Interested Article - Двайта-адвайта

Философия индуизма
Школы
Философы и мыслители

Двайта-адвайта (dvaitadvaita, букв. «двойственность-в-недвойственности») — одна из школ философии вишнуитской веданты , соответствующая одной из четырёх признанных традиций бхакти санакади-сампрадая . Сформировавшаяся под значительным влиянием вишишта-адвайты и в определенном смысле подготовившая становление двайта-веданты , двайта-адвайта предложила «симметричное» решение основной проблемы философии веданты — онтологического соотношения Божества ( Брахман или Ишвара ), душ ( чит ) и материи ( ачит ), что в итоге подготовило мировоззренческие измерения кришнаитского культа.

Суть учения

Три «параметра бытия» — Брахман, чит и ачит не могут быть ни вполне идентичными (ибо, согласно двайта-адвайте, это противоречило бы ведийским текстам, в первую очередь упанишадам , ясно свидетельствующим об их различии), ни вполне различными, ибо это, во-первых, ограничивало бы божественную вездесущесть и, во-вторых, исключало бы возможность их реального взаимодействия. Участие в развёртывании мира такого относительно нереального начала, как авидья или майя адвайтистов , в двайта-адвайта решительно отвергается. Брахман-Ишвара не безличное мировое сознание, но персонифицированное Божество, тождественное Кришне и наделенное всезнанием, всемогуществом, вездесущестью и способностью быть конечной причиной сущего; он преображается и в духовные, и в материальные начала, не растворяясь ни в одном из них; помимо этого, он наделен всеми добродетелями и свободен от пороков. Брахман-Кришна, является не только инструментальной, но и материальной причиной мира, поскольку создает его одной своей волей (здесь нельзя не предположить влияние неиндуистских теистических религий). Души ( дживы ) имеют основание в нём, зависимы от него, бесчисленны и активны. Материальный мир имеет три начала — «неприродное» ( апракрита ), «природное» ( пракрити ) и время. Двайта-адвайта как бы дифференцирует два «режима» существования Божества — статический, или самотождественный, и динамический, или саморазделительный, который выявляется в его энергии, действии. Как и вишишта-адвайта , двайта-адвайта настаивает на том, что «путь познания» неосуществим без «пути богопочитания», который состоит в полной самоотдаче ( прапатти ) индивида милости Божества. Для обоснования доктрины тождества-различия трёх указанных начал двайта-адвайта прибегает к аналогиям: Брахман-Кришна, находится в таком же отношении к началам мира, как жизненная сила прана , реализующаяся в многообразных функциях чувственных способностей и ума- манаса , но сохраняющая при этом свою идентичность. По другому примеру, популярному в двайта-адвайта и отчасти заимствованному из образности « Шветашватара-упанишады », Брахман , создающий духовные и материальные начала, но остающийся «чистым» и «полным» в славе и силе, подобен пауку , который вытягивает паутину из собственного тела. В среде бхактов было популярно и истолкование миросозидания как спонтанной игры ( лила ) вечносовершенного и всеблаженного Вишну -Хари.

История учения

Основателем двайта-адвайты был Нимбарка (XII—XIII вв.), брахман -вишнуит, происходивший, по легендам, либо из Намбапуры в южноиндийском государстве Майсур , либо из Матхуры , знаменитого северо-индийского центра кришнаизма. Ему приписывается семь сочинений, среди которых наиболее значительное « » (« Аромат небесного дерева веданты »), комментарий к « Брахма-сутрам ». Ученик Нимбарки Шриниваса систематизировал его учение и комментировал его труды. Последователи же Шринивасы — Кешава Кашмири Бхатта (XVI в.), Пурушоттама Прасада (XVII в.), Мадхава Мукунда (XV в.), который предложил серьёзную разработку теории познания, прежде всего учения об источниках знания, а также Ванамали Мишра (XVIII в.) и др. сохранили целостность двайта-адвайты, защищая учение от нападок оппонентов. Они энергично полемизировали не только с адвайта-ведантой, но также с вишишта-адвайтой и бхеда-абхедой .

Литература

Источник —

Same as Двайта-адвайта