Interested Article - Ипатий Потей
- 2021-04-21
- 1
Ипатий Потей ( Поцей , Потий , польск. Hipacy Pociej ; имя при рождении Адам Львович Тышкович ; 12 апреля 1541 , , Берестейский повет , Великое княжество Литовское — 18 июля 1613 , Владимир , Королевство Польское ) — государственный и церковный деятель Речи Посполитой , богослов , писатель -полемист, активный сторонник заключения Брестской унии . Писарь земский, затем судья земский берестейский (1580), каштелян берестейский (1588—1593), епископ Владимирский и Берестейский (1593—1599), униатский митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1599—1613).
Биография
Представитель шляхетского православного рода Потеев герба « Вага » из Подляшья . Родился в Рохачах, старший сын дворянина и писаря господарского (ум. 1550), придворного королевы Боны , и Анны Лозы.
Получил очень хорошее образование, сначала в кальвинистской школе, устроенной кн. Николаем Радзивиллом , а затем в Краковской академии . Поступив на службу к князю Радзивиллу, симпатизировавшему протестантским идеям, Ипатий сделался кальвинистом . Крайности, до которых доходили литовские вольнодумцы, особенно антитринитарии , а также борьба между отдельными религиозными учениями (кальвинисты, антитринитарии, субботники и др.), были причиной того, что в 1574 году Потей вернулся к православию и оставил службу у князя Радзивилла. В том же году он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного волынского князя .
В 1580 году получил звание земского судьи в Бресте, а в 1589 году был назначен Сигизмундом III на видную должность каштеляна брестского . Нравственный и умственный уровень православного духовенства в Литве стоял в то время очень низко . Православные массово переходили в протестантизм. Деятельность иезуитов , которые с большим успехом боролись против увлечения реформацией, не могла не обратить на себя всеобщего внимания. Вышедшая около этого времени книга иезуита Петра Скарги « », доказывавшая, что единственное средство спасти православие от увлечения ересями — соединение с Римской католической церковью, увлекла очень многих и в том числе Потея, который стал сторонником унии с Римом. В 1594 году он овдовел, принял монашество и занял кафедру епископа Владимирского. Ещё за два года до этого он вместе с четырьмя другими западнорусскими епископами подписал тайное постановление относительно унии западно-русской церкви с Римом в смысле одного иерархического соединения церквей.
В 1595 году Ипатий, вместе с Кириллом Терлецким , епископом острожским, отправился в Рим, с соборной грамотой западнорусских епископов к папе . Внешний блеск католического культа и то обстоятельство, что православные, преследуемые польским правительством, начали сближаться со своими товарищами по несчастью — протестантами, сделали Ипатия убеждённым католиком. Он горячо принялся за распространение унии. В своих проповедях Ипатий обличал православных за их связь с протестантами, убеждал их принять унию. Для достижения своей цели Поцей успешно использовал свои литературные таланты. С этой целью Ипатий издал в 1595 году брошюру «Уния, альбо Выклад преднейших артикулов к зъодноченью Греков с костелом Римским належащих» , в 1608 году — «Гармонию, альбо Согласие веры, сакраментов и церемоний святыя Восточныя Церкви с костелом Римским» , в 1598—1600 годах три раза издавал составленное по его поручению сочинение «Антиррисис», в приложении к которому помещал свои статьи. Его проповеди (изданы после смерти Ипатия в 1674 году и переиздавались несколько раз) преследовали ту же цель. Особенным богословским содержанием отличается его ответ Александрийскому патриарху Мелетию (Пигасу) . В процессе подготовки унии Потею и епископу Кириллу (Терлецкому) содействовал грекокатолический священник Пётр Аркудий .
В 1599 году был назначен митрополитом . В 1601 году православный архимандрит Иларион (Масальский) торжественно предал Ипатия Потея анафеме в церкви Супрасльского монастыря , за что привлечен Потеем к суду и декретом польского короля Сигизмунда III от 19 января 1602 года был осужден на изгнание из отечества; 8 августа 1607 года Иларион (Масальский) обратился к митрополиту Потею с просьбою о прощении, и ему дозволено было возвратиться в Супрасльский Благовещенский монастырь, где он и провёл последние дни .
Похоронен в крипте Успенского собора во Владимире .
Семья
Был женат на княжне Анне Головни-Острожецкой (ум. ок. 1590 ), дочери князя Фёдора Головни-Острожецкого (ум. 1569 ) и Анны Семёновны Одинцевич. Дети:
- Ян Потей — писарь земский ( 1616 ), затем подсудок земский брест-литовский ( 1629 );
- Пётр Потей (ум. 1647 ), писарь земский брест-литовский ( 1643 );
- Криштоф Потей (ум. 1605 );
- Александра Потей, жена Фредерика Подгородецкого;
- дочь, жена князя Яна ;
- дочь, жена воеводы белзского Рафаила Лещинского ( 1579 — 1636 ).
Память
В честь Ипатия Потия было названо село Потиевка Житомирской области.
Примечания
- ↑ / под ред. — Варшава: 2020. — С. 128. — ISBN 978-83-65880-89-5
- ↑ от 18 июля 2021 на Wayback Machine Новый энциклопедический словарь
- ↑ от 18 июля 2021 на Wayback Machine Энциклопедический словарь
- Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии // . — М. , 1999. — Т. II. — С. 15—22. 16 октября 2015 года.
- Напечатана в виленской типографии Мамоничей . Сохранилась в одном экземпляре, причём неполном. Имеющийся текст воспроизведён в т. 7 «Исторической библиотеки, издаваемой Археографическою комиссиею», он же книга 2 «Памятников полемической литературы в Западной Руси», 1882, стлб. 111—168.
- Там же, стлб. 169—222.
- . Дата обращения: 16 ноября 2011. 16 марта 2012 года.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1894. — Т. XIII. — С. 290—291.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 125—126.
- Ozorowski E. Pociej Hipacy // Słownik polskich teologów katolickich. — T. 3. — Warszawa, 1982. — S. 385—387.
- Гайдай Л. История Украины в личностях, терминах, названиях и понятиях. — Луцк: Вежа, 2000.
- Падокшын С. А. Іпацій Пацей: царкоўны дзеяч, мысліцель, пісьменнік на пераломе культурна-гістарычных эпох. — Мн.: Беларуская навука, 2001. — 118 с. — ISBN 985-08-0393-2 .
- Дмитриев М. В. . — М. : Издательство Московского университета, 2003. — 320 с. — (Труды исторического факультета МГУ: Вып. 22; Сер. II, Исторические исследования: 7).
- Веремеев С. Ф. // Novogardia. 2020. — № 2 (6). — С. 194—206.
- Веремеев С. Ф. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2021. — № 1 (13). — С. 52-73.
- 2021-04-21
- 1