Карамурун
- 1 year ago
- 0
- 0
Араму, Араме или Арам ( арм. Արամ )— первый известный царь Урарту , правивший около 860 — 844 гг. до н. э. Жизнеописание Араму, являвшегося современником царя Ассирии Салманасара III , который совершал военные походы против Урарту, известно благодаря сохранившимся ассирийским надписям. Память об Араму сохранилась в средневековой армянской исторической традиции , в которой он предстаёт в виде армянского патриарха и великого правителя, воевавшего с Ассирией и Мидией .
Имя «Арам» имеет армянское происхождение и связано с праиндоевропейским корнем *rēmo- , что означает «черный» . Этимологически оно также связано с индийским именем Рама .
Араму был современником и одним из военных противников ассирийского царя Салманасара III (правил ок. 859 — 824 гг. до н. э.), который неоднократно упоминал Араму в своих летописях в связи с предпринимавшимися против урартов победными экспедициями. О времени правления Араму, как и о более ранних периодах истории урартов, известно исключительно из дошедших до нас ассирийских источников. Возможно, именно Араму в 1-й половине IX века до н. э. объединил урартские племена для противостояния постоянной ассирийской угрозе, создав тем самым препятствие на пути ассирийской экспансии в Закавказье .
Первые годы своего правления Салманасар III вынужден был посвятить упрочению своего влияния в северных областях Ассирийской империи. В первый же год Салманасар предпринял успешный поход в земли, прилегавшие к озеру Ван , населённые племенами Наири и Урарту. Ключевыми событиями похода стали победа над царём наири по имени Какиа, разграбление Хубушкии и взятие города-крепости , принадлежавшей царю урартов Араму. Ассирийские войска уничтожили Сугунию и беспрепятственно вышли к озеру Ван. Войска Араму отступили в горы . В своей надписи Салманасар III так описывает своё вторжение в границы Урарту:
Я вышел из Хубушкии и подошел к Сугунии, укреплённому городу Араму урартского, осадил и захватил город, перебил его многочисленных воинов, сложил башню из голов напротив города и сжёг в огне 14 его окрестных поселений. Я вышел из Сугунии, спустился к морю страны Наири , омыл в море своё оружие, принёс жертвы моим богам. В это время я сделал свое собственное изображение и записал на нём хвалу Ашшуру, великому владыке, моему владыке, а также и победы моего могущества, и поставил над морем .
Летом третьего года своего правления Салманасар III, возвращаясь из похода на Сирию, на этот раз вторгся вглубь страны Урарту. Теперь ключевым местом сражения стала столица Араму — город Арзашкун , который был взят войсками Салманасара III, разграблен и сожжён. Местоположение Арзашкуна до сих пор не установлено .
Сам Салманасар так описывал эти события:
Арзашкун, царский город Араму урартского, я захватил, разрушил, снёс и сжёг в огне. Пока я находился в Арзашкуне, Араму урартский понадеялся на мощь своего войска, действительно поднял всё своё войско и пошёл мне навстречу, чтобы дать бой и битву. Я нанёс ему поражение, побил (?) его всадников, сразил оружием 3000 его бойцов, широкую степь наполнил кровью его воинов. Его боевое снаряжение, царские сокровища, всадников я отнял у него, он же, ради своего спасения, поднялся на крутые горы. Обширную страну кутиев я разорил, подобно богу Ирре. От Арзашкуна до страны Гильзан, от страны Гильзан до страны Хубушкиа подобно Ададу я разразился над ними бурей. Горечь моего владычества я дал изведать Урарту .
В надписи на монолите из Тушхана (Карха) Салманасара III содержится более пространное описание похода на Урарту:
Вышел из Даяени, к Арзашку, царскому городу Араму Урарта я приблизился. Урарт Араму испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг я своим оружием, как Адад , тучу над ними пролил я дождём, их кровью окрасил я [гору] как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы , всадников, коней, мулов , лошаков , имущество и богатую добычу привёл я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур , раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжёг огнём. Город Арзашку и поселения его округи захватил, разрушил и сжёг огнём. Кучи из голов устроил я напротив городских ворот. Одних [из людей] живыми свалил я в кучи, а других вокруг куч посадил на кол… Я спустился к морю страны Наири, грозное оружие Ашшура омыл я в море, принёс жертвы, сделал изображение моего величества и записал на нём хвалу Ашуру, великому владыке, моему господину, пути моей отваги и славные дела…
Судя по всему, Салманасар III придавал большое значение взятию Арзашкуна, однако в ассирийских надписях ничего не говорится о завоевании Салманасаром страны Урарту. Армия Урарту, однако, не могла противостоять ассирийцам в открытом сражении и предпочитала вести партизанскую войну в горах, вынужденно оставляя плодородные низменности Армянского нагорья на разграбление ассирийцам. В текстах Салманасара Арзашкун обозначен идеограммой «царский город», что, по мнению Б. Б. Пиотровского , вовсе не означает, что Арзашкун был столицей или, по крайней мере, единственной столицей урартского царя Араму — царских городов в Урарту уже тогда могло быть несколько (одним из них мог быть город Тушпа ) .
Ещё через 12 лет, на пятнадцатом году своего правления, Салманасар III предпринял новый военный поход против царя Урарту Араму и, если верить его надписи на шеду в его дворце, разграбил и сжёг все поселения Урарту от истока Тигра до истока Евфрата . Систематическое противостояние с Ассирией способствовало развитию урартской армии, которое, вероятно, началось во времена правления Араму. Судя по рисункам на барельефах, урартская армия постепенно перестраивалась от « хеттского » образца к ассирийскому .
Как видно из ассирийских источников, Араму оставался царём Урарту и на пятнадцатом году правления Салманасара III, то есть около 845 — 844 годов до н. э. Следующая надпись о походе Салманасара III против Урарту относится к 27-му году его правления (ок. 832 года до н. э. ), и в этот раз царём Урарту назван уже Сардури .
Армянская историческая традиция , начиная от историков раннего средневековья Мовсеса Хоренаци (V век н.э.) и Себеоса (VII век), в числе армянских патриархов (прародителей) упоминает и Арама, потомка легендарного вождя и первопредка армян Хайка . Образ исторического царя Урарту лёг в основу Арама армянской традиции, который так же воевал с Ассирией .
Согласно «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, первым признанным царем Армении является айказуни Арам, где сказано: «Нинос ( Ашшур-Насирапал ) приказывает Араму без сомнений осуществлять свою власть, дает право носить жемчужный мужской ободок для волос и называться вторым ( королем) после себя».
См. (Մ. Խորենացի <<Պատմություն Հայոց>> Եր.-1981թ, էջ 55 /М. Хоренаци "История Армении" Ереван-1981, стр. 55/)