Interested Article - Искалли
- 2021-02-01
- 2
Искалли ( аст. Izcalli , в переводе: «Возрождение» ) — восемнадцатый и последний двадцатидневный месяц (« ») ацтекского календаря шиупоуалли, длившийся примерно с 19 января по 7 февраля . Также название праздника, посвящённого богу Шиутекутли , каждый год проводившегося в этом месяце .
Календарь
Календарь ацтеков состоял из двух циклов: шиупоуалли ( аст. xiuhpohualli , что значит «счёт лет», соответствует хаабу у майя ) и ритуального 260-дневного тональпоуалли ( аст. tonalpohualli , что значит «счёт дней» или «счёт судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем» .
365-дневный шиупоуалли состоял из 18 двадцатидневных «месяцев» (или veintenas ) плюс дополнительные 5 дней в конце года . В некоторых описаниях календаря ацтеков говорится, что он также включал високосный год , который позволял календарному циклу оставаться в соответствии с одними и теми же аграрными циклами из года в год. Однако в других описаниях говорится, что високосный год был неизвестен ацтекам, и что соотношение месяцев и астрономического года со временем менялось.
Праздник
Искалли был завершающим месяцем годичного цикла. Шиутекутли, древний бог огня и Повелитель года, правил этим месяцем, знаменуя конец года и надежду на новое начало. Поскольку Шиутекутли стар, во времена Искалли стариков особенно чтили за их возраст и мудрость. Для ритуалов во время этого праздника из амарантового теста изготовлялось изображение Шиутекутли. Праздник начинался на десятый день месяца и был вторым праздником бога огня в году. Ритуал празднования заключался в том, что вся молодежь уходила в лес на несколько дней, охотясь на диких зверей и птиц. После их возвращения (на шестнадцатый день) тушили огонь в храмах и в домах и зажигали новый перед изображением Шиутекутли, украшенным для этого торжества перьями и драгоценностями. Охотники отдавали жрецам всё, что они поймали, часть добычи приносили в жертву богам, а часть раздавали знати и старикам. Во время праздника проводились обряды инициации детей (прокалывание мочек ушей). Также Шиутекутли приносились человеческие жертвы. Всему пантеону богов возносились молитвы в надежде, что боги будут благосклонно относиться к людям и даруют им ещё один год.
В честь умирающего года в это время чествовали и умерших. Частью обрядов было ритуальное опьянение. Во время Искалли готовили много тамале . Ацтеки преподносили свои тамале в качестве подарков соседям и жрецам. Жители дома собирались вокруг очага в круг и бросали свои тамале в огонь в качестве подношений богам .
Примечания
- Albert Gallatin. . — 1845. — P. 83.
- . — ABC-CLIO. — P. 211–. — ISBN 978-1-57607-089-5 .
- Thomas Athol Joyce. . — Cambridge University Press, 31 August 2013. — P. 72–. — ISBN 978-1-108-06374-6 .
- . www.azteccalendar.com . Дата обращения: 1 марта 2023. 21 января 2021 года.
- . www.amoxtli.org. Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано из 16 сентября 2015 года.
- 2021-02-01
- 2