Interested Article - Прабхавишну Свами
- 2021-05-05
- 1
Прабхавишну Сва́ми ( IAST : Prabhaviṣṇu Svāmī , англ. Prabhavishnu Swami ; домонашеское имя — Прабхавишну Да́с(а) , IAST : Prabhaviṣṇu Dāsa , англ. Prabhavishnu Das ; имя при рождении — Пол Ма́гован Ба́рроу , англ. Paul Magowan Barrow ; род. 24 сентября 1950 , Белфаст ) — индуистский кришнаитский религиозный деятель и проповедник, бывший гуру и член Руководящего совета Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).
Прабхавишну Свами начал проповедовать в СССР в 1986 году, когда ИСККОН находился в подполье. В 2012 году он нарушил монашеские обеты и оставил руководящие посты в ИСККОН. Как отмечал в 2012 году религиовед С. И. Иваненко , в России Прабхавишну Свами «хорошо знали и глубоко почитали», он был одним из уважаемых гуру ИСККОН и курировал деятельность этой религиозной организации в ряде регионов России , в Латвии , некоторых регионах Индии , Непале , Малайзии , Австралии и Новой Зеландии .
Биография
1950—1971 гг. Ранние годы
Пол Магован Барроу родился 24 сентября 1950 года в Белфасте, Северная Ирландия. В девять лет он поступил на учёбу в школу-интернат. Из школьных предметов ему особенно нравились иностранные языки. Родители Пола любили путешествовать и везде брали его с собой. В детстве он побывал в нескольких странах, познакомился с разными культурами. Когда Полу было 12 лет, родители купили ему велосипед, на котором он «объехал всю Ирландию». После окончания школы Пол побывал во Франции , а затем в Северной Африке , где целый год прожил в Марокко . В этой стране царила доселе неизвестная ему, экзотическая атмосфера. Пола особенно привлекли мусульманская практика ежедневной молитвы и гостеприимство местных жителей.
По возвращении в Европу, Пол, подобно многим молодым людям своего поколения, начал интересоваться йогой , медитацией , восточной философией. В Париже ему в руки попался кришнаитский журнал Back to Godhead , на обложке которого была фотография радостных кришнаитов. Большое впечатление на Пола произвёл заголовок на обложке журнала: «Радость души отличается от радости тела». Через некоторое время, в квартире одного из своих приятелей, Пол нашёл « Бхагавад-гиту как она есть » — индуистский текст « Бхагавадгиту » в переводе с санскрита и с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведанты Свами Прабхупады .
1971—1975 гг. Обращение в гаудия-вайшнавизм и первые годы в ИСККОН
В 1971 году, будучи в Лондоне, Пол посетил храм Радхи-Кришны , где попал на лекцию Бхактиведанты Свами Прабхупады по «Бхагавад-гите». Впоследствии он вспоминал: «Мое первое впечатление о Прабхупаде: он был маленького роста, но от него исходило очень сильное сияние. К тому же, он был очень и очень серьёзным. Шрила Прабхупада восседал на огромной , очки у него на носу сидели слегка неровно… Видя, что все относились к нему с почтением, я тоже проникся этим настроением».
На следующий день после встречи с Прабхупадой Пол решил стать кришнаитом: он побрил голову и принял монашеский образ жизни . Затем, вместе с другим кришнаитским монахом, он отправился в Бристоль с намерением открыть там храм ИСККОН. Первое время они жили по домам знакомых хиппи , ежедневно проводя проповеднические программы. Вскоре некоторые из молодых людей, которым проповедовал Пол, стали кришнаитами. С их помощью был открыт маленький храм в Кардиффе .
После этого Пол провёл некоторое время в Лондоне, а затем отправился в Париж. В парижском храме он выполнял обязанности повара. Ежедневно он готовил обед и развозил его своим духовным братьям, проводившим весь день киртан на улицах французской столицы. В декабре 1971 года в Париж прибыл Бхактиведанта Свами Прабхупада и Пол получил от него духовное посвящение и имя на санскрите «Прабхавишну Даса».
Через некоторое время у кришнаитов в Кардиффе появилось новое, более просторное помещение под храм, и они попросили Прабхавишну вернуться и помочь им с проповедью. Затем у британских кришнаитов возникла идея создания первой в Европе группы выездной санкиртаны , которая бы занималась распространением кришнаитской литературы и освящённой вегетарианской пищи ( прасада ). Из США приехали несколько кришнаитов, уже имевших опыт подобной проповеди, и обучили этому английских собратьев. Был куплен автобус, в котором Прабхавишну вместе с другими кришнаитами начал путешествовать и проповедовать по всей Великобритании. Вскоре он стал лидером этой группы. Прабхупада, узнав об успешно проводимой ими проповеди, написал Прабхавишну письмо, в котором выразил своё удовлетворение и призвал его продолжать в том же духе.
В 1973 году Прабхавишну начал проповедовать в Ирландии , открыв там первый храм ИСККОН. Затем он вернулся в Англию, где какое-то время исполнял обязанности президента лондонского храма Радхи-Кришны , а затем — Бхактиведанта-мэнора (поместья в 30 км от центра Лондона, пожертвованного кришнаитам Джорджем Харрисоном ). Одновременно с этим Прабхавишну продолжал активно путешествовать и проповедовать, распространяя кришнаитскую литературу. Собравшаяся под его руководством группа кришнаитов была ядром проповеди в Великобритании. Среди своих братьев по вере, за свои энтузиазм и решимость Прабхавишну получил прозвище « брахмачари -лев» («монах-лев»).
1975—1984 гг. Миссионерская деятельность в Индии. Принятие отречения
В 1975 году, по просьбе Прабхупады, Прабхавишну отправился в Индию , где сначала руководил строительством храмового комплекса « Харе Кришна Ленд » в Бомбее , а затем присоединился к проповеднической «Библиотечной группе» издательства « Бхактиведанта Бук Траст », распространявшей комплекты кришнаитских книг в университетских библиотеках по всей Индии, Бангладеш и Непалу .
В 1977 году, незадолго до своей смерти, Прабхупада вызвал к себе Прабхавишну и дал ему последние наставления: «Один известный индийский поэт, живший в Лондоне, как-то сказал одному англичанину: „У тебя доблесть английского рыцаря и сердце бенгальской матери“. В своё время англичане распространили свою империю по всему миру. Так и ты распространяй по всему миру империю сознания Кришны с доблестью английского рыцаря и сердцем бенгальской матери».
В 1979 году, вместе со своим братом по вере Илапати , Прабхавишну Свами организовал распространение кришнаитской литературы среди индуистского населения Бангладеш. Для этой цели Прабхавишну Свами приобрёл у контрабандистов автобус, который был изготовлен в Германии специально для контрабанды наркотиков. В нём имелись большие потайные отделения, которые Прабхавишну Свами и Илапати стали использовать для контрабандой перевозки книг. У населения Бангладеш практически не было индуистских книг и местные люди с большим рвением покупали привезённую ими литературу.
В 1979 году Прабхавишну принял от Джаяпатаки Свами посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении), получив при этом титул « свами ». После этого он продолжил проповедовать в Индии и Юго-Восточной Азии .
1984—2012 гг. Деятельность в руководстве ИСККОН
В 1984 году Прабхавишну Свами был избран членом Руководящего совета Международного общества сознания Кришны , а в 1987 году начал исполнять обязанности инициирующего гуру и принимать учеников.
В 1986 году Прабхавишну Свами начал проповедовать в СССР, где в то время кришнаиты были гонимы советскими властями и действовали в подполье. Он выучил русский язык и в 1990-е — 2000-е годы руководил деятельностью ИСККОН в ряде регионов России. Перед уходом в отставку с руководящих постов в ИСККОН в 2012 году, Прабхавишну Свами курировал деятельность ИСККОН на Дальнем Востоке (совместно с Бхакти Вигьяной Госвами и Бхактивайбхавой Свами ) и в южном регионе России (совместно с Бхакти Вигьяной Госвами и Гопал Кришной Госвами ), Латвии (совместно с Бхакти Чайтаньей Свами и Бхактивайбхавой Свами), Бангладеш , Бихаре , Джаркханде , Сиккиме и Непале (совместно с Джаяпатакой Свами и Бхакти Пурушоттамой Свами), Мьянме (совместно с Гопал Кришной Госвами), Малайзии и Брунее (совместно с Джаяпатакой Свами), Австралии и Новой Зеландии (совместно с Девамритой Свами и Рамаем Свами).
2012 г. Уход в отставку с руководящих постов в ИСККОН
6 января 2012 года было опубликовано письмо Прабхавишну Свами, адресованное «членам Руководящего совета и преданным ИСККОН». В этом письме Прабхавишну Свами объявил об уходе с поста члена Руководящего совета ИСККОН и о прекращении исполнения обязанностей инициирующего гуру. Прабхавишну Свами также сообщил, что более не в состоянии держать монашеский обет санньяси , данный в 1979 году. Своё решение Прабхавишну Свами объяснил неспособностью следовать строгим духовным стандартам лидера ИСККОН. Прабхавишну Свами признался, что «физически и умственно истощён из-за постоянных путешествий» и другой рабочей нагрузки руководителя ИСККОН. Он отметил, что много путешествовал на протяжении всей жизни, и теперь чувствует потребность жить в одном месте, подходящем по климату и культуре, соответствующем его физической и психической природе. Прабхавишну Свами рассказал, что планирует либо жениться и поселиться в Таиланде , продолжая служить миссии ИСККОН, либо жить в храме или общине ИСККОН в Южной Индии . В завершении своего письма Прабхавишну Свами написал следующее:
Я очень сожалею, что подвёл всех вас. Я никогда не просил, чтобы меня назначали на эти руководящие должности, но по воле Кришны эти обязанности были возложены на меня. Я старался изо всех сил, но теперь я чувствую, что больше не в состоянии продолжать действовать в этой роли. Тем не менее, я всегда был очень счастлив в ИСККОН: с самого начала и до настоящего времени. Для меня было большой честью находиться в вашем обществе и иметь возможность тем или иным образом служить движению Шрилы Прабхупады. Я надеюсь, что в будущем смогу продолжать поддерживать связь с преданными, периодически посещать храмы ИСККОН и служить ИСККОН. Ещё раз приношу мои глубочайшие извинения всем вам. Прошу простить все сделанные мной ошибки, или какие-либо оскорбления, которые я, возможно, совершил.
После этого Руководящий совет ИСККОН распространил заявление, в котором отмечалось:
С тяжелым сердцем мы уведомляем вас о том, что Прабхавишну Прабху сложил с себя полномочия, которые он выполнял в ИСККОН как инициирующий гуру и член Джи-Би-Си, прекратив также следовать обетам санньясы. Члены Исполнительного Комитета Джи-Би-Си и также некоторые друзья Прабхавишну Прабху обратились к нему с целью понять причины его отставки, которые заключались в его физическом и ментальном истощении, вызванном постоянными поездками и управленческими нагрузками. Около 9 месяцев назад он встретил женщину в Таиланде, с которой он намерен развивать серьезные отношения. Она вегетарианка и владеет совместно со своим братом небольшим магазином одежды в Таиланде. Несмотря на своё решение прекратить выполнять свою роль лидера в ИСККОН, Прабхавишну Прабху продолжает ценить и гордится тем, что является учеником Шрилы Прабхупады и намеревается в дальнейшем оставаться в ИСККОН, совершая служение в скромном настроении в одной из общин ИСККОН.
Руководство российского ИСККОН незамедлительно разъяснило свою официальную позицию и предприняло меры для оказания духовной поддержки ученикам Прабхавишну Свами. 8 января 2012 года в московском храме ИСККОН состоялась встреча учеников Прабхавишну с духовным лидером российских кришнаитов Бхакти Вигьяной Госвами . Во время этой встречи, Бхакти Вигьяна Госвами выразил глубокое сожаление по поводу ухода Прабхавишну и отметил, что «все искренние вайшнавы» разделяют его чувства. Он отозвался о своём брате по вере с особой теплотой, назвав его «искренним и выдающимся учеником Шрилы Прабхупады» и заявив, что «ничто не изменит этого моего отношения к нему даже сейчас». После этого на официальном сайте российского ИСККОН появилась информация о том, как и где можно получить дополнительные сведения о произошедшем, побеседовать с духовными наставниками. В результате, довольно быстро ситуацию удалось нормализовать.
Российский религиовед С. И. Иваненко отметил по этому поводу, что практически во всех религиозных организациях «случаются ситуации, когда признанные и авторитетные религиозные руководители совершают поступки, несовместимые с их статусом» и что ИСККОН в этом плане не является исключением. Иваненко сравнил историю с Прабхавишну Свами с кризисом 1998 года, вызванным уходом из ИСККОН Харикеши Свами (одного из наиболее заметных лидеров ИСККОН и пионера проповеди «сознания Кришны» в СССР). Иваненко отметил, что в отличие от событий 1998 года, «падение» Прабхавишну Свами не вызвало большого резонанса внутри ИСККОН. По мнению Иваненко, это связано с тем, что ИСККОН выработал «своего рода иммунитет» к «падению» духовных лидеров.
В рассказе Василия Аксёнова
Прабхавишну Свами — имя главного героя рассказа русского писателя Василия Аксёнова «Корабль мира „Василий Чапаев“», вошедшего в сборник «Негатив положительного героя» (1995). Рассказ впервые был опубликован в январском номере журнала « Знамя » за 1995 год. В произведении Аксёнова, Прабхавишну Свами — лидер секты австралийских кришнаитов. До того, как «на него сошла благодать», Прабхавишну Свами звали Дерек Доор, и он «занимался зубным протезированием в пригородах Сиднея ». Вместе с группой своих последователей Прабхавишну Свами путешествует вниз по Волге на арендованном теплоходе «Василий Чапаев». Прабхавишну и сопровождающие его кришнаиты практикуют ритуальный секс, считая это «самоотречением на пути к нирване», а затем готовятся совершить массовое самоубийство .
После публикации рассказа редакция журнала получила ряд писем от оскорблённых кришнаитов. В июльском номере «Знамя» за 1995 год было опубликовано одно из наиболее характерных читательских писем и ответ Аксёнова. В письме, в частности, говорилось:
Оскорбитель святой личности считается самым падшим из всех грешников. Это понятно даже людям, далеким от религии. Личности, совершившие подобное надругательство, — не просто индивидуумы, утратившие последние представления о нравственных критериях, — это избранники из негодяев. Все, что сделано ими, — сделано сознательно, и поэтому взывать к ним — совершенно бесполезное занятие. Но ради сотен читателей, оскверненных этой грязной ложью, пишутся эти строки.
У всех, кому удалось просто пообщаться с Прабхавишну Свами, духовным учителем ИСККОН, остаётся ощущение детской чистоты этого взрослого, умудренного опытом и хорошо образованного человека. Глубокий, проницательный взгляд Его прекрасных, немного грустных глаз — взгляд великой, осознавшей себя души. Неизмеримо высоко стоит Он в своем смиренном величии над всеми вашими жалкими попытками сделать Ему больно, господа Аксеновы и Чупринины . Душа, подобная душе Учителя, не знает ложной гордости и потому не чувствительна как «к хуле и клевете», так и к похвалам в свой адрес. Но уж вам-то этого не понять. Ваш удел — это злобное шипенье, это яд зависти, это подзаборный лай.
Его жизнь, Его миссия — чисты, высоки и благородны. У него сотни последователей в разных городах разных стран мира, которые каждую секунду готовы встать на защиту Его чести, у него сотни доброжелателей. Ваша участь — предопределена и незавидна. Печально, что вы даже не сможете понять, кого вы пытались оскорбить и унизить. Бескорыстное и самоотверженное служение великой личности, Шрилы Прабхавишну Свами Махараджа, направлено на то, чтобы дать возможность духовного совершенствования тем, кого вы ведете за собой в темнейшие районы невежества.
Василий Аксёнов прокомментировал письма кришнаитов следующим образом:
Меньше всего я ожидал, что мой рассказ «Корабль мира „Василий Чапаев“» вызовет возмущение некоторых приверженцев Кришны, тем более, что я знал кришнаитов, которые могли отличать художественный вымысел от актуальных текстов и без труда улавливали разницу между добрым юмором и обличительным пафосом. Авторы возмущенных писем, похоже, не из этого числа; иные из них называют рассказ «статьей». Мне кажется, что возникло странное недоразумение. Они обвиняют меня в том, что я оскорбил их учителя Прабхавишну Свами Махараджа, духовного руководителя ИСККОН. Между тем, я просто написал рассказ о забавных приключениях на Волге группы австралийских кришнаитов во главе с их вождем, которого они называют Прабхавишну Свами и который ещё недавно, в миру, был известен под своим английским именем Дерек Доор. Похоже, что читатели ошибочно считают слова «Прабхавишну Свами» личным именем своего наставника, между тем как это означает «Благословенный учитель».
Ученики
Одним из учеников Прабхавишну Свами является российский религиовед, переводчик и религиозный деятель Международного общества сознания Кришны С. В. Ватман (Сутапа Дас).
Примечания
- ↑ Иваненко С. И. // Russian Review . — Февраль-март 2012. — Вып. 56 . 11 ноября 2014 года.
- ↑ Гюзель Шагимарданова. // . — Казань, 22 сентября 2006. 27 декабря 2016 года.
- Колосницын В. И., Медведев А. В. // В. В. Алексеев Уральская историческая энциклопедия. — Екатеринбург: Академкнига; Уральское отделение РАН, 2000. — ISBN 5934720198 . 6 августа 2016 года.
- Дударёнок С. М. . — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета , 2004. — 530 с. — P. 134. — ISBN 5744416404 .
- ↑ Селезнёва И. А. . — Омск: Изд-во ФГУ ВПО ОмГАУ , 2007. — С. 92. — 130 с.
- Личман Б. В., Камынин В. Д. . — Екатеринбург: Институт истории и археологии. Уральское отделение РАН, 1998. — С. 249. — 400 с. — ISBN 5895160344 .
- ↑ (англ.) // New Straits Times . — December 21, 2001. 26 октября 2012 года.
- . Anapa News (13 июня 2013). Дата обращения: 21 июня 2013. Архивировано из 26 июня 2013 года.
- ↑ // Духовные учители ИСККОН. — Krishna.ru, 2012. 5 июля 2011 года.
- Алексей Титов. . — Sankirtanam.ru.
- ↑ Бхакти Викаша Свами . (2010). Дата обращения: 16 ноября 2010. 11 ноября 2013 года.
- ISKCON Governing Body Commission . (англ.) . Dandavats.com (2011). Дата обращения: 10 июля 2010. 23 апреля 2012 года.
- ↑ (англ.) . — New South Wales, Australia: ISKCON New Govardhana, January 6, 2011. 23 января 2012 года.
- ↑ Аксёнов В. П. [www.litmir.net/br/?b=97036 Корабль мира «Василий Чапаев»] // Негатив положительного героя. — М. : Вагриус, 1996. — С. 159—176 . — ISBN 5702703367 .
- ↑ // Знамя . — 1995. — Вып. 7 .
Ссылки
- на официальном сайте ИСККОН в России
- 2021-05-05
- 1