Interested Article - Явление Иисуса Христа Деве Марии

Картина Рогира ван дер Вейдена . 1440. Нью-Йорк, Музей Метрополитен . В раскрытое окно на заднем плане видно как Иисус покидает гробницу, а три жены-мироносицы идут к ней

Явление Иисуса Христа своей матери в текстах канонических Евангелий отсутствует, хотя в них есть рассказы о других его посмертных явлениях ученикам.

Однако западноевропейское христианство, тем не менее, считало, что Христос являлся Деве Марии в течение 40 дней между своим Распятием и Вознесением .

Тексты

Святой Амвросий в IV веке писал в Liber de Virginitate , что Христос явился впервые Деве Марии, а не Марии Магдалине : «Таким образом Мария видела воскресение Господа: она была первой, кто увидела Его, и она уверовала». Псевдо-Бонавентура в «Размышлениях о жизни Христа» подробно рассказывает, как утром в день Воскресения, когда три Марии-мироносицы направились к Гробу , сама Богородица оставалась дома, молясь в слезах, чтобы её сын явился и утешил её. И действительно, Христос явился перед ней, облаченный в белые одежды. Она пала перед ним на колени, и он тоже преклонился. Затем оба поднялись и приветствовали друг друга .

Живопись

Сюжет впервые встречается в живописи начала XIV века. Популяризации его содействовали иезуиты , реже он встречается в искусстве Контрреформации .

В живописи этот сюжет (варианты названия: Посещение Марии Христом, Христос является Богоматери ) изображает Христа перед Девой Марией, в свободных одеждах и демонстрирующего свои раны в доказательство своей подлинности .

Иисус может держать , эта деталь вместе с отсутствием изображений апостолов даёт возможность правильно определить эпизод и не спутать его с , которое предшествует Страстям и также не отражено в канонических Евангелиях.

Дева Мария стоит перед Иисусом коленопреклоненная, либо же на скамеечке prie-dieu, либо же обращая к нему свои объятия .

Другое истолкование этого сюжета основывается на мнении о том, что именно в этот момент Христос как раз вернулся после Сошествия в ад . Поэтому он изображается со свитой искупивших свои грехи патриархов и пророков Ветхого завета , во главе с Адамом и Евой , которых он вывел из лимба . Иногда спасённые входят вместе с Иисусом в сионскую горницу, где Мария оплакивала сына. Встречается вариант явления Христа Марии с Сошествием в ад на заднем плане. Однако композицию с двумя действующими лицами — Христом и Марией — отличает бо́льшая эмоциональность и именно этот тип иконографии был наиболее распространён .

См. также

Примечания

  1. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. ISBN 5-323-01078-6 . С. 637
  2. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М. : Омега, 2007. — С. 242, 344—345. — ISBN 978-5-465-01501-1 .
  3. Дзуффи С. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М. : Омега, 2007. — С. 344. — ISBN 978-5-465-01501-1 .

Литература

  • Дж. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1996.
  • Власов В. Явление Христа Богоматери // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб. : Азбука-классика, 2010. — Т. 10. — С. 834-835. — 927 с. — ISBN 978-5-9985-0865-3 .

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из « Словаря сюжетов и символов в искусстве » Джеймса Холла.
Источник —

Same as Явление Иисуса Христа Деве Марии