Тунисский диалект арабского языка
- 1 year ago
- 0
- 0
Месопотамский арабский или иракский арабский ( араб. لهجة عراقية, عراقي ) — континуум взаимопонятных разновидностей арабского языка , сложившихся на основе бедуинского диалекта и распространённых в Ираке , а также в Сирии , Иране , Юго-Восточной Турции и среди представителей иракской диаспоры за рубежом. Общее число носителей — 15,1 млн человек (из них 11,5 млн в Ираке) .
Из-за присущей Ираку мультикультурности, иракский арабский имеет значительное количество заимствований из арамейского , аккадского , персидского , курдского и турецкого языков .
Иракский диалект возник в VII — IX веках, после арабского завоевания Месопотамии и перехода местного арамееязычного и аккадоязычного населения на арабский язык . Арамейский язык был основным языком в этом регионе начиная с 1-го тысечелетия до н. э. до конца 1-го тысячелетия н. э. Как следствие, в иракском арабском языке сохранился арамейский субстрат . В свою очередь, арамейский язык сам вытеснил из употребления аккадский язык и потому в речи иракцев есть и аккадский субстрат [ источник не указан 275 дней ] .
Известно, что арабизация Месопотамии происходила в два периода: в первые десятилетия после арабского завоевания в военных центрах захватчиков ( Басра , Куфа и др.) возникли новые городские разновидности арабского языка, немного позднее в эти земли мигрировала вторая волна бедуинов с Аравийского полуострова, и их говоры наложились на изначальные городские диалекты. После исследования месопотамского диалекта выяснилось, что все они разделяются на две группы, которые были обозначены как qəltu и gilit — согласно произношению классического арабского qultu ( араб. قُلْتُ — «я сказал»). Диалекты qəltu являются продолжением средневековых диалектов, на которых говорили в оседлых центрах Аббасидского Ирака. Диалекты gilit являются результатом позднейшей бедуинизации, которая не затронула говоры городских христиан и иудеев . В группе говоров gilit сохранились черты вавилонского арамейского языка.
Распространённость групп диалектов qəltu и gilit можно увидеть на следующей таблице:
регион | неоседлые мусульмане | оседлые мусульмане | немусульмане |
---|---|---|---|
Нижний Ирак | gilit | gilit | qəltu |
Верхний Ирак | gilit | qəltu | qəltu |
Малая Азия | gilit | qəltu | qəltu |
Т.е. носители qəltu-диалектов — жители городов северного Ирака, при этом их окружают сельские носители gilit-диалектов.
Диалекты qəltu и gilit, в свою очередь, делятся на группы говоров :
Наибольшее значение приобрёл столичный багдадский говор, который пока не имеет диалектного единства и распадается на говоры по конфессиональной принадлежности носителей .
В юго-восточном Ираке (города Басра , Насирия , Эль-Амара ) говорят на диалектах Персидского Залива. В юго-западном Ираке, в провинции Анбар , говорят на смеси багдадского gilit-диалекта и бедуинских недждийских . На севере арабский (qəltu-диалект) функционирует как второй язык после курдского .
В северной и восточной Сирии распространены qəltu-диалекты, а именно: диалекты евфратской ветви в городах Альбу-Камаль (схож с диалектами Аны и аль-Каима в Ираке), Дейр эз-Зор, диалект хатуни (в области Хаветна: с севера она ограничена деревнями к югу от города Дарбесия, с запада несколькими деревнями близ Хасаки, с юга и востока городами Баадж и Синджар в Ираке); диалекты анатолийской ветви распространены к северу от Хасаки, а также в приграничных с Турцией городах от Дарбесии до Маликии. Их окружают бедуинские диалекты, близкие к иракскому gilit и недждийскому, к ним принадлежат диалекты племён тайй, шаммар , баггара (Хасака в Сирии, Нейнава в Ираке), рвала (северо-восток Дамаска), а также распространённый диалект шавия, который бывает двух типов: южный (на западе провинций Дейр эз-Зор, Сувейда, Риф-Димашк, Хомс, при этом в городах Пальмира и Сухна говорят на левантийских) и северный (на западе Хамы , Идлиба, юге и западе Халеба, в Ракке, востоке Дейр эз-Зора, северо-востоке Хомса).