Interested Article - Ачинтья-бхеда-абхеда
- 2020-12-19
- 2
Ачи́нтья-бхе́да-абхе́да ( санскр. अचिन्त्यभेदाभेद , IAST : acintyabhedābheda «учение о непостижимо-единораздельном сущем») — одно из направлений веданты , которое является философско - богословской основой традиции гаудия-вайшнавизма . Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада — это непостижимое для человеческого ума одновременное единство и различие между творением и Творцом или между Верховной личностью Бога Кришной и его энергиями. Ачинтья означает «непостижимый», бхеда переводится как «различие» и абхеда как «единство». Это учение впервые было сформулировано в XVI веке Чайтаньей и его последователями.
История
Исторически в индуизме существуют две противостоящие друг другу философии относительно взаимоотношений живых существ ( джив или атм ) с Богом ( Ишварой , Брахманом или Бхагаваном ). Школы адвайта преподают монистическую концепцию, объявляя, что «индивидуальная душа и Бог едины и неотличимы», в то время как школы двайта выдвигают дуалистический аргумент — «индивидуальная душа всегда отлична от Бога». Философия ачинтьи-бхеды-абхеды объединяет в себе элементы обеих точек зрения. Душе изначально присуща божественная природа и поэтому она качественно едина с Богом, является частью Бога, но в то же самое время в количественном отношении душа отлична от Бога, она не тождественна Ему — непостижимая для человеческого ума природа взаимоотношений.
Доктрина ачинтья-бхеда-абхеды впервые была сформулирована Чайтаньей и рассматривается как естественное завершение исторического развития теизма бхакти . Рамануджа согласился с Шанкарой в том, что Абсолют един, но в противовес адвайте ввёл концепцию личностного разнообразия в этом единстве. Позже, Мадхва выступил основоположником двайты , сформулировав вечный дуализм Всевышнего и дживы , который сохраняется даже после достижения мокши . Чайтанья , в свою очередь, определил, что Всевышний и дживы «непостижимым образом одновременно едины и отличны друг от друга» .
В XVI веке такие последователи Чайтаньи, как Рупа Госвами , Санатана Госвами и Джива Госвами начали работу по оформлению гаудия-вайшнавского богословия, одним из основных положений которого выступила доктрина ачинтья-бхеда-абхеды . В начале XVIII века последователями некоторых других школ аутентичность бенгальских вайшнавов была поставлена под сомнение, после чего Баладева Видьябхушана написал « » — подробный комментарий к « Веданта-сутрам », а также комментарии к « Бхагавад-гите » и главным Упанишадам , благодаря чему школа последователей Чайтаньи была окончательно признана ведантической . Трудами Баладевы Видьябхушаны завершилось формирование богословской доктрины гаудия-вайшнавизма, что позволило последователям Чайтаньи окончательно определить свою позицию по отношению к другим философско-религиозным учениям внутри индуизма.
Главным объектом полемики, которую Баладева Видьябхушана вёл в своих трудах, была адвайта-веданта Шанкары и его последователей. Подобно предыдущим вайшнавским ачарьям , Баладева опроверг те положения учения Шанкары, в которых утверждается иллюзорность мира и тождественность индивидуального «Я» атмана с бескачественным и безличным Брахманом . Согласно Шанкаре, в Брахмане нет никаких различий, нет причин и следствий. Мнение о мире как о реальности, представления о Творце мироздания, восприятие множественности, различенности живых существ возникают лишь под действием майи . Для подтверждения этих положений Шанкара привлёк тексты «Веданта-сутр» и Упанишад.
Однако Баладева Видьябхушана путём анализа этих текстов и сопоставления их между собой показал неправомерность выводов Шанкары, указав на то, что ни Упанишады, ни «Веданта-сутры» не дают никаких оснований утверждать абсолютный монизм . Упанишады и другие священные тексты содержат утверждения различного характера. Одни из них действительно можно рассматривать как подтверждение абсолютного единства Бога, живых существ и мира, но другие совершенно недвусмысленно указывают на различия между ними. Вслед за Дживой Госвами , Вишванатхой Чакраварти и другими своими предшественниками Баладева Видьябхушана сделал вывод о том, что верны и те и другие утверждения. А это значило, что Бог, мир и существа одновременно и едины и различны между собой.
В стремлении избежать противоречивости Шанкара построил свою доктрину лишь на одной из сторон оппозиции, отбросив вторую. Согласно Баладеве Видьябхушане, если признавать, что , священные писания — это совершенный источник знания о Боге, то необходимо принять обе стороны, что избавляет от апорий , неизбежно порождаемых доктриной адвайта-веданты . Таким образом было завершено формулирование доктрины о непостижимо единой и множественной в одно и то же время сущности (ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вады).
Философия
Бог делим ( бхеда ) и неделим ( абхеда ) в одно и то же время. Для человеческого разума это непостижимо ( ачинтья ). Найти разрешение этого противоречия можно лишь в духовной сфере. В соответствии с « Бхагавата-пураной » непостижимую единую и множественную в одно и то же время сущность (ачинтья-бхеда-абхеда-таттву) постигают в трёх формах: как безличную духовную субстанцию ( Брахман ), как всепроникающую Параматму и как верховного личностного Бога ( Бхагавана ).
Бхагаван включает в себя Параматму и Брахман и является наивысшей ипостасью Бога. Эти три гносеологических аспекта соответствуют трём онтологическим уровням Высшей реальности: сат (бытие), чит (знание) и ананда (блаженство), которые открываются ищущему в зависимости от характера его стремлений. Обретаются они разными путями: джнани , философы, стремящиеся постичь Брахман, обретают вечное бытие ( сат ), йоги , пытающиеся сосредоточиться в своём сердце на Параматме, достигают совершенного знания (чит), а бхакты , то есть те, кто посвящает себя любовному преданному служению Бхагавану, обретают блаженство.
Богословское понятие ачинтьи-бхеды-абхеды-таттвы даёт ответ на вопрос о том, как Бог может быть единым со Своим творением, но в то же самое время быть отличным от него. Кришнаитское богословие не является пантеистическим , потому что не отвергает отдельного существования Бога в Своей личностной форме. Однако, в то же самое время, творение (которое в кришнаитской богословской терминологии именуется «космическим проявлением») никогда не существует отдельно от Бога. Бог всегда является верховным повелителем Своего творения, осуществляя этот контроль через посредство Своих энергий ( пракрити ).
Часто приводится пример Солнца и солнечных лучей. Несмотря на то, что как Солнце, так и солнечные лучи являются частью одной и той же действительности [ прояснить ] , существует огромная разница между лучом света в помещении и нахождением в непосредственной близости от самой звезды Солнце. В качественном отношении Солнце и солнечный свет — одно, но в количественном отношении между ними существует огромная разница. Та же самая аналогия может быть использована в отношении живых существ и Бога, где джива обладает божественными качествами, но только в очень ограниченном количестве, не разделяя безграничных качеств Бога. В этом и состоит разница между индивидуальными душами и Верховным Господом.
Примечания
- ↑ Satsvarupa, dasa Goswami (1976), Readings in Vedit Literature: The Tradition Speaks for Itself , pp. 240 pages, ISBN 0912776889
Литература
- Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм / Под ред. . — СПб. : Издательство СПбГУ , 2005. — 403 с. — ISBN 5-288-03579-2 .
Ссылки
- 2020-12-19
- 2