Беуг, Каролин
- 1 year ago
- 0
- 0
Тлашочимако ( аст. Tlaxōchimaco , в переводе: «Рождение цветов» ) — девятый двадцатидневный месяц (« ») ацтекского календаря шиупоуалли, длившийся примерно с 23 июля по 11 августа . Также название праздника, посвящённого божествам Уицилопочтли и Тескатлипоке , каждый год проводившегося в этом месяце .
Календарь ацтеков состоял из двух циклов: шиупоуалли ( аст. xiuhpohualli , что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя ) и ритуального 260-дневного тональпоуалли ( аст. tonalpohualli , что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем» .
365-дневный шиупоуалли состоял из 18 двадцатидневных «месяцев» (или veintenas ) плюс дополнительные 5 дней в конце года . В некоторых описаниях календаря ацтеков говорится, что он также включал високосный год , который позволял календарному циклу оставаться в соответствии с одними и теми же аграрными циклами из года в год. Однако в других описаниях говорится, что високосный год был неизвестен ацтекам, и что соотношение месяцев и астрономического года со временем менялось.
В течение первых двух дней праздника люди выезжали за город, чтобы собрать полевые цветы. Затем цветы предлагались богам и предкам. Мужчины и женщины танцевали, держась за руки, однако танцы во время ритуалов были воинственными. В течение этого месяца Уицилопочтли приносили особую жертву. Тескатлипока почитался в своём воплощении Чальчиутотолина , ему приносили жертву индейкой , кукурузными лепёшками и человеческой кровью, чтобы обеспечить защиту от эпидемий и всевозможных болезней.