мастер экологического анализа взаимосвязей между животными и природной средой. Доктор биологических наук (1935), профессор (1935).
Родился 1 ( 13 ) февраля 1899 года в городе Нижний Новгород в семье Николая Елпидифоровича Формозова (1871—1928) и Елизаветы Фёдоровны (урождённой Фёдоровой) .
Его отец был родом из Арзамаса , окончил семинарию в Нижнем Новгороде, после чего служил в этом городе в ряде учреждений. Сотрудничал в газете и в . Был страстным охотником. От него Александр Николаевич унаследовал любовь к природе и, вероятно, стремление выразить впечатления от своих встреч с нею в художественных очерках.
В 1909—1917 годах учился в Нижегородской мужской гимназии .
В 1917—1918 учился на химическом отделении Варшавского политехнического института , эвакуированного в Нижний Новгород. Летом 1917 и 1918 годов подрабатывал на брандвахте, картировавшей русло Северной Двины и Волги выше Нижнего Новгорода.
В 1919—1920 служил в Красной Армии , во время гражданской войны был на Южном фронте , попал в плен во время Мамонтовского прорыва. Заболел возвратным тифом, брошен отступающей деникинской армией на станции Белая Калитва . Умирающим спасён семьёй Губаревых с хутора Синегорского от верной смерти. Служил чертёжником в штабе армии Уборевича . Демобилизован до окончания гражданской войны, как «сотрудник транспорта» .
После этого учился на биологическом отделении Нижегородского университета .
В 1925 году окончил естественное отделение Московского университета .
В 1926 и 1928 годах принимал участие в экспедициях Академии наук СССР в Монголию и на Дальний Восток в качестве члена зоологического отряда.
В 1929 окончил аспирантуру Института зоологии МГУ.
В 1929—1930 годах — доцент Института прикладной зоологии и фитопатологии в Ленинграде .
В 1930—1956 — в МГУ (с 1930 — доцент, с 1935 — профессор; докторская степень присуждена без защиты диссертации).
В 1930—1934 также доцент Всесоюзного зоотехнического института пушно-мехового и охотничьего хозяйства .
В 1931—1932 — заведующий сектором в НИИ птицеводства и птицепромышленности; в 1932—1935 — заведующий научной частью, заместитель директора, консультант ВНИИ пушно-мехового и охотничьего хозяйства.
В годы Великой Отечественной войны Формозов занимался решением, обострившейся в военное время, проблемы предупреждения заразных заболеваний и эпидемий, проводя исследования экологии грызунов — переносчиков опасных инфекций применительно к местам формирования войсковых контингентов.
C 16 марта 1945 года начал работать в Институте географии АН СССР , по приглашению директора академика А. А. Григорьева .
В 1946 году организовал Отдел (лабораторию) биогеографии.
4 ноября 1947 года по предложению декана биологического факультета С. Д. Юдинцева Формозов выступил на дискуссии о внутривидовой борьбе (единственной официальной попытке в послевоенные годы поставить под сомнение теории Т. Д. Лысенко ). На ней А. Н. Формозов сделал доклад «Наблюдения за внутривидовой борьбой за существование у позвоночных». Два других доклада принадлежали акад. И. И. Шмальгаузену и проф. Д. А. Сабинину . Резолюцию учёного совета по результатам дискуссии с подписями всех его членов планировали послать в « Литературную газету ». Однако сначала газета « Социалистическое земледелие » сообщила о сборище реакционной профессуры. Потом «Литературная газета» предложила опубликовать резолюцию дискуссии только за тремя подписями докладчиков, а рядом опубликовала в пять раз большую по объему статью лысенковцев. А меньше чем через год состоялась августовская сессия ВАСХНИЛ , которая ознаменовала полную победу Т. Д. Лысенко и его сторонников. С Биологического факультета МГУ были уволены декан С. Д. Юдинцев, И. И. Шмальгаузен, Д. А. Сабинин . Формозов был выведен из учёного совета факультета, из членов редколлегии « Зоологического журнала », из учёного совета Института охотничьего промысла .
В 1955 году подписал « Письмо трёхсот », ставшее причиной отставки Лысенко с поста президента ВАСХНИЛ .
В 1956 году совершил двухмесячную поездку на 18 Международный географический конгресс (9-18 августа, Рио-де-Жанейро ), прочитал доклад на французском языке, совершил экскурсию по Бразилии , привёз в СССР коллекцию из 125 видов птиц и 12-15 млекопитающих .
Был приглашён на 16 Международный зоологический конгресс (1963, Вашингтон ) и на 20 Международный географический конгресс, как председатель биогеографической сессии, (1964, Лондон ), однако его не пустили.
20 ноября 1962 года ушёл на пенсию, но продолжил работу на должности старшего научного сотрудника и консультанта.
В августе 1967 года участвовал в работе 8 международного конгресса по изучению биологии охотничье-промысловых животных (Хельсинки), но не смог сделать доклад из-за гипертонического криза .
Ученики А. Н. Формозова, защитившие у него дипломные работы и кандидатские диссертации: , И. В. Зильберминц, К. С. Ходашова, Ю. Н. Куражковский , А. М. Чельцов , Т. В. Кошкина, Л. Г. Динесман , К. М. Эфрон , Л. П. Никифоров, Л. А. Гибет, А. Н. Солдатова, Б. Е. Карулин, И. А. Шилов , В. В. Лебедева, Б. А. Голов, Г. Е. Королькова, В. М. Смирин , Ю. А. Дубровский.
Скончался 22 декабря 1973 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (на художественном надгробии изображён горностай — работа его ученика, биолога и скульптора-анималиста В. М. Смирина ).
Автор работ по зоогеографии Поволжья, Кавказа, степных районов СССР, Монголии, в которых сделал обобщения экологического плана, устанавливающие сложную систему взаимоотношений климата, почв, растительности и животного мира. Рассматривал проблему жизненных или адаптивных форм.
Впервые рассмотрел деятельность позвоночных животных в степных и полупустынных районах и их влияние на особенности почв и растительного покрова степей и показал, что их деятельность — неотъемлемое условие существования более или менее стабильного степного сообщества.
В практике экологических исследований в 1930-е годы широкое распространение получила глазомерная оценка урожая плодов и семян на деревьях по шкале В. Г. Каппера (1930), составленной по 6-балльной системе (балл плодоношения) и позже переработанной А. Н. Формозовым (1934):
Для оценки урожая ягодных кустарников и кустарничков шкала А. Н. Формозова была видоизменена Г. А. Новиковым:
Шкала А. Н. Формозова в дальнейшем была преобразована А. Ф. Черкасовым в хозяйственную шкалу, где каждому баллу соответствует урожайность ягод в количественном выражении, кг/га: 1 — 20; 2 — 50; 3 — 100; 4 — 150; 5 — 200—500. Создана также шкала глазомерной комплексной оценки урожая ягод и грибов по баллам плодоношения .
Первая жена (c 1927) — Любовь Николаевна (в дев. Промптова; 1903—1990), сестра орнитолога А. Н. Промптова (1898—1948), после Второй мировой войны жена А. Л. Яншина .
Вторая жена — Варвара Ивановна Осмоловская (1916—1994), зоолог, кандидат биологических наук, дочь И. А. Бонч-Осмоловского
В честь А. Н. Формозова были названы:
Основные научные и научно-популярные труды: