Белорусская литература
- 1 year ago
- 0
- 0
Белорусская литература XX века активно осваивала прогрессивные традиции славянской и мировой литературы , и вместе с тем приобретала возрожденческо-патриотический пафос. В своем творчестве белорусские писатели употребляли описательность, бытовизм, приземленность. Все большее место в произведениях занимали индивидуально-философские начала, возвышение личности, свое развитие получали идеи гуманизма, общечеловеческих ценностей.
В годы первой мировой войны вышли в свет произведения, которые позже стали классическими. Это первый вариант поэмы «Сымон-музыка», «Сказки жизни» и стихи Я. Коласа , рассказы и повести М. Горецкого , многие стихи Я. Купалы . Впервые была опубликована комедия В. Дунина-Марцинкевича « Пинская шляхта ».
Из всех литературных жанров наиболее богатые традиции имела белорусская поэзия. М. Богданович , З. Бядуля , Я. Колас , Я. Купала , Тетка в начале XX века создавали стихи, песни , поэмы, которые впервые в истории белорусской литературы достигли мирового художественного уровня.
В начале прошлого века главным литературным направлением был реализм. Однако иногда не сдавал свои позиции и романтизм, которым были проникнуты произведения Тетки периода революции 1905 г., поэмы «Сымон-музыка» Я. Коласа , « Курган », «Бондаровна», «Могила льва», «Она и я» Я. Купалы . В творчестве некоторых поэтов реалистичные и романтические тенденции органично соединялись с мечтой о лучшем будущем.
Новыми темами, образами, формами обогатил белорусскую лирику М. Богданович . В числе основных заслуг поэта как создателя белорусской литературы и белорусского языка нового времени — обогащение, наполнение национального искусства лучшими образцами мировой культуры , возрождение, воспроизведение на национальном языке произведений античных, русских и западноевропейских авторов, разработка новых для белорусской литературы стихотворных форм: сонета , рондо , октавы и других.
В начале XX века прозаические жанры приобрели более широкое звучание, чем в XIX веке, когда эпос подавался в стихотворной форме. Преобладала малая проза, которая в силу жанровой специфики могла быстрее реагировать на проблемы современной жизни. Большая роль в распространении белорусского прозы среди широких читательских масс принадлежит белорусским газетам « Наша доля » и « Наша нива », в которых публиковались произведения В. Голубка , Т. Гартного , М. Горецкого , Я. Коласа .
1930-е годы в истории белорусской литературы — период сложный и трагический, как и в общественной жизни белорусского народа . Многие писатели были репрессированы и расстреляны. Погибли , П. Головач , М. Зарецкий , Я. Неманский , М. Чарот . Репрессированы, но выжили С. Гроховский , В. Дубовка , П. Прудников , Я. Пуща .
После Рижского мирного договора 1921 года Западная Беларусь отошла под юрисдикцию Польского государства . В условиях колонизации местного населения , которую проводили польские власти в отношении белорусского этноса, литература Западной Беларуси превратилась в самостоятельное явление культуры. В идейном и эстетическом планах она составляет специальный раздел белорусской литературы I-й половины XX века.
В годы Великой Отечественной войны белорусские литераторы оказались в исключительно драматических обстоятельствах: родная земля была полностью оккупирована врагом. Местный читатель был на фронте, ушел в партизаны , в подполье или просто жил на оккупированной территории. Многие писатели также были на фронте или в партизанских отрядах. В Красной Армии находились П. Бровка , А. Велюгин , П. Глебка , К. Киреенко , К. Крапива , А. Кулешов , М. Лыньков , П. Панченко , М. Танк . В партизанской борьбе и выпуске подпольной печати участвовали Я. Брыль , Ф. Пестрак , В. Тавлай . 26 прозаиков и поэтов погибли в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Заметное место в литературе военного положения занимают стихи и поэмы, в которых органично сочетались эпос , лирика и драма. Высшим достижением этого жанра, отмеченном в 1946 году Государственной премией СССР , была лирико-эпическая поэма А. Кулешова «Знамя бригады». В произведении показана вся глубина народной драмы, патриотизм и преданность воинов.
Белорусская литература военного времени была одним из важных составляющих антифашистской борьбы, показала героизм и несгибаемый дух белорусского народа, открыло новые черты национального характера. События недавней Великой Отечественной войны нашли воплощение в эпических произведениях белорусских литераторов: «Незабываемые дни» М. Лынькова (1948-1958), «Минское направление» И. Мележа (1950-1952), «Расстаемся ненадолго» А. Кулаковского (1953-1954).
Изменения, которые происходили в обществе с середины 1980-х годов, в значительной степени затронули духовную сферу жизни . Период перестройки и начало нового этапа возрождения дали белорусским литератором богатую, разнообразную основу. В это время чаще стали появляться и переводы мировой классики на белорусский язык, что способствовало приобщению национальной литературы к мировому литературному процессу.
С конца 1960-х годов в белорусской драматургии начался новый период творческих поисков. Трагикомедии «Затюканный апостол» (1969) и «Трибунал» (1970) А. Макаенка открыли новые горизонты художественной выразительности, способствовали осмыслению в обществе серьезных проблем. Значимые социальные вопросы поднимали в своих произведениях драматурги К. Крапива , Н. Матуковский , И. Шамякин .