Комуз (струнный музыкальный инструмент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Уд ( араб. عود , [‘ūd] — дерево ) — струнный щипковый инструмент , распространённый в странах Ближнего и Среднего Востока , в Сирии, Египте, Греции, Армении , Турции, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане. Предшественник европейской лютни (был завезён в VIII веке в Европу во времена арабского завоевания Пиренейского полуострова )
Произошёл от персидского бербета (барбат, перс. بربط ), но в отличие от него уд имеет деревянную деку, а бербет — кожаную мембрану . Возможно это и стало причиной такого названия инструмента как ключевого отличия от своего предшественника .
Изобретение этого инструмента приписывается Зальзалю (согласно Абу-ль-Фараджу аль-Исфахани , его уд имел удлинённые пропорции .
Первые изображения уда находились в замке Каср аль-Хейр аль-Гарби близ Хомса в Сирии , строение замка датировано 727 годом, в настоящее время это руины .
Изначально уд был 4-струнным, его струны имели ряд символичных значений и связей, так по аль-Кинди , им соответствуют 4 первоэлемента, 4 времени года, 4 телесные жидкости . Но усложнение ладомелодичности, а в особенности макама, повлекло добавление 5-й струны. Создателями этого нововведения называют, помимо аль-Кинди и Зальзаля еще аль-Фараби и Зирьяба .
6-струнный уд появился в конце XV — начале XVI веков, автором нововведения является Нураддин Абдуррахман , сын Абдул-Кадира Мараги , он получил широкое распространение в профессиональном музыкальном творчестве . Примечательно, что мастерством игры на уде прославились все известные потомки Абдулгадира Мараги .
До XVII века, уд являлся основным инструментом в классической музыке Востока, так Дарвеш Али Чанги называл его «царём всех инструментов» .
Уд состоит из трёх частей: корпуса в виде груши, короткого безладового грифа и головки. Корпус изготавливается из таких видов дерева, как груша, орех или сандал. К головке уда прикрепляются колки, при помощи которых настраиваются струны.
На современных азербайджанских удах навязывают обычно пять пар струн и одну непарную. Струны изготавливаются из шёлковой нити, особого капрона или кишок барана. В Армении при изготовлении уда используют 11 струн. В других ближневосточных странах инструмент состоит из 11-12 струн. В странах Средней Азии, например в Туркменистане , уд состоит из пяти струн. В различных арабских странах число струн уда может колебаться от двух до 13.
Звук на уде извлекается плектром . Настройка кварто-секундовая. Используется как сольный и аккомпанирующий инструмент.
Родственником уду приходится рабаб, или ребаб , отличающийся длинным грифом и, как правило, ладами. Рабаб традиционно располагает двумя струнами .
Во время игры на уде его корпус ставится на правое колено в горизонтальном положении и правой рукой прижимается к груди. Также пальцами правой руки происходит исполнение на уде при помощи плектра, но при этом исполнитель левой рукой поддерживает уд за шейку.
Классик персидской поэзии Низами Гянджеви в своих произведениях часто упоминает музыкальные инструменты, в том числе и уд (или барбет). В частности в поэме « Хосров и Ширин » поэт пишет:
- Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед.
- И звуки понеслись в согласии крылатом
- Так в розе цвет её согласен с ароматом
- Барбет и ченг пьянят… нет дальше сил.
Судя по этим источникам, уд (барбет) чаще всего использовался во дворцах, во время пиршеств.