Interested Article - Уэймиккаиуитль
- 2020-01-25
- 1
Уэймиккаиуитль ( аст. Hueymiccaihuitl , в переводе: «Большой пир мёртвых» ), также называемый Шокотлуэци ( аст. Xocohuetzi , в переводе: «Падение плодов» ) — десятый двадцатидневный месяц (« ») ацтекского календаря шиупоуалли, длившийся примерно с 12 по 31 августа . Также название праздника, посвящённого божествам Шиутекутли и , каждый год проводившегося в этом месяце .
Календарь
Календарь ацтеков состоял из двух циклов: шиупоуалли ( аст. xiuhpohualli , что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя ) и ритуального 260-дневного тональпоуалли ( аст. tonalpohualli , что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем» .
365-дневный шиупоуалли состоял из 18 двадцатидневных «месяцев» (или veintenas ) плюс дополнительные 5 дней в конце года . В некоторых описаниях календаря ацтеков говорится, что он также включал високосный год , который позволял календарному циклу оставаться в соответствии с одними и теми же аграрными циклами из года в год. Однако в других описаниях говорится, что високосный год был неизвестен ацтекам, и что соотношение месяцев и астрономического года со временем менялось.
Праздник
Культ Шиутекутли является одним их самых древних. На праздниках его статуя всегда приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно. Шиутекутли был богом огня как небесного, так и подземного — жестокого, всепожирающего; но, одновременно, и богом домашнего очага. Он — олицетворение света во тьме, тепла в холоде и жизни в смерти. В конце 52-летнего цикла ацтеки, боясь, что боги уничтожат их, устраивали празднества, где Шиутекутли и ушедшие предки почитались особо. Ежемесячный праздник Уэймиккаиуитль, посвящённый богу огня, также является праздником поминовения усопших, на нём основаны современные мексиканские празднования Дня мёртвых . Шиутекутли приносили человеческие жертвы во время огненных церемоний, предков почитали подношением цветов. Дома, улицы и дерево, которое специально срубали и приносили в город на праздник, тоже украшали цветами. На празднике проводились ритуальные состязания юношей на ловкость и силу: участникам нужно было взобраться на высокий столб, победители получали призы и различные почести .
Испанцы много раз пытались запретить праздник, который они считали одним из наиболее дикарских и кровавых (из-за сожжения живьём персонификаций Шиутекутли), но, несмотря на все попытки, им это не удалось. Со временем испанцы лишь смогли перенести дату празднования на начало ноября, чтобы он соответствовал христианским праздникам.
Примечания
- European Society for Astronomy in Culture. Meeting. . — Institute of Astronomy, Bulgarian Academy of Sciences, 1996. — P. 171. — ISBN 978-954-90133-1-3 .
- . www.amoxtli.org. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано из 16 сентября 2015 года.
- . www.azteccalendar.com . Дата обращения: 15 января 2021. 21 января 2021 года.
- . — ABC-CLIO. — P. 204–. — ISBN 978-1-57607-089-5 .
- 2020-01-25
- 1