Interested Article - Растафарианство
- 2020-01-25
- 1
Растафариа́нство — религиозное движение , возникшее в 1930-е годы на Ямайке вокруг культа последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I , до коронации известного как рас Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Приверженцы считают Хайле Селассие воплощением Бога ( Джа ).
Растафарианство является слабо организованной религией по сравнению с остальными: большинство приверженцев не участвует в каких-либо богослужениях и мероприятиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга, найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одну из «Обителей Растафари»; три наиболее известных из них — это «Ньябинги», «Бобо Ашанти» и «Двенадцать колен Израилевых».
Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от образа жизни западного общества, которое называют « Вавилон ». Растафарианцы провозглашают Святую Землю — африканский аналог Сиона , располагающуюся либо в Эфиопии , либо во всей Африке — в качестве первоначальной родины . Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви , который также часто рассматривается как пророк.
К 1997 году насчитывалось около 1 миллиона растафарианцев во всём мире; известность за пределами Ямайки движение получило в основном за счёт музыкального стиля регги , наиболее яркие представители которого были растафарианцами (в частности, Боб Марли и его дети) .
Верования
Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют.
Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви ) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку » Маркуса Гарви . В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению ( ) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения: пришествия и коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I , был коронован императором Эфиопии . Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской (легенда о происхождении « Соломоновой династии » содержится в книге « Кебра Нагаст »), и почитают его как Бога (Бога-Отца) — царя царей и мессию .
Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии , чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Яхве ( Джа ) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона , современной социально-политической системы, основанной на западных ценностях, в ожидании пришествия Джа , который освободит их и уведёт в «рай на земле» — Эфиопию .
Отличительным свойством религии растафарианства является то, что её сторонники не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.
Основа доктрины — прото-растафарианский текст « », написанный ангильцем .
Регги
Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США , Великобритании и Африке . Один из примеров — песня Реки вавилонские , ставшая хитом в исполнении Бони М . Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 1960-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги — музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).
Одна из вариаций стиля — это даб , инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 1980-х годах, на основе регги появились дансхолл — музыка ямайских танцплощадок, раггамаффин и — музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, тогда как в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Ключевого представителя жанра регги — Боба Марли — некоторые последователи растафарианства считают пророком .
В связи с регги на постсоветском пространстве зародилась молодёжная субкультура растаманов , в большей степени связанная с музыкальным стилем и ассоциированным с ней образом жизни, но использовавшая некоторые элементы растафарианства, без религиозной и этнорасовой составляющих.
Примечания
- , p. 41.
- W. Alan Smith. . Religious Education (2005). Дата обращения: 10 декабря 2019. Архивировано из 9 октября 2010 года.
Литература
- На русском языке
- // Энциклопедия « Кругосвет ».
- / // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 241—242. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
- Сосновский Н. А. Критика идеологии растафаризма и африканское студенчество // Культурные процессы в развивавшихся странах. Тезисы международной конференции в Институте востоковедения АН СССР. — М. , 1986. — Т. II. — С. 114—115.
- Сосновский Н. А. Синтез как гомеостазис культуры // V Всесоюзная конференция африканистов 'Новое мышление и Африка'... Тезисы докладов и научных сообщений. М. Вып. 4, ч. 2. — М. , 1989.
- Сосновский Н. А. // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3 / Под ред. В. А. Бейлиса . — М. : ИНИОН АН СССР , 1991. — С. 130—198.
- Сосновский Н. А. / автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.03 / Рос. АН Ин-т Африки. — М. , 1992a. — 24 с.
- Сосновский Н. А. Теология свободы: искушение истматом // «Восток» . — 1992b. — № 1 . — С. 80—89 .
- Сосновский Н. А. На полпути к себе: „Движение растафари“: Религия? Идеология? Мода? // «Восток» . — 1992c. — № 6 . — С. 55—65 .
- Сосновский Н. А. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания // Иностранная литература . — 1992d. — № 8 .
- Сосновский Н. А. Культура растафари. — М. : Институт Африки РАН , 2016. — 300 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91298-172-2 .
- Социология молодёжи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. — М.: Academia, 2008. — 608с.
- Сульженко М. В. // Научно-теоретический журнал « Религиоведение ». — 2010. — № 3 . — С. 56—61 . 29 августа 2014 года.
- На других языках
-
Banton M.
(1989), "Are Rastafarians an Ethnic Group?",
,
16
(1): 153—157,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Barrett, Leonard E. (1997) [1988],
The Rastafarians
, Boston:
,
ISBN
9780807010396
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Benard, Akeia A. (2007), "The Material Roots of Rastafarian Marijuana Symbolism",
,
18
(1): 89—99,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Barnett, Michael (2002), "Rastafari Dialectism: The Epistemological Individualism and Conectivism of Rastafari",
,
48
(4): 54—61,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Barnett, Michael (2005), "The Many Faces of Rasta: Doctrinal Diversity within the Rastafari Movement",
,
51
(2): 67—78,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Barnett, Michael (2006), "Differences and Similarities Between the Rastafari Movement and the Nation of Islam",
,
36
(6): 873—893,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Barnett, Michael (2017),
The Rastafari Movement: A North American and Caribbean Perspective
,
Routledge
,
ISBN
978-1138682153
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Bedasse, Monique (2010), "Rasta Evolution: The Theology of the Twelve Tribes of Israel",
,
40
(5): 960—973,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Bedasse, Monique (2013), "
"To Set-Up Jah Kingdom" Joshua Mkhululi, Rastafarian Repatriation, and the Black Radical Network in Tanzania",
,
1
(3): 293—323,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Bonacci, Giulia (2013), "The Ethiopian World Federation: A Pan-African Organisation among the Rastafari in Jamaica",
,
59
(2): 73—95,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Bonacci, Giulia (2015),
Exodus! Heirs and Pioneers, Rastafari Return to Ethiopia
, University of West Indies Press,
ISBN
978-9766405038
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Cashmore E. E.
(1981), "After the Rastas",
,
9
(2): 173—181,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Cashmore E. E.
(1983),
Rastaman: The Rastafarian Movement in England
(second ed.), London: Counterpoint,
ISBN
0-04-301164-0
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Cashmore E. E.
(1984), "The Decline of the Rastas?",
,
1
(1): 3—4,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Cashmore E. E.
(1989), "The Dawkins Case: Official Ethnic Status for Rastas",
,
16
(1): 158—160,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Chevannes B.
(1994),
Rastafari: Roots and Ideology
, Utopianism and Communitarianism Series, Syracuse, New York:
Syracuse University Press
,
ISBN
978-0815602965
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Clarke P. B.
(1986),
Black Paradise: The Rastafarian Movement
, New Religious Movements Series, Wellingborough: The Aquarian Press,
ISBN
0-85030-428-8
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Campbell H.
(1980), "The Rastafarians in the Eastern Caribbean",
,
26
(4): 42—61,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Campbell H.
(1988), "Rastafari as Pan Africanism in the Caribbean and Africa",
,
2
(1): 75—88,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Campbell H.
(2007),
Rasta and Resistance: From Marcus Garvey to Walter Rodney
(fourth ed.),
,
ISBN
978-1906190002
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Chawane, Midas H. (2014), "The Rastafarian Movement in South Africa: A Religion or Way of Life?",
,
27
(2): 214—237
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Edmonds, Ennis B. (2008),
Rastafari: From Outcasts to Cultural Bearers
,
Oxford University Press
,
ISBN
978-0195340488
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) - Edmonds, Ennis B. . — Oxford University Press, 2012. — ISBN 978-0199584529 .
-
Francis, Wigmoore (2013), "Towards a Pre-History of Rastafari",
,
59
(2): 51—72,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
King, Stephen A. (2002),
Reggae, Rastafari, and the Rhetoric of Social Control
, Jackson:
University Press of Mississippi
,
ISBN
978-1604730036
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Kitzinger S.
(1966), "The Rastafarian Brethren of Jamaica",
,
9
(1): 33—39,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Lake, Obiagele (1998),
Rastafari Women: Subordination in the Midst of Liberation Theology
,
,
ISBN
978-0890898369
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Lee H.
(2004),
First Rasta: Leonard Howell and the Rise of Rastafarianism
, Chicago,
ISBN
978-1556525582
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|author=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
MacLeod, Erin C. (2014),
Visions of Zion: Ethiopians and Rastafari in the Search for the Promised Land
,
New York University Press
,
ISBN
978-1479882243
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Merritt, Anthony (2017), "How Can We Sing King Alpha's Song in a Strange Land?: The Sacred Music of the Boboshanti Rastafari",
,
5
(2): 282—291
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Middleton, Darren J. N. (2006), "As it is in Zion: Seeking the Rastafari in Ghana, West Africa",
,
4
(2): 151—172,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Pollard V.
(2000),
Dread Talk: The Language of the Rastafari
(revised ed.),
,
ISBN
978-0773520301
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|last=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Price, Charles (2009),
Becoming Rasta: Origins of Rastafari Identity in Jamaica
,
New York University Press
,
ISBN
978-0814767474
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Salter, Richard C. (2005), "Sources and Chronology in Rastafari Origins: A Case of Dreads in Rastafari",
Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions
,
9
(1): 5—31,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Sibanda, Fortune (2016), "One Love, or Chanting Down Same-Sex Relations? Queering Rastafari Perspectives on Homosexuality",
Public Religion and the Politics of Homosexuality in Africa
, Abingdon and New York:
Routledge
, pp. 180—196,
ISBN
978-1317073420
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Неизвестный параметр|editors=
игнорируется (|editor=
предлагается) ( справка ) -
Smith M. G.
, Augier R.,
Nettleford R.
(1967), "The Rastafari Movement in Kingston, Jamaica: Part 1",
,
13
(3): 3—29,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) ; Проверьте значение|last1=
( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) ( ссылка ) -
Soumahoro, Maboula (2007), "Christianity on Trial: The Nation of Islam and the Rastafari, 1930–1950", in Theodore Louis Trost (ed.) (ed.),
The African Diaspora and the Study of Religion
, New York:
Palgrave Macmillan
, pp. 35—48,
ISBN
978-1403977861
{{ citation }}
:|editor=
имеет универсальное имя ( справка ) ; Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Turner, Terisa E. (1991), "Women, Rastafari and the New Society: Caribbean and East African Roots of a Popular Movement against Structural Adjustment",
,
24
(1): 66—89,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Tafari, I. Jabulani (1980), "The Rastafari - Successors of Marcus Garvey",
,
26
(4): 1—12,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
van Dijk, Frank Jan (1988), "The Twelve Tribes of Israel: Rasta and the Middle Class",
,
62
(1): 1—26,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
van Dijk, Frank Jan (1995), "Sociological Means: Colonial Reactions to the Radicalization of Rastafari in Jamaica, 1956-1959",
,
69
(1): 67—101,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Warner, Keith Q. (1988), "Calypso, Reggae, and Rastafarianism: Authentic Caribbean Voices",
,
12
(1): 53—62,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Warner-Lewis, Maureen (1993), "African Continuities in the Rastafari Belief System",
,
39
(3): 108—123,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Watson, G. Llewellyn (1973), "Social Structure and Social Movements: The Black Muslims in the U. S. A. and the Ras-Tafarians in Jamaica",
,
24
(2): 188—204,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Watson, G. Llewellyn (1974), "Patterns of Black Protest in Jamaica: The Case of the Ras-Tafarians",
,
4
(3): 329—343,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Williams, Quentin (2017), "Bark, Smoke and Pray: Multilingual Rastafarian-Herb Sellers in a Busy Subway",
,
27
(4): 474—494,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Wittmann, Frank (2011), "The Global–Local Nexus: Popular Music Studies and the Case of Rastafari Culture in West Africa",
,
25
(2): 150—174,
doi
:
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
White, Carmen M. (2010), "Rastafarian Repatriates and the Negotiation of Place in Ghana",
,
49
(4): 303—320,
JSTOR
{{ citation }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка )
Ссылки
- в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
- 2020-01-25
- 1