Interested Article - Клуб адского пламени

Уэст-Уайком — загородный дом Фрэнсиса Дэшвуда.

Клуб а́дского пла́мени ( англ. The Hellfire Club ) в английской историографии — несколько закрытых обществ вольнодумцев из либеральных кругов аристократии Англии и Ирландии, которые тайно собирались в различных уголках Великобритании на протяжении XVIII века . Девизом этих кружков была раблезианская фраза «Делай что желаешь» ( фр. Fais ce que tu voudras ). Данный лозунг был выгравирован на входной двери Клуба адского пламени, основанном в 1746 году (англ.) . Деятельность клубов не афишировалась, оттого их занятия и состав участников представляют благодатную почву для спекуляций. Философия жизни членов клуба благодаря их девизу ассоциируется как с Франсуа Рабле и его произведением « Гаргантюа и Пантагрюэль » и Телемским аббатством , так и с позднейшими философскими и теологическими изысканиями Алистера Кроули .

Клуб Уортона

Первый Клуб адского пламени был учреждён в 1719 году в Лондоне герцогом Филиппом Уортоном . О деятельности этого общества достоверных сведений мало. Лорд Уортон получил герцогский титул при короле Георге I . Он был заметным политиком, причём жил двойной жизнью: с одной стороны — это был человек книг, писатель, а с другой — мятежник и бунтарь, любивший выпить и покутить . О членах клуба также мало что известно. Исследователь истории клуба Блэкетт-Орд считал, что в клуб вступили ближайшие друзья Уортона: граф Хилсборо, граф Личфилд (кузен) и сэр Эдвард О’Брайен .

В то время, когда действовали лондонские , ставшие местом для обсуждения различных интересов, например, поэзии, философии и политики, клуб Уортона был чем-то вроде пародии и сатиры на то, как жили представители английской аристократии — члены клуба высмеивали религию, что было в то время весьма популярно . Одной из задач клуба было шокировать общественность, а не нанести серьёзный вред религии или морали. Президентом клуба считали самого Дьявола , хотя члены, очевидно, не поклонялись демонам или дьяволу, а называли дьяволами самих себя . В отличие от « джентльменских клубов » в Лондоне, в Клуб адского пламени принимали как мужчин, так и женщин . Члены клуба встречались по субботам в разных местах в Лондоне. Таверна Грейхаунд была самой популярной локацией, где встречался клуб, однако из-за того факта, что женщин в то время в таверны не пускали, встречи проводились также в домах членов, а также в конном клубе Уортона .

Несмотря на шокирующий характер многих нюансов в работе клуба и множество слухов о нём, распространившихся по всей столице, доказательств, что члены клуба действительно поклонялись темным силам, найдено не было. Согласно множеству источников, их собрания носили характер религиозных церемоний в насмешливой форме. Известно, что на клубных банкетах подавались такие блюда, как «чресла дьявола» и напитки вроде « пунша адского пламени» . Нет ни одного доказательства, что они действительно поклонялись дьяволу — лишь то, что они высмеивали религию, много пили и веселились.

Сохранившиеся сведения мемуарного характера позволяют историкам предположить, что члены клуба вовсе не были приверженцами сатанизма , скорее обсуждали политические вопросы и вышучивали религиозные обряды на манер Вольтера и Дидро . Сообщения об аморальности данного общества встревожили премьер-министра Уолпола , который в 1721 г. добился его закрытия. Герцог Уортон после этого вступил в ряды масонов и уже на следующий год возглавил Великую Ложу Англии .

Клуб Дэшвуда

На картине Хогарта в обличье св. Франциска изучает вместо Библии эротический трактат.

Наиболее знаменитый Клуб адского пламени был основан в Англии бароном Фрэнсисом Дэшвудом . Члены клуба встречались периодически с 1730-х до 1760-х годов . Другие Клубы с таким названием были открыты по всей империи в течение XVIII в. Члены клуба встречались в таверне «George and Vulture» . Местом собраний этого тайного сообщества была загородная резиденция Дэшвуда — Уэст-Уайком . Количество членов было ограничено 12 людьми. В 1740-х годах клуб расширился, и в связи с увеличением численности клуба Дэшвуд позднее арендовал для собраний и перестроил бывшее аббатство в на Темзе . Фигура Фрэнсиса Дэшвуда была более заметна, чем все его предшественники. Например, во время визита к русскому императору в Санкт-Петербурге, Дэшвуд оделся, как король Швеции — заклятый враг России.

Хотя в народе считалось, что «господа» во время собраний предаются оргиям , совершают чёрные мессы и соревнуются в богохульстве, более осведомлённые авторы (вроде Хораса Уолпола ) указывали на атеистический характер собраний. В саду Дэшвуда были установлены статуи Приапа и Вакха ; шутливое поклонение этим языческим божествам, по мнению Уолпола, и составляло истинную цель сборищ. Состав клуба Дэшвуда точно неизвестен, но среди его членов историки осторожно называют имена Уильяма Хогарта , который не был джентльменом, однако был принят в клуб после того, как изобразил Дэшвуда в роли нищенствующего францисканского монаха и Джона Уилкса , который вступил в клуб намного позже под псевдонимом Джон Ойлесбери , а также Роберта Ванситтарта, Томаса Поттера, Фрэнсиса Даффильда, Эдварда Томпсона, Пола Уайтхеда и Джона Монтаду, 4-го графа Сэндвича, а также Баб Додингтон, очень тучный человек лет 60-ти . Бенджамин Франклин по некоторым сведениям, когда жил в Англии, посещал собрания клуба в течение 1758 года, но не в качестве члена, и некоторые исследователи считают, что он был шпионом . Так как протоколов заседаний клуба не сохранилось, многие члены стали известны лишь благодаря переписке друг между другом .

Клуб Френсиса Дэшвуда никогда не назывался Клубом адского пламени официально — это название закрепилось за ним гораздо позже. Клуб использовал другие названия, например, Братство святого Франциска Уайкомбского , Орден рыцарей западного Уайкомба, Орден нищенствующих монахов святого Франциска Уайкомбского, а позже, когда встречи начали проходить в Медменемском Аббатстве, они стали «братией» Медменема . На Вальпургиеву ночь 1752 года состоялось первое заседание «братства св. Франциска Уайкомского» под председательством Фрэнсиса Дэшвуда — будущего лорда-канцлера .

В 1751 году Дэшвуд взял в аренду Медменемское аббатство на Темзе . Переехав в аббатство, Дэшвуд затеял масштабные и весьма дорогостоящие работы по модернизации ветхого здания. Оно было перестроено архитектором по имени Николас Реветт в стиле неоготики , который в то время набирал популярность. На дверях была вывешена надпись с девизом Fait ce que voudras . Под Аббатством у Дэшвуда было несколько пещер — расширенных после его появления в здании. Пещеры были украшены фаллическими символами и другими символами сексуальной природы .

Согласно исследователю истории клуба, Хораку Уолполу, члены «исповедовали язычество: поклонялись Вакху и Венере и публично приносили им жертвы, а также почитали нимф, фигуры которых стояли у входа в Аббатство. Также там стояли бочки, посвященные Вакху». В саду Дэшвуда в Западном Уайкомбе стояли множество статуй и фигур различных богов: Дафны и Флоры , Приапа и уже упоминавшихся Венеры и Диониса .

Собрания проходили раз в месяц, также проводились многодневные собрания в июне или сентябре, которые длились неделю или даже больше . Члены клуба обращались друг к другу «Брат», а главу клуба именовали Аббатом. Во время встреч они, предположительно, облачались в ритуальные одежды: белые брюки, пиджаки и кепки, тогда как «Аббат» носил красную одежду, но в том же стиле . Как и в относительно клуба Уортона, о собраниях Дэшвуда ходили слухи о том, что там проводятся черные мессы, оргии, поклонение Сатане или демонам. Другие клубы, особенно те, что находились в Ирландии и Шотландии, обвиняли в ещё худших поступках. О женщинах, членах клуба, ходили слухи, что все они были проститутками, тогда как члены клуба называли их монахинями. В клубе Дэшвуда в религиозные ритуалы привносили элементы эротики, также там много пили, занимались любовью с женщинами лёгкого поведения и устраивали застолья .

Исчезновение клуба Дэшвуда

Закат Клуба адского пламени Дэшвуда длился очень долго. В событиях того времени довольно сложно разобраться. Во время своей службы Дэшвуд заседал в Палате лордов и получил титул барона Деспенсера после того, как предыдущий носитель этого титула умер . В начале 1763 года была предпринята попытка ареста Джона Уилкса за клевету на короля и мятеж. Во время расследования, начатого, предположительно, графом Сэндвичем, у которого были свои причины желать избавления от Уилкса, был обнаружен «Опыт о женщине», отпечатанный на станке, который использовал и Уилкс. Работа, скорее всего, написанная Томасом Поттером, содержала непристойные выражения, богохульство и клевету — все это было запрещено законом в то время, и правительство пыталось выслать Уилкса из страны. Между 1760 и 1765 годами была опубликована книга «Приключения в Гвинее» Чарльза Джонстона . За некоторыми историями, описанными в этой книге, проступают реалии Медменемского аббатства. Например, упоминается лорд Сэндвич, который спутал обезьяну с дьяволом. Эта книга и послужила связующей нитью между медменемской братией и «клубом адского пламени», как их стали называть позднее. К тому времени многие «нищенствующие монахи» были уже либо мертвы, либо вне пределов страны. Встречи в аббатстве прекратились к 1766 году .

В комиксах

  • В комиксах компании Marvel действует Клуб адского пламени, внутренний круг которого составляют могущественные мутанты, стремящиеся захватить мир.
  • Фрэнсис Дэшвуд встречается в 85-м выпуске комикса John Constantine: Hellblazer.

Примечания

  1. John D Wright. (англ.) . — Amber Books Ltd, 2018. — P. 136. — ISBN 978-1-78274-570-9 .
  2. Рабле, Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль, Эксмо, 2005
  3. Кроули, Алистер, Святые Книги Телемы, Москва, 2010
  4. Blackett-Ord, Mark. Hell-Fire Duke. Berks: The Kensal Press, 1982
  5. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Great Britain: Sutton Publishing, 2005, p.52
  6. Blackett-Ord, Mark. Hell-Fire Duke. Berks: The Kensal Press, 1982, p. 70
  7. Blackett-Ord, Mark. Hell-Fire Duke. Berks: The Kensal Press, 1982, p. 44
  8. Blackett-Ord, Mark. Hell-Fire Duke. Berks: The Kensal Press, 1982, p. 43
  9. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Great Britain: Sutton Publishing, 2005, p.46
  10. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Great Britain: Sutton Publishing, 2005, p.48
  11. Lowry, H. Graham. «Who was Benjamen Franklin?» in Executive Intelligence Review 7.3 (2008): 46-63
  12. Blackett-Ord, Mark. Hell-Fire Duke. Berks: The Kensal Press, 1982, p. 49
  13. Paul Whitehead. The Twickenham Museum. от 4 июня 2011 на Wayback Machine
  14. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Great Britain: Sutton Publishing, 2005, ISBN 978-0-7509-2402-3
  15. Mike Howard. The Hellfire Club. . Дата обращения: 10 января 2010. 10 октября 2009 года. .
  16. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. pp. 65. ISBN 978-0-7509-2402-3
  17. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. pp. 113. ISBN 978-0-7509-2402-3
  18. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. pp. 115. ISBN 978-0-7509-2402-3
  19. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. pp. 121. ISBN 978-0-7509-2402-3
  20. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. pp. 111. ISBN 978-0-7509-2402-3
  21. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. pp. 112. ISBN
  22. Simon, Robin (2008-11-03). «High politics and Hellfire: William Hogarth’s portrait of Francis Dashwood». Gresham College. «Infamous rake (and Chancellor of the Exchequer), Sir Francis Dashwood was the founder of the Hellfire Club»
  23. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing. ISBN 978-0-7509-2402-3
  24. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing, pp. 125. ISBN 978-0-7509-2402-3
  25. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing, pp. 133. ISBN 978-0-7509-2402-3
  26. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing, pp. 153—157. ISBN 978-0-7509-2402-3
  27. Ashe, Geoffrey. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. Gloucestershire: Sutton Publishing, pp. 177. ISBN 978-0-7509-2402-3

Литература

  • Blackett-Ord M.. Hell-Fire Duke. — Berks: The Kensal Press, 1982.
  • Ashe G. The Hell-Fire Clubs: A History of Anti-Morality. — Great Britain: Sutton Publishing, 2005.
  • Mannix D. The Hell Fire Club. — London: Simon and Schuster, 2001.
  • Thomas w. The Hellfire Conspiracy. — Touchstone, 2007. — ISBN 0-7432-9640-0 .
  • Willens D. Sex, Politics, and Religion in Eighteenth-Century England.
  • Suster G. The Hell-Fire Friars. — London: Robson, 2000.
Источник —

Same as Клуб адского пламени