Список католикосов Армянской апостольской церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви (точное самоназвание: Апостольская кафедра святого Иакова в Иерусалиме , арм. Առաքելական Աթոռ Սրբոց Յակովբեանց Յերուսաղեմ ) — автономный патриархат Армянской Апостольской церкви . Армянский Патриарх в Иерусалиме (с 24 января 2013 года Нурхан Манукян ) имеет сан архиепископа и признаёт духовный авторитет Католикоса всех армян ААЦ. Резиденция Иерусалимского Армянского Патриарха находится в историческом районе Иерусалима — Армянском квартале Старого города ( Собор Святого Иакова ).
В ведении патриархата находятся армянские церкви Израиля (в Иерусалиме, Яффо, Рамле и Хайфе) и Иордании . До 1930 года Армянская Иерусалимская Патриархия имела епархии в Ливане и Сирии , однако после геноцида армян в Турции , ради сохранения института Киликийского Католикосата ААЦ , эти епархии по просьбе Католикоса всех армян были временно переданы Киликийскому католикосату.
С 638 года армяне , отвергшие постановления Халкидонского собора (451), с некоторыми перерывами, самостоятельно (от православных ) назначают своих епископов в Иерусалиме, которые впоследствии получили титул патриарха .
Когда армяно-киликийский царь Ошин и Католикос принудили глав киликийских епархий Армянской церкви принять решения Сисского собора 1307 года о принятии догматических и обрядовых изменений, для унии с Римом, патриарх Иерусалима Саргис, желая сохранить чистоту вероучения Армянской церкви, приобрел у султана Египта грамоту о выводе своего престола из-под административной власти католикосата Киликийской Армении и с 1311 года начал независимо вести свои дела. Однако духовная связь со всей Армянской церковью, сохранявшей прежнюю веру в епархиях исконной Армении, была сохранена.
В 17 веке османское правительство, после многочисленных просьб, позволило армянам расширить монастырь Святого Иакова. Для этой цели время армянский патриарх Ованнес VII приобрел большой участок земли к югу от собора Святого Иакова. К 1752 году Патриархия была занята перестройкой всего квартала, а в 1828 году, после землетрясения, были проведены дальнейшие ремонтные работы.
В 1833 году армяне устроили первую в городе типографию, а в 1843 году открыли духовную семинарию в южной части монастыря Святого Иакова (здание семинарии было достроено в 1850 год). В 1866 году в Иерусалиме начала выходить газета на армянском языке.
После того, как армянская диаспора достигла материального процветания Европе и Америке, богатые армяне стали делать щедрые пожертвования Иерусалимской патриархии. Нефтяной магнат и филантроп Галуст Гюльбенкян на свои средства выстроил в армянском квартале Иерусалима библиотеку, ныне известную, как Библиотека Гюльбенкяна. Сегодня в библиотеке хранится одна из крупнейших коллекций древних армянских рукописей, а также копии султанских фирманов — указов, гарантировавших армянской общине в Османской империи некоторые права.
К 1922 году армяне составляли 8% христиан Иерусалима, их общая численность в городе составляла около 2480 человек. В 1930-х и 1940-х годах в Армянском квартале проводились дальнейшие ремонтные работы.
Окончание Второй мировой войны принесло также разделение британской подмандатной Палестины и создание в 1948 году государства Израиль. Численность армян, проживающих в то время на Святой Земле (не только в Иерусалиме), составляла около 8000 человек. Армяне, проживавшие в Хайфе и Яффе, вошедших в состав Израиля, получили израильское гражданство; тогда как армяне Армянского квартала Иерусалима оказались подданными Иордании.
В силу неурядиц, вызванных арабо-израильским конфликтом, многие армяне эмигрировали в Европу и США, некоторые уехали в Иорданию. К 1970 году (т.е. после Шестидневной войны) армянская община сократилась с 8 до примерно 2-3 тысяч человек, проживающих в Иерусалиме, Хайфе, Яффе и на Западном берегу, в современном государстве Палестина.
За последние тридцать лет число армян в Израиле де-факто значительно выросло за счёт репатриантов из СССР, прибывших в составе смешанных семей. Однако, де-юре , правительство Израиля не учитывает их в качестве армян, относя эту часть населения к евреям.
Комплекс зданий армянского патриархата в Иерусалиме представляет собой демографическое и духовное ядро армянского присутствия на Святой Земле. На территории Патриархата, где действует строгий комендантский час с 22:00, когда массивные двери закрываются и запираются до раннего утра, находятся административные офисы и резиденции Патриарха и духовенства, а также частные дома некоторых армянских семей. Помимо этого, комплекс зданий, связанных с армянским патриархатом включает в себя:
Официальным печатным органом Патриархата является газета «Сион». Студенты духовной семинарии также издают свою газету «Армянский Иерусалим».
Медицинские услуги прихожанам патриархата за символическую плату предоставляются в клинике, построенной на деньги благотворителей. Также патриархия предоставляет бесплатное питание для престарелых, инвалидов и малоимущих членов сообщества.
Патриархат имеет полудипломатический статус по отношению к израильским государственным институтам, и является одним из трех основных хранителей христианских святынь на Святой Земле (два других — православный Иерусалимский патриархат и католический Латинский патриархат Иерусалима ). Среди святынь, находящихся под совместным управлением Армянского Патриархата и других конфессий, необходимо отметить:
Армянский Патриархат также имеет юрисдикцию над армянскими апостольскими (григорианскими) общинами в Палестине, Израиле и Иордании. Армянские церкви и монастыри с исключительной юрисдикцией Иерусалимского армянского патриархата включают в себя:
Армянская патриархия, наравне с патриархиями греческой и латинской, обладает правом собственности на часть основных Святынь Святой Земли, в том числе в храме Рождества в Вифлееме и в храме Воскресения (храме Гроба Господня) в Иерусалиме .
Армянская апостольская церковь, представители которой всегда непосредственно участвовали в церемонии Святого Света в храме Гроба Господня , отвергает распространённые в греко-православных церквях представления о Благодатном огне, отрицает его сверхъестественные свойства и обстоятельства его появления. Утверждается, что огонь не самовозгорается, а греческий патриарх и армянский архимандрит возжигают свечи от неугасимой лампады, огонь в которой поддерживается уже на протяжении 1500 лет . Даются также альтернативные версии преданий, например, о треснувшей колонне .
В марте 2018 года священник Самуэль Агоян, представляющий Армянскую патриархию, в ходе проходившей в Кувуклии съёмки репортажа для телеканала «Хадашот 2» заявил, что ничего мистического в Благодатном огне нет, и что он сам трижды наблюдал, как патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — резюмировал священнослужитель . Комментируя это заявление, служитель Иерусалимской Армянской патриархии архимандрит Гевонд, подтвердил, что отец Самуэль участвовал вместе с греческим патриархом в церемонии, и «сам зажигал огонь от лампады» . Развивая позицию ААЦ по этому вопросу, в интервью РИА Новости он сказал:
Мы никогда не объявляли, что огонь сходит с небес. Да, такие чудеса были, но они происходили всенародно… Мы считаем огонь Благодатным, потому что молитвами Григория Просветителя сходит благодать, могут быть чудеса, исцеляться больные .
На сайте Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви разъясняется:
Всё, что касается особых свойств выносимого огня, то всё это является плодом всё того же воображения экзальтированных паломников. Все рассказы о самовоспламенении и о том, что огонь этот некоторое время не обжигает, являются сказкой, в которую предлагается просто веровать как в важную «православную истину», и многие с немалым энтузиазмом включаются в эту, часто небезопасную игру с огнём. Люди, наивно верующие, что в их руках «чудесный огонь», получают серьёзные ожоги , но при этом хвалящихся тем, что они «лично умывались огнём и не обжигались», не убавляется .
{{
cite news
}}
:
Неизвестный параметр
|coauthors=
игнорируется (
|author=
предлагается) (
справка
)
|
В сносках к статье
найдены неработоспособные вики-ссылки
.
|