Interested Article - Скориноведение

Скориноведение — это область исторических исследований, которая изучает жизнь, деятельность и творческое наследие восточнославянского и белорусского первопечатника, философа, гуманиста, медика Франциска Скорины (1486—1551).

Скориноведение отличается междисциплинарным подходом, использующим методы различных дисциплин, таких как, история , историография , интеллектуальная история , искусствоведение , лингвистика , философия .

Скориноведение берет своё начало ещё в XVII веке в связи с разрозненными упоминаниями историков и эрудитов о книгах Ф. Скорины. Во второй половине XVIII века интерес к наследию Скорины существенно возрастает, в 1776 г. И. Бакмейстер посвящает отдельные страницы изданиям Скорины «Апостол» и «Пятикнижие» , в 1786 г. издания Скорины изучают такие исследователи, как П. А. Алексеев и И. М. Штриттер . Начиная с 1791 г. известный чешский филолог и общественный деятель Й. Добровский выдвигает ряд гипотез о месте типографии Скорины, о языке произведений и его биографии в своих произведениях и особенно в опубликованной посмертно переписке .

На протяжении конца XVIII — начала XIX веков многие историки в Российской империи, в том числе и в Польше, высказываются в связи экземплярами и языком скориновских изданий ( А. Л. Шлёцер , В. С. Сопиков , П. И. Кёппен , К. Ф. Калайдович , С. Б. Линде , Е. С. Бандтке , Е. А. Болховитинов , Н. М. Карамзин , П. М. Строев , М. П. Погодин и др.) Во второй половине XIX века множатся работы, описывающие издания и язык Скорины ( А. Е. Викторов , И. И. Первольф , Е. Ф. Карский ). В 1878 г. И. П. Каратаев в «Описании славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491—1730», уделяет творчеству Скорины уже десятки страниц.

Настоящий прорыв в скориноведении происходит в 1888 г., когда П. В. Владимиров издаёт свою монографию «Доктор Франциск Скорина: Его переводы, печатные издания и язык» (СПб., 1888), впервые подытожившую вековые упоминания и исследовательские версии о Скорине и проанализировавшую все известные к тому времени его книги. К началу XX века сведения о Скорине публикуются во всех крупнейших энциклопедических изданиях, в том числе и за рубежом.

С началом революционных событий в Российской империи скориноведение переходит на качественно новый уровень, связанный не только с поиском, сравнительной характеристикой и интерпретацией памятников книгопечатания Скорины отдельными специалистами, но и с приданием имени Скорины значения национального символа. Это движение начинается с подготовки празднования 400-летия начала книгопечания в 1917 г. и многочисленными публикациями о Скорине в белорусских средствах массовой информации (например, « Гомон », « Вольная Беларусь », « Чырвоны шлях »), где печатались такие видные деятели науки и литературы, как Е. Ф. Карский , В. У. Ластовский , В. М. Игнатовский , М. Горецкий и др.

Последующие, 1925 1926 годы отмечены новыми торжествами, посвящёнными 400-летию книгопечания, за основу которого был взят 1525 — год предполагаемого основания типографии в Вильно (ныне в скориноведении установлена другая дата — 1522, год выхода «Малой подорожной книжки»). Среди праздничных мероприятий особенно заметным событием было проведение конференции и издание сборника её материалов «400-лецце беларускага друку». Здесь увидели свет ключевые для скориноведения статьи — первая после исследования П. В. Владимирова историографически полная «Скориниана» В. И. Пичеты , «Гравюры і кніжныя аздобы ў выданнях Францішка Скарыны» Н. Н. Щекотихина и др. С поражением политики и началом опустошительных , скориноведение практически прекращается на территории республики вплоть до окончания Второй мировой войны.

Со второй половины 1930-х гг., в Чехии, начинает свои публикации о Скорине историк-эмигрант А. В. Флоровский , доказавший несомненное влияние (Библии, изданной в Венеции в издательстве П. Лихтенштейна в 1506 году) на язык скориновских изданий, а также установивший возможность работы Скорины королевским садовником в Праге в конце жизни (по документу 1552 г., выданному королем Фердинандом I сыну Ф. Скорины Симеону). Именно Флоровский вновь привлекает внимание научной общественности к факту возможного путешествия Ф. Скорины в Москву после первых публикаций Й. Фидлера и И. Первольфа . В целом следует отметить видный вклад белорусских деятелей скориноведения , работавших за рубежом. Открытия , Я. Садовского, А. Надсона , благодаря которым стало известно о пребывании Скорины в должности секретаря короля Дании или о годе издания в виленской типографии «Малой подорожной книжки» — 1522, трудно переоценить. В то же время в самой Беларуси исследования в области скориноведения в послевоенный период встречали большие трудности. Как писал видный представитель скориноведения Е. Л. Немировский , «Жупел обвинения в национализме маячил перед каждым, кто хотел коснуться этой полузапретной темы» (Немировский 1990, с. 61). Тем не менее, благодаря работам , В. В. Чепко , Н. О. Алексютовича, , С. А. Подокшина , а также позднее , , , , А. И. Мальдиса , Е. Л. Немировского , в Беларуси начинают складываться исследовательские школы скориноведения, ориентированные на различные подходы — лингвистические, историко-культурные, философские и литературоведческие.

Хрущевская «оттепель» и некоторая либерализация историографии создали необходимые условиях для возрождения общественного интереса к скориноведению. Об этом свидетельствуют и широкие празднования 450-летия белорусского книгопечатания в 1967 г., и многочисленные публикации, среди которых работы С. Х. Александровича , А. Н. Булыко, А. И. Грицкевича , С. К. Майхровича, , . Следующей вехой в скориноведении были мероприятия, посвящённые празднованию в 1986 1990 гг. 500-летнего юбилея Скорины. Результатом стали многочисленные издания, среди которых выделяются фундаментальные исследования и собрания, ставшие референциальными в скориноведении — сборники документов и материалов о Скорине, собрания сочинений Скорины, библиография.

Примечания

  1. [ Bacmeister J. V. Essai sur la Bibliothèque et le Cabinet de curiosité et d’histoire naturelle de l’Académie des sciences de Saint Petersburg. St Petersburg, 1776. 254 p. (1777 — изд. на немецком языке, 1799 — на русском) ]
  2. [ Korrespondence Josefa Dobrovskeho. Dii. 1. Vzajemne dopisy Josefa Dobrovskeho a Fortunata Duricha z let 1778—1800. К vyd. upravil A. Patera. Praha, 1895. 471 s.]
  3. [Biblí česká v Benátkách tištěná. Venetiis: in Edibus Petri Liechtenstein Coloniensis Germani, 1506.]
  4. [ Fiedler Joseph. Ein Versuch der Vereinigung der russischen mit der roemischen Kirche im sechzehnten Jahrhunderte. «Sitzungsberichte der Philosophisch-Historischen Classe der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften». Vierzigster Band, Heft I. Wien, 1862, б.108-113; Первольф И. И. Славяне, их взаимные отношения и связи, т. II. Варшава, 1888, с.596-597.]

Литература

  • Владимиров П. В. Доктор Франциск Скорина. Его переводы, печатные издания и язык.?Спб.: Типография Академии Наук, 1888. — 433 с.
  • Галенчанка, Г. Я. Францыск Скарына: Спадчына і пераемнікі. Анатаваны бібліяграфічны паказальнік. Мінск: Красіка-Прынт, 2002. 175с.
  • Галечанка Г. Я. Францыск Скарына: у паціне версій, стэрэатыпаў і міфаў. // Российские и славянские исследования. Ред. П. Сальков, О. Яновский. Мінск: БГУ, 2008. Выпуск 3. С. 123—138.
  • Немировский Е. Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя. Мінск: Мастацкая літаратура, 1990. 597 с.
  • Немировский Е. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта: 1491—2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т.1: 1491—1550. Москва: Знак, 2009. 588 с.
  • Пічэта У. Scoriniana. 1776—1926//400-лецце беларускага друку. Мінск: Інстытут беларускай культуры, 1926. С. 284—327.
  • Скарына і яго эпоха. Рэд. В. А. Чамярыцкі. Мінск: Навука і тэхніка, 1990. 482 с.
  • Скарына Ф. Библия: Факс. ўзнаўленне Библии, выд. Ф. Скарынаю ў 1517—1519: У 3 т. — Мн.: Беларуская Савецкая Энцыклапедыя. Т. 1, 1990. 830 с.; Т. 2. 1991. 807 с.; Т. 3., 1991. 782 с.
  • Флароўскі А. В. Skoriniana // 450 год беларускага кнігадрукавання. Мінск: Навука і тэхніка, 1968. С. 389—433.
  • Францыск Скарына і яго час: Энцыкл. даведнік. Мінск: Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, 1988. 608 с.
  • Францыск Скарына. Творы: Прадмовы, сказанні, пасляслоўі, акафісты, пасхалія / Падрыхтоўка тэкста А. Ф. Коршунава, рэд. В. А. Чамярыцкі. Мінск: Навука і тэхніка, 1990. 207 с.
  • Францыск Скарына: Жыццё і дзейнасць: Паказальнік літаратуы. Склад. Я. Л. Неміроўскі, Л. А. Осіпчык; Рэд. А. І. Мальдзіс. Мінск: Навука і тэхніка, 1990. 269 с.
  • Францыск Скарына: З6орнік дакументаў і матэрыялаў. Прадм., уклад., паказ. В. І. Дарашкевіча. Мінск: АН БССР. Ін-т літаратуры, 1988. 347 с.
  • Чатырохсотлецце беларускага друку. 1525—1925. Мінск: Інстытут беларускай культуры, 1926. VIII, 360 с.
  • Шчакаціхін М. Гравюры і кніжныя аздобы ў выданнях Францішка Скарыны // 400-лецце беларускага друку. Мінск: Інстытут беларускай культуры, 1926. С. 180—227.
  • Шчакаціхін М. Увагі да ілюстрацыяў // 400-лецце беларускага друку. Мінск: Інстытут беларускай культуры, 1926. С. 329—340.
  • Braha, Symon,. Геаграфічная лякалізацыя жыцьцяпісу доктара Скарыны // Запісы Беларускага Інстытута Навукі й Мастацтва. Munchen, 1964, 3, pp. 9–33.
  • Florovskij Anton, 1946, 1988. Ceskaja Biblia v istorii russkoj kul’tury i pismennosti, Praha, Munchen: Verlag Otto Sagner. From Collection ‘Sbornik filologicky’. III. Trida Ceske Akademie ved a Umeni. Svazek XII.
  • Tumas, Vitaut (Braha, Symon). Пяць стагоддзяў Скарыніяны XVI—XX. Five Centuries of Scoriniana XVI—XX, Нью-Ёрк: Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва, 1989. 282 с.
  • Tumas, Vitaut (Braha, Symon). Скарына у Падуі // Запісы Беларускага Інстытута Навукі й Мастацтва. Munchen, 1970, 5, pp. 35–79.

Ссылки

  • от 6 июня 2017 на Wayback Machine Издания Франциска Скорины в фонде Национальной библиотеки Беларуси]
Источник —

Same as Скориноведение