Антропологическая лингвистика
- 1 year ago
- 0
- 0
Антропологическая выставка в Москве проходила в Манеже на Моховой улице 3 апреля 1879 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) при Московском университете . Организатором выставки был А. П. Богданов .
Летом 1875 года Богданов предложил ОЛЕАиЭ организовать в ближайшие несколько лет антропологическую выставку. Он планировал открыть музей антропологии, и выставка должна была помочь выручить средства на создание музея. Основной проблемой в реализации проекта, на решение которой понадобилось около трёх лет, был значительный дефицит экспонатов для будущей выставки, и их пришлось собирать по всей Российской империи . Был организован ряд экспедиций в 15 губерний северной, средней и южной части России, в Привислянский край , на Урал , Крымский полуостров и Кавказ . Богданов, помимо руководства экспедицией, непосредственно принял личное участие в раскопках древних курганов, посещал авторитетных учёных-антропологов, в том числе и за рубежом .
Кроме экспедиционных сборов, многие коллекции (в основном фотографий) были получены в подарок. Среди дарителей были и профессиональные фотографы: К. А. Фишер , Д. И. Ермаков , О. Грейм. Часть фотографий покупалась, на что были потрачены немалые деньги. Например, фотограф Ланин из Николаевска-на-Амуре попросил за свой альбом 280 рублей .
Так как многие жители Москвы с предубеждением относились к раскопкам могильников и извлечению останков древних людей, Богданов организовал проведение молебна в первый день выставки. Его отслужил московский епископ Амвросий , чью проповедь позже напечатали в трудах ОЛЕАиЭ. Он говорил, что антропология подтверждает Святое Писание , поскольку указывает на бренность тела и определённым образом намекает на бессмертие души. После молебна военный оркестр и хор синодальных певчих исполнили народный гимн.
Для проведения выставки в Манеже создали масштабные декорации: холмы, горы, гроты, пещеры, были устроены водопад и бассейн. Газета « Современные известия » писала, что горы получились изящными и прочными, а доски на них не скрипели. На одной из гор играл оркестр военного училища, на другой работал буфет, и можно было курить. На остальной территории выставки курить было запрещено, чем посетители были недовольны.
Выставка состояла из семи разделов: древностей (составитель — Д. Н. Анучин ), геолого-палеонтологический ( Н. Ю. Зограф , А. А. Тихомиров ), краниологический (А. П. Богданов), фотографический ( А. И. Кельсиев ), бюстов и масок (Д. Н. Анучин), медико-антропологический ( Е. А. Покровский ), этнографический ( Е. В. Барсов ) . На выставке были представлены тысячи экспонатов, хотя многие из них не имели никакого отношения к антропологии. Посетителям предлагалось посмотреть на черепа с признаками сифилиса , кости со следами от пуль и ножевых ударов, банку с заспиртованной кожей французского солдата. Были представлены куртка зятя Магомета , снаряды для разрывания рта, три пары туфель виленских святых, искусственные мозги турка и самоубийцы, собрание сочинений членов ОЛЕАиЭ, скелет курицы, портрет царевны Софьи Алексеевны . Был выставлен ряд витрин с пирогами из различных регионов Российской империи. Также был представлен заспиртованный зародыш африканца, примечательно, что на его шее были бисерное ожерелье и бисерный браслет.
Плата за вход в день открытия выставки составляла три рубля, в остальные дни — по одному рублю. Выставка пользовалась большой популярностью. В народе её сравнивали с кладбищем. За день количество посетителей составляло около трёх тысяч, а до закрытия — 2 сентября — более ста тысяч . Наибольший интерес для посетителей представляли два раздела выставки. Во-первых, этнографический, где были представлены манекены людей из различных племён и народов (всего несколько десятков): цыган с гитарой, австралийцы, африканцы, продавец мыла из Казани , семья волосатых людей, татуированный японец. Во-вторых, геолого-палеонтологический, где были представлены модели вымерших животных и растений: большие хвощи каменноугольного периода , макеты динозавров, в том числе ихтиозавра и плезиозавра , модель мамонта . По мнению журналистов « Русских ведомостей », экспонаты вводили посетителей в заблуждение, демонстрируя, будто человек жил в одно время с динозаврами. Организаторы выставки заявили, что макеты вымерших животных делают более разнообразной выставку, которая в противном случае не имела бы такого успеха .