Военная тайна (мультфильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эту страницу предлагается переименовать в «
».
|
Фильм-тайна , фильм-загадка , фильм-мистерия ( англ. mystery film ) или просто мистерия — жанр кино , в котором действие вращается вокруг раскрытия преступления или решения схожей проблемы. Фокусируется на усилиях полицейского, детектива или сыщика-любителя раскрыть загадочные происшествия с помощью улик , расследования и дедукции . Частым элементом сюжета фильма-тайны является саспенс — такое «тревожное ожидание» достигается с помощью саундтрека , ракурсов камеры , тяжелых теней и необычного поворота сюжета . Признанным мастером этого жанра являлся Альфред Хичкок (1899—1980) . Детективный фильм является отдельным видом фильма-тайны . Также жанр часто тематически пересекается с триллером и шпионским фильмом .
Фильмы-тайны, как правило, сосредоточены на раскрытии преступления или другой схожей головоломки . Тайной обычно является убийство , которое должны раскрыть полицейские, детективы или сыщики-любители. Зрителю представляется ряд вероятных , некоторые из которых являются « отвлекающими персонажами », то есть, у них есть мотив и/или возможность для совершения преступления, но на самом деле они этого не делали. Иногда зрителю предоставляется информация, недоступная главному герою , который расследует преступление (тайну) и в итоге разоблачает преступника .
Как правило, фильм-тайна придерживается одного из двух типов сюжетов, известных как «открытые» и «закрытые». Закрытая (или whodunit , с англ. — «кто сделал это?») тайна скрывает личность преступника до конца истории, добавляя элемент неизвестности во время задержания подозреваемого, поскольку зрители до последнего не уверены, кто это. Открытая тайна , напротив, раскрывает личность преступника в начале повествования, демонстрируя , которое главный герой в конце фильма с блеском раскрывает .
Места действия фильма-тайны обычно весьма обыденны и не требуют дорогих декораций и спецэффектов.
Первые фильмы-тайны появились ещё на заре немого кино . Например, в США в 1900 году на экраны вышла мутоскоп -лента « Озадаченный Шерлок Холмс » — первый фильм о Шерлоке Холмсе . Во Франции в 1908 году состоялась премьера шестисерийного фильма « Ник Картер, король сыщиков », сюжет которого был заимствован из популярной американской серии романов о детективе Нике Картере . В 1913 году также во Франции вышел пятисерийный киносериал « », основанный на серийном бестселлере о супер-преступнике, преследуемом упрямым инспектором Жювом.
В 1935 году в США вышел успешный фильм « » снятый по одноимённому неоконченному роману Чарльза Диккенса . В 1942 году вышла « », снятая по одноимённой повести (1842) Эдгара Аллана По .
Американской писательнице (1876—1958) приписывают создание литературного приёма « » ( англ. Had I but known ) и авторство фразы «Убийца — дворецкий» ( англ. The butler did it ). Её детективные повести послужили основой для целого ряда успешных фильмов-тайн: « » (1926), « » (1930), « » (1959).
Бесспорным лидером среди литературных сыщиков, появлявшихся в главных ролях фильмов-тайн, является Шерлок Холмс . Как уже говорилось выше, кинодебют этого персонажа состоялся в самом начале XX века, и к настоящему времени (2022 год) он был сыгран множеством актёров в более чем 200 фильмах и сериалах.
Английская писательница Дороти Ли Сэйерс (1893—1957) придумала аристократа — детектива-любителя лорда Питера Уимзи . С этим персонажем в главной роли вышли успешные кинокартины « » (1935) и « » (1940).
Среди прочих литературных сыщиков-детективов (в том числе женщин), появлявшихся в главных ролях фильмов-тайн, можно отметить таких персонажей как: Чарли Чан , Эллери Куин , Нэнси Дрю , Ниро Вульф , мисс Марпл , Эркюль Пуаро , Перри Мейсон , Хильдегард Уайтерс , Сэм Спейд , Филип Марлоу , Майк Хаммер , Лью Арчер , Бульдог Драммонд , , , .
Многие фильмы-тайны этого периода заканчивались так называемой объяснительной « », которая быстро стала кинематографическим (и литературным) клише . Когда подозреваемые собирались вместе, детектив театрально объявлял, что «убийца находится в этой самой комнате!», после чего переходил к перечислению улик и озвучивал свои умозаключения, раскрывающие личность убийцы.
В 1930-х годах вышло много фильмов-тайн в условной стилистике « старый тёмный дом » по стандартной формуле: тёмная бурная ночь, оглашение завещания, тайные ходы, серия странных убийств и так далее — в таких лентах расчёт делался больше на захватывающий сюжет, чем на «звёздный» актёрский состав. Типичные примеры таких картин: « » (1930), « » (1932), « » (1933), « » (1935).
Классический главный герой фильмов-тайн этого десятилетия « », который раскрывал убийства сидя в гостиной и используя свой ум, а не физическую силу. Большинство из них были весьма состоятельными сыщиками-любителями, которые раскрывали преступления для собственного развлечения, не носили оружия и часто обладали причудливыми эксцентричными чертами характера. Этот тип борца с преступностью вышел из моды в 1940-х годах, когда новое поколение жёстких профессиональных частных детективов, основанных, в частности, на романах Дэшила Хэмметта и Реймонда Чандлера , завоевало киноэкран.
С началом Второй мировой войны очень многие фильмы резко приобрели мрачный оттенок цинизма и отчаяния, которого не было в 1930-х годах. Появляется кинематографический термин « нуар », охватывающий фильмы нескольких жанров. Пессимистичные, негероические истории о жадности, похоти и жестокости стали центральными во многих фильмах-тайнах. Мрачные, жестокие ленты с главными героями — циничными частными детективами в плащах, которые были почти такими же безжалостными, как преступники, которых они преследовали, стали стандартом жанра. Яркий пример — Хамфри Богарт в роли Сэма Спейда в « Мальтийском соколе » (1941) и он же в роли Филипа Марлоу в « Глубоком сне » (1946). Также ярко роль Марлоу исполнил Дик Пауэлл в фильме-тайне « Это убийство, моя милочка » (1944).
Поджанром фильма-тайны является ситуация, когда обязанности сыщика-детектива берёт на себя (зачастую поневоле ) обычный человек, например, чтобы раскрыть убийство друга или очистить своё имя. Яркие примеры таких лент: « Леди-призрак » (1944), « Джонни Эйнджел » (1945), « Тёмный угол » (1946), « Калькутта » (1946), « Чёрный ангел » (1946), « Соблазнённый » (1947), « Рассчитаемся после смерти » (1947), « Крик об опасности » (1951). Один из последних известных фильмов-тайн в этом поджанре — « Мёртв по прибытии » (1950), в котором главный герой расследует собственное убийство.
Также существует несколько известных фильмов-тайн, чья сюжетная линия завязана на расизме : например, « Перекрёстный огонь » (1947), « Плохой день в Блэк-Роке » (1955), « История солдата » (1984).
Другой поджанр фильмов-тайн — «герметичный детектив», в котором группа людей оказывается в изолированном от остального мира месте, и среди них оказывается убийца, постепенно уменьшающий количество главных героев; кто он — остаётся загадкой до последних минут. Наиболее известные примеры: экранизации « Десяти негритят » ( 1945 , , 1974 , 1987 и годов), « » (1970), « Идентификация » (2003), « Охотники за разумом » (2004), « Остров Харпера » (2009, мини-сериал).
В 1960-х годах произошло возрождение нуара . На экранах вновь появился детектив Марлоу (« Марлоу » (1969), « Долгое прощание » (1973), « » (1978)). Детектив Лью Арчер предстал зрителям в лентах « Харпер » (1966) и « Подмокшее дело » (1975). Бульдог Драммонд появился в картинах « » (1967) и « » (1969). В 1982 году, после долгого перерыва, зрители вновь увидели на экранах Майка Хаммера (« »). По возможности бережно атмосфера классических фильмов-тайн 1930-х годов была воссоздана в лентах « Список Эдриана Мессенджера » (1963), « Игра на вылет » (1972), « Последний круиз на яхте „Шейла“ » (1973), « » (1978).
Среди себе подобных ярко выделяется фильм Микеланджело Антониони « Фотоувеличение » (1966). Это уникальный эротический «анти-детектив», символизирующий бесцельный гедонизм 1960-х годов. Лондонский фотограф находит улики убийства, но раскрытие преступления становится неуместным в обществе ( моды свингующего Лондона ), где на самом деле это никого не волнует . « Золотая пальмовая ветвь » Каннского кинофестиваля , две номинации на « Оскар » за режиссёрскую и сценарную работы. В 1981 году Брайан Де Пальма сделал ремейк этой картины под названием « Прокол », сохранив жанр «неонуарный триллер-тайна» ( англ. neo-noir mystery thriller film ).
К «новой волне фильмов-тайн» кинокритики относят такие картины как « Сделано в США » (1966) — это ироничный не вполне традиционный детектив с некоторыми отсылками к « Глубокому сну » 1966 года; « » (1967), в котором главную роль исполнил Фрэнк Синатра . В следующем году Синатра исполнил ту же роль в продолжении: « ». « Разговор » (1974) — « Золотая пальмовая ветвь » и номинация на «Оскар»; « Ночные ходы » (1975) — номинация на «BAFTA». « Кирпич » (2005) — фильм собрал хорошую кассу, однако критики посмеялись над тем, как современные старшеклассники, изъясняются на жаргоне, почёрпнутом из хэмметовских романов времён Великой депрессии , и над главным героем, который «косит» под Хамфри Богарта .
Амнезия нередко находилась в центре сюжетов фильмов-тайн. Например: « Перекрёсток » (1942), « Где-то в ночи » (1946). В 1960-х годах истории об амнезии пережили возрождение в жанре фильмов-тайн. Здесь главный герой теряет воспоминания после какой-либо психической или физической травмы и отправляется на поиски, чтобы восстановить свою личность. При этом он оказывается в центре таинственных заговоров, убийств, шпионажа. Например: « » (1965), « » (1965). К концу 1970-х годов этот сюжетный ход снова потерял популярность, но в некоторой степени опять возродился в 1990-х годах: « На следующее утро » (1986), « Вдребезги » (1991), « Умереть заново » (1991), « Помни » (2000), « Остров проклятых (2010)».
Джалло — поджанр итальянских фильмов ужасов , сочетающий элементы триллера и эротики . К началу 1970-х годов в этой стране стали популярны ленты смешанного жанра «джалло-тайна». В этих картинах, часто содержащих элементы готического ужаса, обычно участвуют обычные люди, вынужденные раскрывать серию странных убийств. Истории, как правило, сосредоточены вокруг серии ужасных убийств с садистским эротизмом (жертвами часто становятся красивые женщины). Злодеи, как правило, — это таинственные серийные убийцы-психопаты (часто в масках), за которыми охотится полиция и/или обычный человек, ставший сыщиком. Наиболее известные из таких фильмов: « Шесть женщин для убийцы » (1964), « » (1970), « Четыре мухи на сером бархате » (1971), « Странный порок госпожи Уорд » (1971), « » (1971), « Что они сделали с Соланж? » (1972).
С конца 1970-х годов жанр «фильм-тайна» потерял свою популярность, поэтому с того времени таких картин было выпущено немного.
В 1990-х и начале 2000-х годов некоторые фильмы ужасов и триллеры начали сочетать тайну и саспенс в сюжете, сосредотачиваясь на умных, социопатических серийных убийцах или таинственных сверхъестественных явлениях. Наиболее известные представители этого поджанра: « Братство волка » (2001), « Зодиак » (2007, основан на реальных событиях ).
В 2008 году Американский институт киноискусства составил список из 10 лучших американских фильмов-тайн всех времён:
№ | Название | Год |
---|---|---|
1 | Головокружение | 1958 |
2 | Китайский квартал | 1974 |
3 | Окно во двор | 1954 |
4 | Лора | 1944 |
5 | Третий человек | 1949 |
6 | Мальтийский сокол | 1941 |
7 | К северу через северо-запад | 1959 |
8 | Синий бархат | 1986 |
9 | В случае убийства набирайте «М» | 1954 |
10 | Подозрительные лица | 1995 |
Персонаж | Создатель | Первое появление на экране |
---|---|---|
Лью Арчер | Росс Макдоналд | Харпер (1966) |
Луи Фредерик Небел | (1937) | |
Чарли Чан | Эрл Дерр Биггерс | (1926) |
Дэшил Хэммет | Тонкий человек (1934) | |
Джеймс Паттерсон | Целуя девушек (1997) | |
Бульдог Драммонд | (1922) | |
Майк Хаммер | Микки Спиллейн | Суд — это я (1953) |
Нэнси Дрю | Кэролайн Кин | (1938) |
Шерлок Холмс | Артур Конан Дойл | Озадаченный Шерлок Холмс (1900) |
(1917) | ||
Филип Марлоу | Реймонд Чандлер | Это убийство, моя милочка (1944) |
Мисс Марпл | Агата Кристи | (1961) |
Джон Маркванд | (1937) | |
Эркюль Пуаро | Агата Кристи | Алиби (1931) |
Эллери Куин | Манфред Ли и Фредерик Данней | (1935) |
Дьявол в голубом платье (1995) | ||
Бретт Халлидей | (1940) | |
Сэм Спейд | Дэшил Хэммет | Мальтийский сокол (1931) |
Лесли Чартерис | * (1938) | |
Дик Трейси | (1937) | |
С. С. Ван Дайн | (1929) | |
Хильдегард Уайтерс | (1932) | |
Ниро Вульф | Рекс Стаут | (1936) |
Хью Уайли | (1938) |