Interested Article - Консервативная революция

«Консервати́вная револю́ция» ( нем. Konservative Revolution ) — немецкое национал-консервативное философское и политико-идеологическое течение, возникшее и развивавшееся в период, последовавший за окончанием Первой мировой войны , в эпоху Веймарской республики .

Термин «Консервативная революция» использован в 1950 году швейцарским, немецким историком и политиком Армином Молером вслед за Фридрихом Энгельсом .

Энгельс писал в 1848 году в связи с польским восстанием в ноябре 1830 : «Восстание 1830 года не было ни национальной […], ни социальной или политической революцией , оно не изменило внутреннее положение людей. Это была консервативная революция». .

Наиболее известными представителями консервативно-революционного движения называются Юлиус Эвола , Эдгар Юлиус Юнг , Артур Мёллер ван ден Брук , Эрнст Юнгер , Штефан Георге , Карл Шмитт , Отмар Шпанн , Освальд Шпенглер . При этом взгляды Юлиуса Эволы по сравнению с немецкими консервативными революционерами, во многом совпадая в их негативной части, сильно отличаются в позитивной .

Идеи, исповедовавшиеся представителями консервативно-революционного движения, как правило, рассматриваются в контексте развития т. н. « идеологий третьего пути » (или « третьей позиции ») , противопоставляющих себя как марксизму , так и либерализму .

Мыслители, относившие себя к консервативно-революционному лагерю, были сторонниками «нового» консерватизма и национализма , имеющего специфически немецкую, прусскую природу. Подобно другим консервативным движениям того же периода, они искали способ противодействия набирающему силу коммунистическому движению , при этом некоторые из консервативных революционеров были сторонниками «консервативного социализма » .

Армин Молер , в своей книге «Консервативная Революция в Германии 1918—1932» ( нем. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918–1932 ) , говоря о консервативно-революционном движении в целом, отмечает, что для правой версии «консервативной революции» были характерны: расизм , династический монархизм , империализм , антикоммунизм , атлантизм , нейтральное отношение к капитализму , часто католическая ориентация и связь с Южной Германией ( Бавария ) и Австрией .

Напротив, для левой версии консервативной революции характерны: этнический дифференциализм (без расизма ), социализм и органическая демократия , симпатии к Советской России и к Востоку в целом, евразийство , антикапитализм , протестантские (или языческие ) тенденции, ориентация на Пруссию и Восточную Европу .

Вместе с тем, у обеих версий консервативной революции существовало много общего. Так для консервативно-революционного движения в целом характерны: национализм, ориентация на автаркийное развитие Германии, неприязнь к Просвещению и современной ментальности (вытекающей из духа Французской революции и реформ 1848 года ), ориентация на создание «нового порядка», интерес к древней истории Германии , идея справедливого общества, основанного на принципе солидарности (демократической или иерархической), сочетание архаических и традиционных элементов с современной технической мыслью .

Предыстория «идеологии Третьего пути»

Ряд авторов полагает, что консервативно-революционное движение 20-30-х гг. XX в. представляет собой один из продуктов развития европейского консерватизма, который, в свою очередь, явился результатом осмысления последствий Великой французской революции. В частности, среди «предтеч» консервативной революции выделяют таких радикально-консервативных мыслителей XIX в. как Жозеф де Местр , Луи Бональд и Доносо Кортес . Сам термин «революционный консерватизм» впервые употребил славянофил Ю. Самарин в одноимённой работе, опубликованной в Берлине в 1875 году . Артур Мёллер ван ден Брук считал одним из выразителей «революционно-консервативной» идеи Ф. Достоевского . Среди собственно немецких мыслителей, повлиявших на позднейшее консервативно-революционное движение можно указать Фихте , Гердера , Арндта , Яна , и, наконец, Ницше .

В отличие от обычных правых исторические «консервативные революционеры» не отрицали глубинного кризиса в политическом и социальном пути Европы, не утверждали безусловной ценности дореволюционного порядка. Вопреки правым, они полагали, что этот кризис — не просто продукт внешнего, постороннего воздействия (шедшего от антихристианских, антимонархических и антиевропейских сил, собирательно называемых « масонством » или «пара-масонством»). Однако схожесть с левыми в оценке кризисного положения дел в дореволюционном порядке, никоим образом не предполагало единодушия в определении положительной ориентации, призванной этот кризис преодолеть. Если левые стремятся радикализировать тезисы свободы, равенства и братства , то «консервативные революционеры» настаивают на прямо противоположном подходе и, напротив, стремятся вернуться к такому порядку, который предшествовал не только Революции, но и возникновению причин, к ней приведших. В этом смысле, сторонники Третьего пути являются намного более правыми, чем сами правые .

Консервативно-революционное движение 1918—1932 годов

Впервые термин «консервативная революция» появляется в конце 1910-х годов в работах Артура Мёллера ван ден Брука, Томаса Манна и Гуго фон Гофмансталя .

В 1919 г. выходит в свет одна из программных работ, определивших последующее развитие консервативной революции [ источник не указан 3169 дней ] — книга Освальда Шпенглера «Пруссачество и социализм» ( нем. "Preußentum und Sozialismus" ) . Шпенглер говорит о продолжении подлинной «немецкой социалистической революции», которая на самом деле случилась не в ноябре 1918 г. , а раньше, в 1914 г., совпав с началом Первой мировой войны. Вместе с тем Шпенглер набрасывает не только политический проект «прусского социализма»: это философия, которая продолжает и развивает ницшеанскую метафизику «воли к власти». Освальд Шпенглер подчеркивает связь социализма, работы и власти:

«Социализм означает власть, власть и снова власть… Дорога к власти предуказана: лучшая часть немецкого рабочего класса объединяется с лучшими носителями старопрусского государственного инстинкта в обоюдной решимости основать строго социалистическое государство… они спаяны единым чувством долга, сознанием великой задачи, волей к повиновению, чтобы повелевать, готовностью умереть, чтобы победить… чтобы утвердить то, что мы есть».

См. также

Примечания

  1. Karl Marx, Friedrich Engels: Reden auf der Gedenkfeier in Brüssel am 22. Februar 1848 zum 2. Jahrestag des Krakauer Aufstandes von 1846.
  2. Дугин А. Г. от 4 марта 2009 на Wayback Machine // «Элементы».— № 1. — 1991.
  3. Кильдюшов О. В. от 20 апреля 2023 на Wayback Machine // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2021. №2.
  4. Griffen, Roger (ed). 1995. «The Legal Basis of the Total State» — by Carl Schmitt. Fascism. New York: Oxford University Press . Pp. 109.
  5. Armin Mohler: Die Konservative Revolution in Deutschland 1918—1932. Grundriß ihrer Weltanschauungen, Friedrich Vorwerk Verlag, Stuttgart, 1950
  6. Синонимический ряд Консервативной Революции ( (недоступная ссылка) ).
  7. Дугин А. Г. , от 28 сентября 2007 на Wayback Machine . Монография. — М., 1994
  8. Оберлерхер Р. Смысл консервативной революции. Императив-II/96. Берлин, 1996.
  9. . Дата обращения: 1 марта 2010. 6 ноября 2011 года.
  10. Алленов С. Г. Артур Мёллер ван ден Брук и «русские истоки» немецкой «консервативной революции» ( от 6 августа 2004 на Wayback Machine )
  11. . Дата обращения: 1 марта 2010. Архивировано из 15 января 2008 года.
  12. Михайловский А. от 8 октября 2010 на Wayback Machine // Агентство политических новостей , 07.10.2007.
  13. Preußentum und Sozialismus , München 1919.
  14. О. Шпенглер , «Пруссачество и социализм». Цит. по: Михайловский А. от 8 октября 2010 на Wayback Machine // Агентство политических новостей , 07.10.2007.

Литература

на русском языке
  • Алленов С. Г. «Консервативная революция» в Германии 1920-х — начала 1930-х годов (Проблемы интерпретации). // Журнал « Полис » № 4. — 2003.
  • Дугин А. Г. — М.: Арктогея, 1994, ISBN 5-85928-013-0 .
  • Кирчанов М. В. Проблемы консервативной революции в контексте интеллектуальной истории бразильской модернизации 1920—1940-х годов / М. В. Кирчанов // Политические изменения в Латинской Америке: история и современность. Сборник статей памяти С. И. Семенова / ред. А. А. Слинько, М. В. Кирчанов. — М. — Воронеж, 2007. — С. 25 — 37.
  • Эдгар Юлиус Юнг и метафизические основы Консервативной революции. — Издательство Регин-Ферлаг, Киль, 2009.
  • Молер А. Консервативная революция в Германии 1918—1932 гг. = Die konservative Revolution in Deutschland 1918—1932. Ein Handbuch. / Перевод с немецкого А. Васильченко. — М.: Тотенбург, 2017. — 312 с.
  • Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм.- СПб.: Изд-во РХГИ , 1997.
  • Портнов А. Н. , Портнов А. А. «Консервативная революция»: сущность, дискурс, некоторые фигуры // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ . — 2008. — Вып. 3. — С. 107—114.
  • A. M. Руткевич . // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • / Руткевич А. М. // Конго — Крещение [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 73. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 15). — ISBN 978-5-85270-346-0 .
  • Рыков А. В. // Новое литературное обозрение №140 (4/2016)
  • Семеняка Е. // Intertraditionale. Международный альманах Традиции и Революции. 2010. № 1. — С. 351—362.
  • Семеняка Е. // Intertraditionale. Международный альманах Традиции и Революции.  2011. № 2. — С. 359—367.
  • Умланд А. // Вопросы философии . 2006. № 2. — С. 116—126.
  • Фрайер Х. Революция справа. — М.: Праксис, 2008, ISBN 978-5-901574-71-3 .
на других языках
  • Вишинський С. Консервативна Революція як акт реставрації традиційного світу / Святослав Вишинський // Всеукраїнська студентсько-аспірантська міждисциплінарна конференція «Філософія: нове покоління». 28-29 лютого 2008 року. Тези доповідей. — Київ: Національний університет «Києво-Могилянська академія», 2008. — С. 63—65.
  • Семеняка О. / Олена Семеняка // V. Критика як філософська настанова. Тези П’ятої Міжнародної студентсько-аспірантської конференції «Філософія. Нове покоління». — Київ: НаУКМА, 2010. — С. 44—45.
  • Семеняка О. // Маґістеріум. Історико-філософські студії. — 2010. — Вип. 39. — С. 43—48.
  • Семеняка О. // Наукові записки НаУКМА. Філософія та релігієзнавство. — 2011. — Т. 115. — С. 41—44.
  • Kurt Sontheimer : Antidemokratisches Denken in der Weimarer Republik. (1. Auflage 1962), dtv, München 2000, ISBN 3-423-04312-1 (ideen- und begriffsgeschichtlich).
  • Klemens von Klemperer, Marianne Schön: Konservative Bewegungen zwischen Kaiserreich und Nationalsozialismus. Oldenbourg, München 1962.
  • Martin Travers. Critics of Modernity: The Literature of the Conservative Revolution in Germany, 1890—1933. 2001. Peter Lang Publishing, ISBN 0-8204-4927-X .
  • Jeffrey Herf: Reactionary Modernism: Technology, Culture, and Politics in Weimar and the Third Reich , reprint edition, 2002, Cambridge University Press , ISBN 0-521-33833-6 .
  • Fritz Stern: The Politics of Cultural Despair: A Study in the Rise of the Germanic Ideology , New Ed edition, 1974, University of California Press , ISBN 0-520-02626-8 .
  • Roger Woods: The Conservative Revolution in the Weimar Republic, 1996, St. Martin’s Press, ISBN 0-333-65014-X .
Источник —

Same as Консервативная революция