Interested Article - Церковь Божией Матери Скапулярия (Мядель)
- 2021-08-15
- 1
Объект
Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 612Г000414 |
Костёл Божией Матери Скапулярия ( белор. Касцёл Маці Божай Шкаплернай ) — католический храм в городе Мядель , Минская область , Белоруссия . Относится к Будславскому деканату Минско-Могилёвского архидиоцеза . Памятник архитектуры в стиле позднего барокко с элементами рококо , построен в 1754 году . Церковь Божией Матери была основана при монастыре кармелитов и в настоящее время принадлежит босым кармелитам , что объясняет её посвящение Богоматери Скапулярия , кармелитский « Скапулярий Матери Божией» широко распространён в ордене. Храм включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь . Расположен по адресу: ул. Гагарина, 19/2.
В некоторых источниках, включая список историко-культурных ценностей, храм именуется Станиславовским костёлом . Однако это название ошибочно. Костел святого Станислава был привезен в Новый Мядель из Постав в 1842 году и был уничтожен партизанами в 1943 году при освобождении узников гетто . Официальное название храма при бывшем кармелитском монастыре — Церковь Божией Матери Скапулярия .
История
В сборнике древних грамот на латинском языке «Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wileńskiej = Codex diplomaticus ecclesiae cathedralis necnon Dioeceseos Vilnensis» . — T. 1. 1387—1507. — (Krakow, 1932) есть дарственная грамота полоцкого наместника Андрея Саковича от 21 февраля 1457 года для основанного им костела в Мяделе и освященного виленским епископом Николаем. На костел выделялась десятина улова рыбы со двора Андрея Саковича и пана Скемины («из дельницы нашей»), 4 ушата мёда, 2 поля под названием Леки и Ивановские и земля Стахово (Стаково), озеры Княгинино и Глубокое, ручей Княгиница «с язем». Грамотой утверждалась десятина любого зерна с пашни под названием Черничка, а также с Веречец (в более позднее время фольварок назывался Веретейка) и Смычи (фольварок в 20 км на северо-запад от Мяделя в гмине Маньковичской). В грамоте упоминается имение под названием Род (возможно, совр. деревня Рядки). Под грамотой поставили свои подписи виленский епископ Николай, виленский каноник и официал Николай, священник из окружения епископа Лука, почтенные вельможи Радзивилл Остикович, Ивашко Сакович, Войдел, Юшко Костолтович . Выдана грамота была в Мяделе (Miadely) во второй четверг перед праздником Святого Петра.
В Ватиканском архиве сохранилась грамота от 28 сентября 1459 года , согласно которой священник из Мяделя Томас де Ломани от имени луцкого электа Вацлава Рачковича платил в римской курии таксу в сумме 33,3 флорена .
В 1754 году Антоний Кощиц, владелец местечка Старый Мядель, построил каменную барочную церковь и монастырь для монахов ордена босых кармелитов . Церковь была освящена во имя Пресвятой Богородицы в день Успения 15 августа 1754 года .
В книге « Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии» (Витебск, 1896 год ) про костела в Старом Мяделе рассказывается следующее:
«В 1754 г. Антон Кощиц поселил в Старом Мяделе кармелитов-босых и построил для них каменные костел и монастырь. В этом костеле были реликвии св. Иустина, привезенные Кощицем из Рима; впоследствии эти реликвии перенесены в Мосар. В 1840 г. монастырь кармелитский был закрыт и обращен в православный женский монастырь, также закрытый в 1860 г. В 1866 г. открыт православный приход.
Стены церкви, росписанные некогда сценами страшного суда, ныне забелены. В склепе под церковью — гробницы: самого Антона Кощица, его брата-монаха и сына А. Кощица; одежда до сих пор сохранилась (на самом Кощице богатый „слуцкий пояс“); многие предметы расхищены во время переделки храма рабочими-евреями.
В доме священника находятся прекрасно сохранившиеся портреты Антона Кощица и его жены.
В 1 версте от Старого Мяделя, при дороге в местечко Кобыльник находится кирпичный, уже разрушающийся, столб, высотою до 3 саженей; по преданию, Кощиц „замуровал живьем“ в этом столбе няню своего единственного сына, умершего вследствие ее недосмотра» .
В 1772 году была освящена Кальвария , возведенная на узор Иерусалимской и служившая местом паломничества.
В 1830 году приход при кармелитском монастыре насчитывал 865 прихожан .
После Польского восстания 1830 года все монастыри кармелитов на территории современной Беларуси были закрыты. В 1832 году Мядельский монастырь был также упразднен. В Национальном историческом архиве Беларуси сохранились метрические книги Старо-Мядельского костела кармелитов босых за 1772 , 1780 — 1834 гг .
В 1834 году монастырский комплекс с костелом был передан Мядельскому девичьему монастырю .
После восстания 1863 года комплекс зданий бывшего монастыря были переданы православной Свято-Троицкой церкви (Старый Мядель) .
В 1921 году Мядель вошёл в состав межвоенной Польши .
6 октября 1927 года стараниями виленского архиепископа Ромуальда Яблжиковского монастырь и храм были возвращены ордену босых кармелитов .
11 ноября 1927 года в монастыре поселились «законники».
В 1928 году кармелиты начали строить новый Крестный путь ( Кальварию) по схеме Кальварии Зебжидовской . 27 мая 1928 года Кальварию освятил её епископ Владислав Бандурский. Однако реставрационные работы продолжались до начала Второй мировой войны. Усилиями последнего настоятеля монастыря в Мяделе о. Якобина Филка, перед войной Кальварию ежегодно посещали около 12 000 паломников, к причастию приступало ежегодно до 20 000 человек. Согласно свидетельству Ф. Селицкого, в д. Никулине обычай хождения в Мядель «на фэст» (праздник) существовал в междувоенный период. Женщины отправлялись в Мядель пешком на ночь . В годы войны, когда поток паломников снизился, количество причастников уменьшилось до 3000.
В 1939 году провинциальным викарием для монастырей в Вильно и Мяделе был назначен (3.10. 1871 , Ясень Тарновской епархии — 16.03. 1948 , Вильно ).
В годы Второй мировой войны монахи поддерживали польских партизан из бригады "Кмицица" Армии Крайовой . У крайовцев был радиоприемник из Мядельского монастыря .
11 сентября 1943 года здание монастыря в Старом Мяделе было сожжено советскими партизанами . Однако «законники» остались в местечке и трудились в чудом уцелевшей церкви.
8 февраля 1949 года был арестован и приговорен к ссылке на 25 лет в Казахстан ксендз Веселуховского костёла, проживающий в Мяделе , Григорий Андреевич Козеро (род. в 1908 году, д. Чатковщина Краковского воеводства). 22 июля 1949 года в Старом Мяделе также был арестован и на 25 сослан в Казахстан о. Якобин Юзефович Филек (род. в 1907 году , д. Борвальд Краковского воеводства ). Священники были освобождены от ссылки в 1956 году . В 1958 году кс. Филек, а в 1959 году кс. Козеро вернулись в Польшу .
Здание церкви в советское время использовалось под склад сельхозтехники.
В 1982 году возле костела проводили раскопки археолог М.М. Чернявский и З.С. Позняк . Исследована площадь 18 м². Обнаружена керамика XV—XVI вв., а также массивный каменный фундамент и фрагмент кирпичной кладки, которые, вероятно, являются остатками униатской церкви с госпиталем, известным по документам середины XVII в .
В 1989 году храм вновь вернули Католической Церкви и кармелитам в крайне запущенном состоянии.
К настоящему времени закончена наружная реставрация храма, планируются реставрация интерьера церкви и здания приходского дома .
В январе 2019 года СМИ Беларуси опубликовали новость о сенсационных находках, спрятанных в тайнике Мядельского костела. В стене костела обнаружили мощи святых и старые приходские книги. Реликвии были замурованы монахами в 1940 году. О тайнике стало известно из записки монаха, которая была обнаружена в архиве ордена босых кармелитов в Кракове . Среди находок — мощи святой Терезы, папы Григория Великого и святой Цецилии .
Архитектура
Здание костёла находится на невысоком холме, недалеко от парка и озера. Храм каменный, в стиле барокко , выполнен в форме восьмерик на четверике , увенчан гранёным куполом . Архитектура храма нетипична для архитектуры белорусского барокко . Наблюдаются архитектурные параллели с вильнюсским костёлом Сердца Иисуса .
Крестовая композиция церкви организована вокруг восьмигранного ядра, снаружи спрятана в кубическом объеме. С трёх сторон (кроме восточной алтарной стороны) храм обрамлён портиками . Конструкция массивного купола — двухчастная. Нижняя часть, опирающаяся на восьмерик, прорезана люнетами и лучковыми проёмами. Верхняя часть выполнена в виде восьмигранной башенки- фонаря и завершена сферической крышей. Под куполом проходит обходная галерея (сохранилась частично) .
Интерьер храма некогда был богато украшен фресками , от которых сохранились только фрагменты .
На территории храма также расположено двухэтажное здание приходского дома (плебани), требующее в настоящее время капитальной реставрации.
16 июля 1990 года прошло торжественное освящение храма .
Литература
- А. М. Кулагін. Каталіцкія храмы Беларусi. — Мінск: 2008. ISBN 978-985-11-0395-5
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 25 декабря 2012. 9 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 25 декабря 2012. Архивировано из 19 марта 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 25 декабря 2012. 12 сентября 2013 года.
- Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wileńskiej = Codex diplomaticus ecclesiae cathedralis necnon Dioeceseos Vilnensis. — T. 1. (1387—1507). Wydali Jan Fijałek i Władysław Semkowicz. — Kraków, 1948. — s. 252—253.
- Kodeks dyplomatyczny katedry i diecezji wileńskiej = Codex diplomaticus ecclesiae cathedralis necnon Dioeceseos Vilnensis. — T. 1. (1387—1507). Wydali Jan Fijałek i Władysław Semkowicz. — Kraków, 1948. — s. 256.
- Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии/ А. Сапунов, В.Друцкий-Любецкий. — Витебск: Губернская Типо-Литография, 1896. — С.240-241.
- Национальный исторический архив Беларуси. — Ф. 937, оп. 5, д. 69; Ф. 937, оп. 6, дд. 6, 18а.
- Сяліцкі Ф. Даўгінаўска-Будслаўска-Крывіцкі рэгіён на даўняй Віленшчыне (гістарычная хроніка)/ пераклад М. Гіля. — Паставы, 2009. — С. 5.
- Bednarczuk L. Od Naroczy do Niemna. Relacje partyzantów Kmicica, Łupaszki, Ronina (Armii Krajowej na Wileńszczyźnie) III 43 — VII 44 . — Gdańsk-Lipce, 2005.
- Karmelici bosi w Polsce 1605—2005. Księga jubileuszow/ Praca zbiorowa pod red. Czesława Gila. — Kraków, 2015. — S.8.
- Археалогія і нумізматыка Беларусі: Энцыклапедыя / Рэдкал.: В.В. Гетаў [і інш.]. — Мінск: БелЭн, 1993. — 702 с.; іл.
- ↑ Дата обращения: 25 декабря 2012. 5 марта 2016 года.
- Лубнеўскi I. Асвячэнне// Нарачанская зара. — № 84-85 (6459-6460). — 20 ліпеня 1990 г.
Ссылки
- от 19 марта 2011 на Wayback Machine
- 2021-08-15
- 1