Interested Article - Кришна-Васудева
- 2020-04-22
- 2
Кри́шна-Васуде́ва ( санскр. कृष्ण वसुदेव IAST : kṛṣṇa vāsudeva «Кришна, сын Васудевы ») — одна из форм Кришны в индуизме . Исторически, культ Кришны-Васудевы был одной из древнейших форм поклонения в кришнаизме и вайшнавизме . Учёные полагают, что это была преобладающая традиция поклонения Кришне в ранний период развития кришнаизма. Считается, что культ Кришны-Васудевы изначально существовал как отдельная традиция, но на более позднем этапе своего развития слился с культом Гопалы и Бала-Кришны и явился основой для современной традиции монотеистического поклонения Кришне. Культ Кришны-Васудевы принято отождествлять с бхагаватизмом . Основателем этой религиозной традиции считается Кришна, сын Васудевы , откуда и происходит имя Васудева. Считается, что он принадлежал к племени Ядавов и его последователи называли себя бхагаватами. Согласно археологическим и литературным свидетельствам, эта религия сформировалась не позднее IV века до н. э. Кришна-Васудева упоминается в трудах Патанджали и Мегасфена , а также в « Артхашастре » Чанакьи .
В некоторых источниках, преданный, или бхакта Кришны-Васудевы называется «васудевакой» .
В « Харивамше » описывается отношение между Кришной-Васудевой, Санкаршаной , Прадьюмной и Анируддхой , которое позднее вылилось в вайшнавскую концепцию четырёх основных экспансий, или аватар (чатур-вьюха).
Примечания
-
, p. 206
Оригинальный текст (рус.)Современная традиция поклонения Кришне возникла в результате синтеза различных элементов. Согласно историческим свидетельствам, культ Кришна-Васудевы достиг своего расцвета в регионе Матхуры за несколько веков до рождества Христова. Вторым по значимости элементом в этой традиции был культ Кришна-Говинды, а на более позднем этапе — поклонение Бала-Кришне, Кришне как божественному ребёнку — важный аспект современного кришнаизма. Новейшим элементом похоже был Кришна-гопиджанаваллабха, поклонение Кришне как возлюбленному пастушек гопи , среди которых Радха занимает особое положение. В некоторых источниках Кришна представляется как основоположник и первый учитель религи бхагавата .
- .
- , p. 540
- , p. 540—42
- , Panini’s term Vāsudevaka, explained by the second century B.C commentator Patanjali, as referring to «the follower of Vasudeva, God of gods.», p. 10.
Литература
- Bryant, Edwin ; Ekstrand, Maria (2004), , Columbia University Press, ISBN 023112256X
- Klostermaier, Klaus K. (2007), (3rd ed.), Albany, NY: State University of New York Press , ISBN 0791470822
- Hastings, James Rodney . (неопр.) . — Volume 4 of 24 ( Behistun (continued) to Bunyan.). — Edinburgh: , 2003. — С. 476. — ISBN 0-7661-3673-6 . . — «The encyclopedia will contain articles on all the religions of the world and on all the great systems of ethics. It will aim at containing articles on every religious belief or custom, and on every ethical movement, every philosophical idea, every moral practice.».
- Hein, Norvin . www.jstor.org. Дата обращения: 24 мая 2008.
- SINGER, Milton. Krishna Myths Rites & Attitudes (неопр.) . — UNIVERSITY OF CHICAGO, 1900.
- Mahony, W.K. (неопр.) // History of Religions. — 1987. — Т. 26 , № 3 . — С. 333—335 .
- BHATTACHARYA, Gouriswar: Vanamala of Vasudeva-Krsna-Visnu and Sankarsana-Balarama . In: Vanamala. Festschrift A.J. Gail. Serta Adalberto Joanni Gail LXV. diem natalem celebranti ab amicis collegis discipulis dedicata. Gerd J.R. Mevissen et Klaus Bruhn redigerunt. Berlin 2006; pp. 9-20.
- COUTURE, André: The emergence of a group of four characters (Vasudeva, Samkarsana, Pradyumna, and Aniruddha) in the Harivamsa: points for consideration . Journal of Indian Philosophy 34,6 (2006) 571—585.
- Basham, A. L. . www.jstor.org. Дата обращения: 24 мая 2008. 7 июня 2012 года.
- Singh, R.R. Bhakti And Philosophy (неопр.) . — Lexington Books , 2007. — ISBN 0739114247 .
- 2020-04-22
- 2