Ацтекская мифология
— совокупность мифов цивилизации
ацтеков
в центральной
Мексике
. Ацтеки относятся к
науатль
-говорящим группам, проживающим в центральной Мексике, и большая часть их мифологии похожа на мифологию других
Мезоамериканских
культур.
Есть несколько различных версий о происхождении ацтеков. По одной легенде, различные группы людей, которые должны были стать ацтеками, пришли с севера в долину Анауак возле озера
Тескоко
. Назначение этой долины и озера вполне понятно — это сердце современного
Мехико
. В другом мифе — предки
мешиков
-ацтеков пришли с места на севере, которое называется
Ацтлана
, последние из семи nahuatlacas (науатль-язычные племена, от tlaca, «человек»), чтобы совершить путешествие на юг, отсюда и их название «Ацтек». Другие заявляют о своём происхождении из
Чикомостока
(«места семи пещер»), или из
Тамоанчана
(легендарного источника всех
[
каких?
]
цивилизаций).
Содержание
Зарождение мифологии
Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться, и они взяли всё, что могли, от других людей, особенно от древних
тольтеков
(которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации
Теотиуакана
). Для ацтеков тольтеки были создателями всех культур; слово «Toltecayotl» было синонимом
культуры
. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ
Кетцалькоатля
с легендарным городом
Толлан
, который они также отождествляли с более древним Теотиуаканом.
По причине того, что Ацтеки сочетают в себе несколько традиций с их собственными более ранними традициями, у них было несколько мифов о сотворении. Один из них описывает четыре великих века, предшествующие нынешнему миру, каждый из которых закончился катастрофой, и «были названы в честь силы или божественного элемента, который жестоко покончил с каждым из них»
.
Коатликуэ
была матерью сыновьям
Сенцонуицнауа
(«Четыреста южан») и дочери
Койольшауки
. Она нашла мяч, наполненный перьями, и положила его за пояс, когда забеременела от
Уицилопочтли
. Её остальные дети стали с подозрением относиться к отцу и поклялись убить свою мать. Преследуемая своими детьми она родила на горе Уицилопочтли, но новорождённый Уицилопочтли победил большинство своих братьев, которые обратились в звёзды. Он также убил свою сводную сестру Койольшауки, разорвав ей сердце с помощью
(синей змеи), и сбросил её тело вниз с горы. Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз с храма.
Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Хотя мир и
солнце
уже были созданы, привести время и солнце в движение, начать новую историю можно только принеся себя в жертву. Самый красивый и сильный из богов
Тексистекатль
должен был принести себя в жертву, но когда пришло время сделать это, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого самый маленький и самый скромный из богов
Нанахуатль
принёс себя в жертву первым, прыгнув в пламя. Тем самым он привёл время и солнце в движение, начал историю. Униженный жертвой Нанахуатля Тексистекатль тоже прыгнул в огонь и стал луной
.
Пантеон ацтекских богов по части мира, которой они управляют
Земля
Шипе-Тотек
— бог силы, владыка сезонов и возрождения, правитель Востока,
Ацтлан
(
Астлан
;
аст.
Aztlan
) — «Страна цапель», мифическая
прародина
ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной
Чикомосток
— страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства.
Иламатекутли
(
аст.
Ilamatecuhtli
) — «Старая владычица», в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена
Мишкоатля
, одна из ипостасей богини земли и деторождения
Сиуакоатль
.
(
аст.
Itzli
) — бог каменного ножа и жертвоприношений.
Ицпапалотль
(
аст.
Itzpapalotl
) — «Обсидиановая бабочка», богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у
чичимеков
. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.
Ишкуина (
аст.
Ixcuina
) — «Пожирательница грязи»; богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов, одна из ипостасей
Тласолтеотль
.
Иштлильтон
(
аст.
Ixtlilton
) — «Чёрное личико», богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон.
К
Камаштли
(
аст.
Camaxtli
) — бог войны, охоты и судьбы. Творец огня. Один из четырёх богов, создавших мир. Является также племенным богом чичимеков.
Кетцалькоатль
, (Тлауицкальпантеку(х)тли,
Ээкатль
,
Кецалькоатль) (
аст.
Quetzalcóatl (Tlahuizcalpantecuhtli, Ehecatl, Ce Ácatl Topiltzin Quetzalcóatl)
)бог покровитель наук, искусства, именно он научил племена земледелию, играм, песням и танцам. Кецалькоатль — Пернатый змей (украшенный зелёными перьями птицы кецаль). Призывал отказаться от человеческих жертв, вести размеренный и праведный образ жизни. По одной из легенд был прибит морем к берегу, привязанным к доскам или брёвнам, был внешне не похож на местное население: светлокож, с красными волосами (возможно русыми, рыжими). Противники Кецалькоатля зло надругались над ним — напоили до беспамятства. Не помня, что он делает, он провел ночь с собственной сестрой, а утром, увидев, что натворил, ушел за море, но обещал вернуться и устроить суд, воздав каждому по делам его. Он даже называл дату возвращения. Его образ часто ассоциируют с Иисусом. А приехавших в Мексику конкистадоров приняли сперва за его предвестников.
Коатликуэ
(
аст.
Coatlicue
) — «Она в платье из змей»; также Коатлантонан, «Наша змеиная мать». Иногда отождествляется с
Тетеоиннан
(«Матерью богов»), богинями
Тоси
и
Сиуакоатль
. В мифологии ацтеков богиня земли и огня. В ней одновременно заключено начало и конец жизни.
Малинальшочи
(
аст.
Malinalxochi
) — в мифологии ацтеков сестра
Уицилопочтли
; волшебница, имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими обитателями пустынь.
Метчтли
(
аст.
Metztli (Metztli, Tecuciztécatl, Tecciztecatl)
) — «Луна», ацтекское божество луны, ночи и земледельцев, покровитель урожая, иногда отождествляемый с
Тескатлипокой
, а также с богом
Тексистекатлем
и с богинями Луны
Койольшауки
и
.
Теночтитлан
(
аст.
Tenochtitlan
) — не бог, а город, столица ацтекской империи. Его жители — теночки. Место основания города по легенде было указано ацтекам после многолетних скитаний. Сидящий на кактусе орел со змеёй в лапах — именно такой знак искали теночки для того, чтобы осесть и основать город. Этот знак ныне на гербе Мексики. Находится в границах нынешнего Мехико.
Теотиуакан
— «Место превращения в бога»; один из самых древних городов, существовал ещё до тольтеков.
Шочипилли
(
аст.
Xochipilli
) — Бог Цветов Шочипилли, «божество-покровитель священных галлюциногенных растений» и «цветистых снов». «Xochi» или «xochitl» на языке науатль означает «цветок», в то время как «pilli» означает «принц» или «ребенок». Шочипилли — принц цветов, любви, игр, красоты, песен и танцев. Шочипилли — бог изменённого состояния сознания, вызванного цветком, но он же — бог изменённого состояния сознания, вызванного песней. Шочитль (цветок) порождает куикатль (песня), и наоборот.
Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа / Ред. и пер. С. А. Куприенко, В. Н. Талах.. —
К.
: Видавець Купрієнко С.А., 2014. — 377 с. —
ISBN 978-617-7085-11-8
.
,
Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков / Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко.. —
К.
: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 370 с. —
ISBN 978-617-7085-00-2
.