Пигалев, Александр Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Ива́нович Титаре́нко ( 12 марта 1932 , Москва , СССР — 4 мая 1993 , Москва , Российская Федерация ) — советский и российский философ, специалист по этике и истории философии и нравственности. Доктор философских наук, профессор (1970).
Учился в мужской средней школе, которую окончил в 1950 году, в том же году поступил в МГУ . Окончил философский факультет МГУ (1955) и аспирантуру там же (1961).
По окончании университета сначала работал в Калужском педагогическом институте , был избран секретарем комсомольской организации института; впоследствии вернулся в Москву и работал редактором Фотохроники ТАСС . В 1959 году поступил в аспирантуру.
В 1960 году , продолжая работу над диссертацией, стал младшим научным сотрудником кафедры истории марксистско-ленинской философии МГУ.
В 1961 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Критика современной прагматистской фальсификации философии марксизма (в США)», которая была посвящена проблеме взаимоотношения прагматизма (С. Хук и др.) и марксизма.
С 1961 года работал на кафедре этики философского факультета МГУ, с 1971(70?) — профессор, с 1980 года и до конца жизни — заведующий кафедрой.
В 1969 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Проблема нравственного прогресса и некоторые англо-американские идеалистические концепции», где рассмотрел основные направления взаимовлияния англо-американской философии и учения К. Маркса.
Состоял членом Президиума Общества « Знание » СССР. Являлся членом Союза журналистов , Президентом Международной Этической Ассоциации (1991—1993), членом Международного Гуманистического и Этического Союза , лауреатом венгерской медали им. Этвеша .
Редактор и основной автор первого [ источник не указан 619 дней ] учебника по марксистской этике — «Марксистская этика». М., 1974, вышедшего вторым изданием в 1980 и третьим изданием — в 1984 году; переведён на многие языки.
В своих трудах А. И. Титаренко исследовал парадоксы нравственного прогресса, куда он включал эпохи моральных переворотов, их характеристики, возможности обоснования критерия нравственного прогресса, моральные утраты в историческом развитии, качественное различие исторических периодов развития нравов и преемственность. Также им изучены функции вненаучных предвосхищений в морали, обосновано положение о существовании исторически разнокачественных строений морального сознания, разработана историческая аксиология как метод этики. Кроме того делались попытки описать идеи антигуманизма в истории этической мысли. Феномен отчуждения он ставил в один ряд с термоядерной и экологической опасностью для существования человечества.