Фоторобот
- 1 year ago
- 0
- 0
Панвавилонизм — теория, придававшая исключительное значение месопотамской культуре, выводящая все остальные культуры мира из Вавилонии и отрицающая способность других народов к самостоятельному развитию. Панвавилонизм был полулярен среди историков в конце XIX — начале XX вв. . Возникновение панвавилонизма связано с библейской критикой и с протестантским богословием .
Сторонники утверждали, что Вавилония является очагом цивилизаций большинства народов мира, в том числе народов не только Средиземноморья, но и Индии, Китая, Центральной и Южной Америки .
Теория была популярна в Германии. Её сторонниками были Петер Йенсен , Альфред Джеремиас , Гуго Винклер и Фридрих Делич .
Приверженцы панвавилонизма опирались на ряд параллелей между ассиро-вавилонскими источниками (например, космогоническим мифом Энума элиш или картиной Всемирного потопа в эпосе о Гильгамеше ) и Библией. Отдельно подчёркивались представления о связи месопотамских астральных мифов с происхождением религий Старого и Нового Света, а также идеи о повсеместной диффузии вавилонской системы мер и других элементов вавилонской культуры. Построения панвавилонизма часто дополнялись ненаучными идеологическими элементами — попытками провести параллели с пангерманизмом , антисемитскими и антихристианскими предубеждениями.
Ведущие специалисты по истории Древнего Востока — Эдуард Мейер , Адольф Эрман , Джеймс Генри Брэстед , Борис Тураев — выступали с критикой панвавилонизма. Они показали, что даже ближайшая географически и активно контактировавшая с Вавилонией египетская цивилизация создала свои письменность и культуру самостоятельно.
Панвавилонизм практически исчез после смерти главного его сторонника — Гуго Винклера . Утверждения панвавилонизма были опровергнуты астрономическими и хронологическими аргументами немецкого иезуитского священника Франца Ксавьера Куглера . Изучив соответствующие клинописные тексты, он пришёл к выводу, что известнейшие представления месопотамской астрономии имеют относительно позднее происхождение и не могли лечь в основу астрономических знаний других народов.