Абхиджняна-Шакунтала
- 1 year ago
- 0
- 0
Джня́на , также джна́на , гья́на, дхъяна ( санскр. ज्ञान , IAST : jñāna ) — санскритский термин, который означает «положение тела». В философии индуизма обычно используется для указания на «истинное знание о реальности". Существует четыре основные джняны (дхъяны) - положения тела относительно реального мира (лежа, сидя, стоя и в движении) . В монистических направлениях индуизма, таком как адвайта-веданта , совершенством джнаны является осознание индивида, или в санскритской терминологии атмана , с безличным аспектом абсолютной истины — Брахманом . Часто в индийской философии для этого используется термин « атма -джняна» который обычно переводят как «самоосознание». Освоение в мышлении трех положений тел относительно реального мира, называются "низшими способностями", в эти три дхъяны включены все шесть миров буддизма . Четвертая дхьяна - выход в тонкий мир "средних способностей" .
Человека, пытающегося постичь абсолютную истину (в её личностном проявлении как Ишвара или Бхагаван , или в её безличном аспекте как Брахман) полагаясь исключительно на силу своего ума, называют джняни (или гьяни ). Путь джняны, джняна-йога , является одним из классических видов йоги в индуистской философии. Другие основные виды йоги — это бхакти и карма-йога .
Описанию основных видов йоги уделяется много внимания в « Бхагавадгите », где, согласно трактовке школ бхакти в индуизме, в заключении Кришна объявляет путь бхакти как наиболее возвышенный, превосходящий джняну и карму . В «Бхагавадгите» (гл. 13) даются разные определения понятия джняна .
Влиятельный комментатор «Бхагавадгиты» XVI века Мадхусудана Сарасвати разделил 18 глав «Бхагавадгиты» на три секции по шесть глав в каждой. В согласии с этим делением, в последующих шести главах описывается бхакти-йога или йога любовного преданного служения Богу , и последние шесть глав (с 13 по 18) посвящены в основном описанию джняна-йоги или «пути знания».
В буддизме ваджраяны одно из званий выпускников буддийских университетов — джняна (тиб. — «еше»). В буддизме подразумевается, что знание Учения Будды кардинально меняет человека — он становится олицетворением знания — «джняна».