Interested Article - Гайдуки
- 2021-02-21
- 2
Гайдýки , хайдýты ( венг. hajdúk — букв. погонщик) — вооружённые крестьяне, боровшиеся против османского владычества на Балканах . Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 годов многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии .
В Речи Посполитой и России с XVII по XIX век гайдуками назывались воины личной охраны правителей, аристократов; с XVI века до начала XVIII века гайдуками называлась определенная часть пехоты войска Речи Посполитой.
Этимология
По другим версиям слово «гайдуки» происходит от сербского «хајдук»; болгарского «хайдутин», венгерского «хайду» (букв. погонщики ) и от провинции Хайду ; так назывались первоначально свободные пастухи в горах северной части Балканского полуострова .
Гайдуки в Болгарии и Сербии
Одним из первых гайдуков был Старина Новак ( XVI век ), который начал грабить и убивать турок в отместку за притеснения с их стороны. В культуре гайдуков существовало уважение к православию (они практиковали молитвы, а часть награбленной добычи жертвовали в православные монастыри) и к своей стране. Среди гайдуков существовал обычай побратимства .
Отряды гайдуков назывались четами (отсюда четники ). Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету — мстить за неправду и кровь неповинных жертв османского ига.
Обычно гайдуки избегали женского общества. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться гайдуками и даже предводительствовать четами. В болгарских песнях воспеваются «войвода Бояна», «мома Елена». В конце XVIII века известна была Сирма Воевода , командовавшая отрядом гайдуков, которые долго не знали, что их начальник — женщина.
Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали наиболее ненавистных турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами (знатью), кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли «гласоношу» или «книгоношу» (письмоносца) с предостережением об исправлении несправедливости в назначенный ими срок. Но по отношению к изменникам («отпадникам», «отлюдам») гайдуки были беспощадны.
Пойманного гайдука турки обычно сажали на кол ; обыкновенно ему предлагалось для спасения жизни принять ислам, но это отвергалось им с презрением.
Народ верил, что «пока есть в лесу гайдуки, до тех пор будет и правда». Когда народное негодование на притеснителей в 1804 году перешло в Сербии в восстание , гайдуки стали его естественными предводителями: знаменитый Карагеоргий был гайдуком.
Знаменитейший из болгарских гайдуков — Георгий Раковский . Во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. сражались против турок в Болгарии вместе с русскими войсками. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами.
Гайдуки в России и Речи Посполитой
Гайдуками также звались воины личной охраны правителей, аристократов ; «придворные гайдуки» — охрана русских царей . Упоминание придворных гайдуков как телохранителей встречается в России с XVII по XIX века . Гайдуки были вольнонаёмными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях (коронациях, бракосочетаниях) в непосредственной близости от царственных особ. Обычно гайдуки отличались очень крупным телосложением.
С XVI века — до начала XVIII века гайдуки — пехота восточноевропейского образца, вооружённая огнестрельным оружием , обычно дополненным характерными гайдуцкими секирками или топорками , а иногда — саблями .
В войсках Речи Посполитой гайдуки и венгры составляли пехоту, вооружённую огнестрельным оружием, единого гайдуцкого строя . Пехоту эту, по мнению некоторых исследователей, в Речь Посполитую привёл Стефан Баторий при избрании его королём Польским и великим князем Литовским. В Речи Посполитой XVII века пехота гайдуцкого строя различалась по своему происхождению: «гайдуками» называли польско-литовскую пехоту гайдуцкого строя, в то время как собственно венгерских гайдуков называли «венграми». Помимо гайдуков, в Речи Посполитой существовала также пехота « немецкого строя » и « пехота выбранецкая », позже заменённая на « ». Гайдуцкая пехота в Речи Посполитой в основном использовалась в качестве гарнизонных войск и в полевых сражениях была малобоеспособна из-за отсутствия пикинёров и плохой строевой подготовки.
В России существовал отдельный Гайдуцкий приказ, входивший в состав гарнизона Смоленска, а после капитуляции города в полном составе силой в 500 гайдуков перешедший на русскую службу. После присяги царю смоленские гайдуки в 1654/55 гг. были отправлены на Двину. В 1657-1658 гг. на Двине гайдуков «разобрали» и большую часть с семьями отослали в Москву, распределив по приказам московских стрельцов. Заметно поредевший Гайдуцкий приказ отправили служить в Холмогоры, где под именем холмогорских гайдуков они несли гарнизонную и полицейскую службу, а также таможенную службу на пристани Михаила Архангела, совместно с городовыми стрельцами. Гайдуцкий приказ прекратил свое существование одновременно с городовыми стрельцами при замене их на гарнизонные солдатские полки в 1-й трети XVIII века*» (А.В. Малов)
- Примечание от О.А. Курбатова: еще в 1699 г. полк переименовали в солдатский с тем же названием. Сохранилось знамя полка, правда, довольно позднее, 1696 г. «Под этим знаменем Холмогорской Гайдуцкий стрелецкий полк выезжал в 1698-1700 годах в Москву для несения службы в период наведения порядка после стрелецкого восстания 1698 года, участвовал в бою с передовым отрядом шведского флота 25/26 июня 1701 года у стен строящейся Новодвинской крепости. С этим знаменем стрельцы встречали Петра I в 1702 году во время его третьего приезда в Архангельск. При формировании гарнизонных полков в 1724 году знамя было сдано на хранение в полковую церковь».
Одежда
Гайдуки отличались характерной униформой — длинными, до середины голени, кафтанами , похожими на кафтаны русских стрельцов , рейтузами и шапками- магерками с четырьмя козырьками — два по бокам, один спереди и один сзади. Эти козырьки в холодную погоду опускали на уши, лоб и затылок.
Гайдуки в культуре
Гайдукам Хаджи Димитру и Стефану Карадже в Болгарии поставлены памятники.
В Болгарии дважды выпущены марки в память о них (в 1968 и 1988 годах).
В 1988 году также в Болгарии выпущена юбилейная монета в 5 лёвов с изображением Хаджи Димитра и Стефана Караджи.
Гайдуки в кино
О гайдуках снял секстологию (шесть фильмов, связанных единым сюжетом) румынский режиссёр Дину Коча .
- Гайдуки (1966)
- Похищение девушек (1967)
- Месть гайдуков (1968)
- Приключения гайдука Ангела (1969)
- Приданое княжны Ралу (1970)
- Неделя безумных (1971)
На киностудии « Молдова-фильм» в 1972 году режиссёром Валериу Гажиу был снят художественный фильм «Последний гайдук» о жизни революционера Г.И. Котовского .
Известные гайдуки
См. также
Примечания
- Словарь иностранных слов. — М.: « Русский язык », 1989. — 624 с. ISBN 5-200-00408-8
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- . www.kinopoisk.ru . Дата обращения: 24 октября 2022. 24 октября 2022 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- РГАДА . Фонд 137; Фонд 141. Опись 1. 1654—1664 гг.;
- Фонд 210; Фонд 1635. Опись 1; Cefalli S. Relacja о stanie politycznym i wojskowym Polski przez Sebastiana Cefali sekretarca Jerzego Lubomirskiego. Relacje nuncjuszow apostoskich i innych osob о Polsce. В.; Poznan, 1864. T. II;
- Gdrski K. Historia piehoty polskiej. Krakow, 1893;
- Wimmer J. Historia piehoty polskiej. Warszawa, 1978.
- Aleksandar Petrović. . — University of British Columbia, 2003. от 12 марта 2007 на Wayback Machine
- Обстоятельное описание торжественных порядков благополочного вшествия в царствующий град Москву и Священнейшего коронования её августейшего Её Императорского Величества всепресветлейшей державнейшей государыни Императрицы Елисавет Петровны самодержицы всероссийской, ещё бысть вшествие 28 февраля, коронование 25 апреля 1742 года. [Фрагмент] — Спб., Печатано при Академии наук, 1744. — 168 с.
- Непреходящее значение вклада Екатерины II в историческую науку. О создании ею эрмитажного собрания русских рукописей Д. Н. Альшиц (СПб)
- РГАДА. Gdrski К. Historia piehoty polskiej. Krakow, 1893;
Ссылки
- 2021-02-21
- 2