Анфим IV (патриарх Константинопольский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Текуилуитонтли ( аст. Tecuilhuitontli , в переводе: «Маленький пир господ» ) — седьмой двадцатидневный месяц (« ») ацтекского календаря шиупоуалли, длившийся примерно с 13 июня по 2 июля . Также название праздника, посвящённого божествам Уиштосиуатль и Шочипилли , каждый год проводившегося в этом месяце .
Календарь ацтеков состоял из двух циклов: шиупоуалли ( аст. xiuhpohualli , что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя ) и ритуального 260-дневного тональпоуалли ( аст. tonalpohualli , что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем» .
365-дневный шиупоуалли состоял из 18 двадцатидневных «месяцев» (или veintenas ) плюс дополнительные 5 дней в конце года . В некоторых описаниях календаря ацтеков говорится, что он также включал високосный год , который позволял календарному циклу оставаться в соответствии с одними и теми же аграрными циклами из года в год. Но в других описаниях говорится, что високосный год был неизвестен ацтекам, и что соотношение месяцев и астрономического года со временем менялось.
Этот месяц, посвящённый богине соли Уиштосиуатль, был месяцем празднования прихода воды и роста урожая. В течение Текуилуитонтли город украшали водяными цветами. Во время праздника приносилась в жертву женщина, олицетворявшая Уиштосиуатль. Важнейшей частью церемоний был танец, исполнявшийся только женщинами; они танцевали, окружив воплощение богини и держа в руках цветущую полынь ( iztauhyatl ) . Участники празднества также украшали себя жёлтыми цветами cempoalxochitl ( Tagetes erecta ). По окончании церемоний жрецы перерезали воплощению богини горло «пилой» рыбы-пилы ( acipaqujtli ) .
Шочипилли, как покровитель цветов и танцев, также имел определенное влияние на праздник этого месяца. Правитель города должен был танцевать на улицах среди людей и дарить им подарки. Текуилуитонтли называли «Маленьким пиром господ», потому что знать города была обязана устраивать пиры для простых людей. Супруги великих вождей шли с простыми людьми по улицам, украшенные цветами. Жертвы также приносились божествам урожая.