Убить священника
- 1 year ago
- 0
- 0
Убийство иеромонаха Григория (Яковлева) произошло 21 марта 2000 года в посёлке Тура Эвенкийского автономного округа Красноярского края . Преступник — 27-летний Руслан Любецкий — убил священника самодельным шилом , отрезал ему голову перочинным ножом и поместил её на престол в церковном алтаре . Задержанный по горячим следам преступник назвал себя «воином Кришны » и заявил, что убийство он совершил по внушению внутреннего голоса, который он принял за «голос Кришны». Суд признал Любецкого невменяемым и определил его на принудительное лечение . Следствие установило, что преступник не имел отношения к вере кришнаитов и совершил преступление на почве сумасшествия. Несмотря на это, в некоторых православных источниках и публикациях СМИ, Любецкого описывают как «кришнаита, совершившего ритуальное убийство православного священника». В марте 2010 года в СМИ появились сообщения о том, что вышедшего к тому времени из психиатрической больницы Любецкого задрал таёжный медведь-шатун .
Руслан Владимирович Любецкий (1973—2010) , согласно одним источникам, был родом из города Болотное Новосибирской области , согласно другим — из Томской области . Любецкий рос необщительным и замкнутым ребёнком . Ещё в детстве у него проснулся интерес к духовным темам . В ранней юности он прочёл шиваитский текст, в котором рассказывалось о йогических и медитационных практиках, с помощью которых человек якобы мог обрести «мистические способности» . Под впечатлением от прочитанного Любецкий с воодушевлением начал поклоняться Шиве , отыскивая для своей духовной практики уединённые места . Любецкий утверждал, что очень скоро к нему пришла способность «выходить из физического тела» и впадать в состояние транса, и что Шива лично явился ему, «познакомив» его с другим божеством индуистского пантеона — Кришной . Параллельно с практикой шиваизма Любецкий поклонялся Иисусу Христу , который, по его словам, также являлся ему .
В 1992 году Любецкого призвали в армию и отправили для прохождения службы в расположение войск связи в Новосибирской области . В воинской части царила дедовщина , из-за которой Любецкий дезертировал , прослужив всего три месяца . После дезертирства он странствовал по тайге, «где ему никто не мешал поклоняться богу Шиве» . Там он однажды встретил человека, который подарил ему священный текст индуизма « Бхагавадгиту » и рассказал ему о Кришне .
В первый год после дезертирства Любецкий несколько раз посещал родительский дом, где «выслушивал нравоучения отца», пытавшегося уговорить сына сдаться милиции . Уговоры не подействовали, и в 1993 году Любецкий окончательно ушёл в тайгу, где жил в одиночестве в течение последующих 5 лет, промышляя охотой . Любецкий общался с охотниками, иногда выходил к селениям. Впоследствии он утверждал, что в районе Васюганских болот ему повстречались некие «воины Кришны», с которыми он провёл какое-то время .
Покинув ряды таёжной «армии Кришны», Любецкий нанёс визит в областные центры — Томск и Новосибирск . Там он попытался наладить контакты с общинами Международного общества сознания Кришны . Томские кришнаиты, заметив неадекватное поведение Любецкого, подарили ему кассеты с лекциями Бхактиведанты Свами Прабхупады и попросили «больше к ним не приходить» . Подобным же образом поступили новосибирские кришнаиты: они вручили Любецкому чётки для повторения мантр и отказались принять его в свою общину .
Жертва преступления, иеромонах Григорий (в миру Геннадий Михайлович Яковлев), родился 3 октября 1949 года в городе Бодайбо Иркутской области . По данным СМИ, он был двоюродным племянником советского государственного и партийного деятеля, члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова . По воспоминаниям духовника отца Григория, протоиерея , он был «очень ревностным христианином» и отличался «несколько резким и категоричным характером» . В юности будущий священник был «ярым коммунистом и атеистом », состоял в КПСС , но потом изменил свои взгляды и принял православие . В 1968 году он окончил Ангарский политехникум . В 1969—1972 годах служил в Военно-морском флоте, затем учился в Одесском государственном университете , который окончил в 1978 году . В том же году стал прихожанином православного храма Барнаула и принял крещение . В начале 1980-х годов служил алтарником в храме города Анжеро-Судженска , затем нёс послушание в города Тобольска и служил в качестве псаломщика в Успенском соборе города Енисейска . 12 декабря 1986 года принял сан диакона , 13 декабря того же года — сан иерея . В 1987 году стал настоятелем сельского Свято-Никольского храма в Иркутской области . В январе 1995 года начал служить в Спасо-Преображенском монастыре Енисейской епархии, где в марте того же года был пострижен в монахи . В ноябре 1997 года стал настоятелем Свято-Троицкого храма в посёлке Тура .
В ноябре 1998 года Руслан Любецкий появился в посёлке Тура, где поселился в частной гостинице под именем «Романа Гаврилова» . Местные жители посчитали «Романа» «человеком странным, даже помешанным» . Вскоре Любецкий познакомился с настоятелем местного православного храма иеромонахом Григорием, который приютил его у себя дома , помог ему пищей и деньгами . В Туре Любецкий занимался охотой и рыболовством, а также проводил время в богословских спорах с отцом Григорием и с местными баптистами . Григорий активно проповедовал «язычнику», желая обратить его в православие . Эти беседы, однако, не привели Любецкого в лоно православной церкви , а, наоборот, вызывали у него раздражение . Любецкий пришёл к выводу, что отец Григорий, постоянно напоминая людям об их грехах, тем самым способствует их духовной деградации . Будущему убийце также показалось, что священник оскорбляет Иисуса Христа, который, по его глубокому убеждению, был «сыном Кришны» . Любецкий утверждал, что накануне убийства он пережил состояние транса, в котором ему открылось, как и чем надлежало убить иеромонаха . В других источниках говорится, что Любецкий рассказывал, как к убийству священника его побуждал голос, который он слышал (а слышать подобного рода голоса, побуждающие к преступлениям — явный признак худшей формы асоциальной шизофрении) во сне и принимал за «голос бога Кришны» . По свидетельству очевидцев, за два дня до совершения преступления Любецкий открыто говорил о своём намерении убить отца Григория за его «неправедность» .
21 марта около 3 часов ночи Любецкий, вооружившись самодельным шилом, сделанным из сварочного электрода , подошёл к дому отца Григория . Узнав Любецкого по голосу, священник открыл ему дверь . Убийца нанёс своей жертве более десяти ударов в область сердца и в шею . По данным начальника УВД Эвенкийского автономного округа полковника Ивана Панова, преступник затем отрезал голову священника карманным ножом (который при этом сломался), отнёс её в примыкавшую к дому иеромонаха церковь, обошёл в алтаре вокруг престола, оставив на полу след в виде кровавого кольца, и бросил голову на престол . После этого Любецкий отправился в баню , где сжёг окровавленную одежду, принял омовение и как ни в чём не бывало пошёл спать . Он был задержан в тот же день и сразу же сознался в содеянном .
Следователям Любецкий представлялся под именами «Романа Кришнина» и «Романа Харевича Кришница» . В связи с этим полковник Панов сообщил журналистам, что «Роман», возможно, взял фамилию «Кришниц» в честь индуистского бога Кришны, которого почитают кришнаиты . В то же самое время Панов счёл маловероятным, что убийца был кришнаитом . Начальник УВД отметил, что знаком с кришнаитским вероучением и что кришнаиты не проповедуют насилие .
Для расследования дела была создана специальная комиссия, в которую вошли сотрудники УВД и прокуратуры, психиатры и представители Енисейской епархии . Из-за появившихся в СМИ сообщений о кришнаитском вероисповедании Любецкого и о ритуальном характере убийства следователи попросили журналистов не делать «скоропалительных выводов» о религиозной принадлежности убийцы .
Любецкий трижды подвергался психиатрическому освидетельствованию . Комиссия пришла к выводу, что он не имел никакого отношения к вере кришнаитов и совершил убийство из-за тяжёлого психического заболевания . По информации следователя Петра Плохова, сам убийца также отрицал свою связь с Обществом сознания Кришны . На допросе Любецкий заявил, что принадлежит к дислоцированной в тайге «законспирированной организации воинов Кришны» . Однако следствие пришло к выводу, что эта таёжная «армия Кришны» существовала только в голове умалишённого убийцы .
Следствию удалось разыскать отца Руслана — Владимира Любецкого . Прибыв на место убийства, Любецкий-старший отметил, что не в состоянии поверить, что такое мог совершить его сын . Корреспонденту « Независимой газеты » Владимир Любецкий заявил, что и он сам, и его сын всегда были атеистами .
Поскольку Любецкий оказался дезертиром , в мае 2000 года его дело было передано для дальнейшего расследования в военную прокуратуру Красноярского гарнизона .
22 марта 2000 года, на следующий день после убийства, московские представители Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) создали специальную комиссию, члены которой отправились в Красноярск для выяснения степени принадлежности Любецкого к кришнаитам . 23-24 марта кришнаиты встретились с представителями гражданских властей и следственных органов, провели беседы с местными жителями и священнослужителями РПЦ, организовали пресс-конференцию . В отчёте об этой поездке утверждалось, что убийца «не имел никакого отношения ни к религии вообще, ни к индуизму в частности» .
7 апреля комиссия огласила своё заключение, которое впоследствии было направлено в следственные органы УВД Туры . В заключение утверждалось, что преступник никогда не был членом кришнаитских общин и никогда не общался с духовными наставниками кришнаитов . Его образ жизни явно не соответствовал нормам, принятым среди последователей Общества сознания Кришны . На момент задержания он не имел при себе никаких предметов кришнаитского культа, а при обыске у него не было обнаружено кришнаитской литературы . В заключение также утверждалось, что действия Любецкого были «похожи на действия маньяка-одиночки» .
Суд над Любецким провела в Красноярске выездная коллегия Западно-Сибирского военного окружного суда . 25 января 2001 года был оглашён приговор, согласно которому Любецкий был признан невменяемым и определён на принудительное лечение в психбольницу .
Корреспондент газеты « Московский комсомолец » назвала убийство одним из «самых „громких“ преступлений» в отношении священнослужителей, наряду с убийством Александра Меня и « кровавой резнёй » в монастыре «Оптина пустынь» , где в 1993 году на Пасху сатанист убил трёх монахов . Гриднева также отметила, что это «изуверское убийство … потрясло буквально всю страну» .
В августе 2013 года информационное агентство «Русский Запад» отметило, что мотивы преступления остались тайной и убийства священников становятся всё более жестокими .
24 марта 2000 года патриарх Алексий II отправил на имя архиепископа Красноярского и Енисейского Антония телеграмму соболезнования, в которой назвал убийство злодеянием, «направленным против Святой Церкви» . Патриарх сообщил, что молится за злодейски убитого клирика РПЦ «дабы Господь упокоил душу его в селениях небесных и сотворил ему вечную память» и отметил, что убитый при жизни «всецело посвятил себя служению Богу и людям» .
20 апреля 2000 года Священный Синод РПЦ выступил с заявлением по поводу гибели иеромонаха Григория . В заявлении утверждалось, что это убийство «глубоко потрясло» последователей РПЦ и граждан России и что «убийца вкладывал в содеянное определённый религиозный смысл» . Иерархи РПЦ охарактеризовали это событие как «ещё одно проявление глубокого духовного кризиса», переживаемого российским обществом, и высказали мнение, что в России происходит «разгул преступности, утрата ценностных и нравственных ориентиров, пропаганда насилия и вседозволенности» . По убеждению Синода, в этой благоприятной среде в России появились различные « сатанинские и оккультные секты, отрицающие ценность человеческой жизни и открыто демонстрирующие ненависть к христианству» . Члены Синода заявили, что эти деструктивные культы «представляют собой чрезвычайную опасность для общества» и что «дальнейшее попустительство и невнимание к преступным плодам их деятельности чревато новыми, ещё более трагическими последствиями» . В заявлении также отмечалось, что скорбя о «трагической кончине» иеромонаха, РПЦ помнит о том, что «кровью мучеников утверждается Православие» .
23 марта 2000 года Красноярская епархия выступила с заявлением, в котором назвала убийство «следствием широкой рекламы в средствах массовой информации всякого рода псевдорелигиозности, возврата к диким языческим культам сатанизма и культивации идеи многобожия нового образца» .
Сообщения в прессе о том, что кришнаит совершил убийство священника, встревожило представителей российского Общества сознания Кришны . Опасаясь возможных враждебных действий против кришнаитов, глава Центра обществ сознания Кришны в России Сергей Зуев (Сучару дас) выступил с заявлением, в котором сообщил, что преступник никогда не был связан с Обществом сознания Кришны . Зуев особо подчеркнул, что учение кришнаитов исключает «любое насилие не только по отношению к людям, но даже к животным» .
В память об убитом священнике в пос. Тура была построена новая церковь, средства на строительство которой выделили местные предприниматели и администрация Эвенкийского автономного округа .
В 2002 году в память об отце Григории в Красноярске вышла книга «Зигзаг молнии в ненастный день» , описывающая «жизнь и мученическую кончину отца Григория» . Книга была подготовлена духовником Григория — протоиереем — и творческой группой православного издательства «Енисейский благовест» . В сборник вошли очерки самого Геннадия Фаста, писателя Анатолия Зябрева, журналиста Андрея Павлова, а также воспоминания других людей, знавших иеромонаха . Книгу удалось опубликовать благодаря поддержке губернатора Эвенкийского автономного округа Бориса Золотарёва и ряда других красноярских и эвенкийских государственных служащих .
В 2018 году в память об отце Григории в поселке Тура был открыт памятный крест, установленный на том месте, где ранее находилась старая церковь, в которой произошло трагическое событие .
Сюжет об убийстве иеромонаха Григория вошёл в 3-ю часть серии расследований «Религиозные секты: свобода от совести» журналиста Александра Егорцева, снятой в 2004 году.