Львовский погром (1918)
- 1 year ago
- 0
- 0
Льво́вский погро́м — еврейский погром во Львове произошёл с 30 июня по 2 июля 1941 года. 30 июня 1941 члены ОУН(б) провозгласили восстановление украинской государственности и создание временной администрации . Под руководством новой украинской администрации и немецкой оккупационной администрации в погроме также приняли участие украинские националисты из ОУН и толпа из местных жителей.
В ходе погрома местных евреев ловили, избивали, подвергали издевательствам на улицах города, а затем расстреливали. Жертвами погрома стали несколько тысяч евреев.
Львов считался мультикультурным городом незадолго до Второй мировой войны , с населением 312 231 человек. В городе проживало 157 490 этнических поляков, что составляло чуть более 50 %, причем евреи составляли 32 % (99 595), а украинцы — 16 % (49 747) .
До 1939 года Львов входил в состав Польши. После нападения гитлеровских войск на Польшу в сентябре 1939 года и начала Второй Мировой войны, в городе была установлена советская власть и Львов вошел в состав Украинской ССР . Вскоре после начала Великой Отечественной войны 30 июня 1941 года в город вступили немецкие войска. Перед отступлением советских войск в местных тюрьмах были расстреляны заключённые , среди которых было много украинских националистов . Согласно данным НКВД, после начала вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года в Украинской ССР было убито почти 9000 заключённых в ходе массовых расстрелов . Из-за неразберихи во время быстрого отступления советских войск и неполных записей, список НКВД, скорее всего, является недоучтённым. По оценкам современных историков, число жертв в Западной Украине составляло, вероятно, от 10 000 до 40 000 человек . По этническому признаку украинцы составляли примерно 70 % жертв, а поляки — 20 % .
До вторжения Германии на территории Советского Союза украинские националисты, в частности Организация украинских националистов (ОУН), некоторое время сотрудничали с немцами. Львовская фракция ОУН находилась под контролем Степана Бандеры . Одним из его помощников был Ярослав Стецько , который яро выступал против предполагаемого заговора между еврейскими капиталистами и еврейскими коммунистами .
Немецкая пропаганда превратила опознание заключённых в антиеврейскую акцию. Евреи были привлечены к раскопке тел заключённых. Практически сразу же оккупационная пресса, а позднее и очередной выпуск « Немецкого еженедельного обозрения » прямо представили евреев как якобы «основных виновников» львовских расстрелов.
Во время нападения Германии на Советский Союз в городе проживало около 160 000 евреев ; это число выросло на десятки тысяч в связи с прибытием еврейских беженцев из оккупированной немцами Польши в конце 1939 года . Подготовка ОУН к ожидаемому немецкому вторжению включала в себя майские инструкции 1941 года по проведению этнических чисток с помощью планируемых отрядов милиции; в инструкциях указывалось, что «русские, поляки, евреи» враждебны украинской нации и должны быть «уничтожены в бою» . Листовки, распространявшиеся оуновцами в первые дни немецкого вторжения, инструктировали население: «Не бросайте своё оружие. Возьмите его. Уничтожьте врага. … Московиты, венгры, евреи — вот ваши враги. Уничтожьте их» .
Львов был оккупирован Вермахтом рано утром 30 июня 1941 года; немецкие войска состояли из 1-й горнопехотной дивизии и подчиненного Абверу батальона « Нахтигаль », укомплектованного этническими украинцами. Во второй половине дня немецкие военные сообщили, что Львовское население вымещает свой гнев по поводу тюремных убийств «на евреях … которые всегда сотрудничали с большевиками» . Утром 30 июня в городе была сформирована Украинская Народная милиция . В неё входили активисты ОУН, прибывшие из Кракова вместе с немцами, члены ОУН, жившие во Львове, и бывшие советские милиционеры, которые либо решили перейти на другую сторону, либо были членами ОУН, проникшими в советскую милицию. ОУН поощряла активное участие украинской милиции в начавшихся погромах, сотрудников которой можно было опознать по нарукавным повязкам национальных цветов: жёлтого и синего. Бывшие советские милиционеры носили свою синюю советскую форму, но с украинским тризубом вместо Красной звезды на фуражках .
Избиение евреев города местным населением началось 30 июня , а вечером украинские националисты распространили новость о провозглашении Украинского государства . В подписанной Стецько прокламации определялось сотрудничество ОУН с нацистской Германией, которая, «помогала украинскому народу освободиться от русской оккупации» . В то же время по городу распространилась новость об обнаружении тысяч трупов в трёх городских тюрьмах после массовых убийств, совершенных НКВД .
1 июля начался полномасштабный погром . Евреев забирали из их квартир, ловили на улицах и арестовывали, избивали и унижали. В частности, их заставляли чистить улицы, например, одного еврея принудили убирать конский навоз с улиц своей шляпой. Женщин били палками и различными предметами, раздевали догола и гнали по улицам, некоторых насиловали. Били также и беременных . Местные жители собрались на улицах, чтобы наблюдать погром своими глазами .
Затем часть евреев отправили в тюрьмы эксгумировать трупы расстрелянных заключенных, во время работ их также избивали и унижали . Один из евреев, Курт Левин, особенно запомнил украинца, одетого в красивую вышиванку . Тот избивал евреев железной палкой, срезая ударами куски кожи, уши и выбивая глаза. Затем он взял дубину и пробил голову одному еврею, мозги жертвы попали на лицо и одежду Левина .
Учитывая, что изначально евреи не рассматривались ОУН в качестве основного врага (эта роль была зарезервирована за поляками и русскими), есть предположение, что львовский погром и преследование евреев являлось попыткой выслужиться перед немцами в надежде отстоять право на создание Украинского государства. И проявления антисемитизма отдельных членов ОУН, особенно Стецько, также говорят в пользу этого предположения .
Произошедший в начале июля 1941 г. погром не был последним для евреев Львова. 25-27 июля во Львове отмечалась годовщина убийства Симона Петлюры, застреленного евреем Самуилом Шварцбардом. Немцы разрешили украинской полиции убить несколько евреев в качестве мести. В «дни Петлюры» немцы совместно с украинской полицией убивали евреев. Часть евреев была вывезена на расстрел в лес, часть была расстреляна на Яновской улице. Кроме того, украинская полиция, по воспоминаниям Г. Менделя, собирала евреев в участках и избивала их . Украинский историк Феликс Левитас сообщает о более чем 1500 погибших евреев . Весьма любопытные сведения о «днях Петлюры» сообщает в своей записке-воспоминаниях переживший Холокост еврей Шнефельд. Согласно ему, «бело-украинцы» (то есть украинская полиция) устроила облаву на евреев. Их было поймано около 5 тысяч человек. За их жизни немцы назначили юденрату выкуп в 20 млн рублей. Еврейская община выплатила контрибуцию, но заложников назад так и не получила . По данным « Яд ва-Шем », примерно за три дня было убито около 2000 человек .
30 июня бандеровское крыло ОУН объявило о создании украинского государства . Украинское правительство возглавил соратник Бандеры Ярослав Стецько , известный антисемитскими взглядами . По его мнению, украинцы стали первым народом в Европе, который понял негативную роль «жидовства», после чего, как считал Стецько, украинцы отмежевались от евреев, сохранив тем самым свою культуру .
Ещё до нападения Германии бандеровцы из ОУН планировали этнические чистки и предлагали программу «Украина для украинцев», плакаты с этим лозунгом националисты расклеивали по Львову 30 июня . Кроме того, бандеровцы считали евреев социальной опорой коммунистов.
Ещё до взятия Львова немцами активисты ОУН захватили Львовскую радиостанцию. Через радиоэфир украинские националисты призывали уничтожать евреев . Уже 30 июня ОУН начала формировать организованные отряды из националистов, которые затем ловили евреев и проводили облавы. Они носили на руке сине-желтые нарукавные повязки (цвета украинских символов) . Националисты ходили по домам в поисках евреев, водили их по улицам и сопровождали к местам убийств . Согласно докладу эйнзацгруппы, после отхода советских войск во Львове местные жители согнали 1000 евреев в тюрьму НКВД, затем большую их часть убила украинская полиция, которая была организована ОУН, однако состояла не только из членов ОУН .
В нападениях на евреев принимали участие подростки и дети. Канадский историк Джон-Пол Химка полагает, что это могли быть участники праворадикальных молодёжных групп ОУН («Юнацтво»). По его словам, в апреле 1941 года в Галиции молодёжная группа ОУН(б) насчитывала семь тысяч членов .
Темой исторических дискуссий является роль в погроме батальона « Нахтигаль », вступившего 30 июня в город вместе с немцами. Это важно ещё и потому, что одним из его командиров был будущий глава УПА — Роман Шухевич. Немецкий историк Дитер Поль считает, что члены батальона «Нахтигаль» принимали участие в расправе над евреями в тюрьме Бригидки . Однако не все ученые согласны с тем, что батальон участвовал в погроме. Ответу на вопрос, участвовал ли батальон «Нахтигаль» в уничтожении поляков и евреев во Львове, посвящена глава книги Ивана Патриляка . В ней он рассматривает как сами источники, касающиеся пребывания бойцов «Нахтигаля» во Львове, так и формирование советского историографического стереотипа об участии подразделения Дружин украинских националистов в уничтожении евреев и польских профессоров. После изучения источников украинский исследователь приходит к выводу, что, хотя в предвоенной идеологии ОУН содержались положения, призывающие к уничтожению евреев, имеющиеся в наличии источники не подтверждают версию о том, что члены «Дружины» участвовали в уничтожении евреев, он признаёт, что в уничтожении евреев принимали участие некоторые украинцы-члены полицейских формирований (но не батальона «Нахтигаль») . В еврейском погроме, по его мнению, участвовали только украинские деклассированные элементы («шумовиння»). «Нахтигаль» как организация, по его мнению, в антиеврейских акциях не был замешан, а убийство некоторыми бойцами батальона «Нахтигаль» евреев, учинённое через несколько дней в Винницкой области членами батальона, было совершенно «в состоянии аффекта» по просьбе населения и не было отражением политики ОУН по отношению к евреям .
Большое место в аргументации Ивана Патриляка и других украинских историков для подтверждения тезиса, что «Нахтигаль» не причастен к уничтожению евреев и поляков во Львове, занимает утверждение, что показания свидетелей против «Нахтигаля», да и вообще сам интерес к этой теме, появились только после того, как у Советского Союза в 1959 году возникла потребность «свалить» западногерманского политика Теодора Оберлендера . До этого ни на Нюрнбергском процессе, ни в «Акте чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков», ни в советской историографии обвинения против бойцов «Нахтигаль» не присутствовали . До 1959 года обвинения в убийствах бойцам «Нахтигаля» советской стороной не выдвигались. В материалах «Чрезвычайной государственной комиссии» нет ничего не только о «Нахтигале» и Оберлендере, но и практически ничего (за исключением нескольких свидетельств) не сообщается о Львовском погроме начала июля .
Канадский историк Джон-Пол Химка считает причастность Нахтигаля к погрому советской фальшивкой .
Но показания о причастности членов батальона «Нахтигаль» к расстрелу евреев были получены не только советским судом, которому была выгодна компрометация Оберлендера, но и судом ФРГ . Кроме того, пережившие Холокост еврейские свидетели погрома утверждали, что солдаты в немецкой форме, говорившие по-украински, участвовали в избиении евреев у тюрьмы «Бригидки». Участие солдат, говоривших по-украински, в погроме ещё не означает, что это были непременно члены батальона «Нахтигаль» — на немецкой службе состояло достаточное количество украинцев. Но они не составляли отдельного воинского подразделения, и маловероятно, что все эти украинцы на немецкой службе собрались у тюрьмы «Бригидки» (как это имело место 30 июня), поэтому правдоподобной выглядит версия, что среди «немецких» украинцев, участвовавших в погроме, все-таки были бойцы «Нахтигаля» .
Однако между этими свидетельствами выживших евреев и советскими обвинениями в адрес батальона «Нахтигаль» имеются существенные различия: советская сторона в 1959 году обвиняла батальон в том, что он последовательно выполнял карательные функции: сторожил еврейское население и советских военнопленных, производил расстрел евреев в подвале, участвовал в уничтожении польских профессоров и т. д. . При этом в советских обвинениях никак не фигурировали события у тюрьмы «Бригидки». В показаниях же выживших евреев в вину украинцам в немецкой форме (вероятно, членам батальона «Нахтигаль») ставилось в вину участие в погроме именно 30 июня у тюрьмы.
Некоторые украинские историки, доказывая непричастность бойцов батальона «Нахтигаль» и представителей украинских националистов вообще к львовскому погрому, ссылаются на «уникальные документы», так называемый документ «к книге фактов» («до книги фактів»), который, по их мнению, доказывает непричастность украинских националистов к погрому. Документ, найденный у неизвестного убитого члена националистического подполья, согласно заявлению работников архива Службы Безопасности Украины (СБУ) представляет собой хронику событий с 22 июня по сентябрь 1941 года. В нём, помимо прочего, сообщается об обращении гестапо к «украинским кругам» с просьбой организовать 3-х дневный еврейский погром. Однако руководство ОУН расценило это обращение как провокацию, рассчитанную на то, чтобы скомпрометировать украинское движение и затем под предлогом наведения порядка укротить его . В этой версии, ОУН отказалась от еврейских погромов не из-за любви к евреям, а для того, чтобы не дать немцам лишнего повода остановить деятельность организации.
Можно предположить, что, по крайней мере, некоторые солдаты «Нахтигаля» были причастны к расстрелу евреев во Львове в начале июля 1941 года, но отсутствуют свидетельства того, что они выполняли приказ Провода, а не действовали по собственной инициативе. [ источник не указан 482 дня ]
Отрицание ОУН своей роли в Холокосте началось в 1943 году, когда стало очевидно, что Германия проиграет войну. В октябре 1943 года ОУН издала инструкцию по подготовке материалов, которые бы указывали, что немцы и поляки несут ответственность за насилие в отношении евреев. Кроме того, ОУН предполагал распространить дезинформацию о том, что Еврейский совет Львова обвинял украинцев в погромах только потому, что на него оказывали давление немцы. Тон листовок и прокламаций ОУН также изменился, вытеснив явные антисемитские высказывания, которые содержались раньше .
После окончания войны, пропаганда ОУН описывала свои действия как «героическое украинское сопротивление нацистам и коммунистам» . Эти сведения подкреплялись потоком воспоминаний ветеранов ОУН, Украинской повстанческой армии (УПА, в которой стали доминировать члены ОУН) и дивизии СС «Галичина» . ОУН тщательно охранял свои архивы, ограничивая доступ к информации и перепечатывая её, изменяя даты и подвергая цензуре свои документы, прежде чем передать их учёным. ОУН также наладил связи с украинской диаспорой за Атлантикой, включая учёных украинского происхождения, таких как ветеран ОУН и историк Тарас Гунчак и ветеран УПА и историк Лев Шанковский. В итоге они подготовили отчёты, симпатизирующие ОУН. После открытия советских архивов в 1990-е годы появилась возможность сравнить версию истории ОУН с подлинными документами .
В 2008 году Служба безопасности Украины (СБУ) обнародовала документы, в которых указывалось, что ОУН может быть причастна к львовским погромам в меньшей степени, чем первоначально предполагалось. По мнению учёных Джона-Пола Химки, Пера Андерса Рудлинга и Марко Карынника, этот сборник документов под названием «Для начала: книга фактов» был попыткой манипулирования и фальсификации истории Второй мировой войны. Например, одним из опубликованных документов была якобы Хроника деятельности ОУН в 1941 году. На самом деле из самого документа было ясно, что это послевоенное произведение. По словам Химки, этот документ доказывал лишь то, что ОУН хотело отмежеваться от насилия в отношении евреев, чтобы способствовать установлению отношений с Западом. СБУ также опиралась на «мемуары» некоей Стеллы Кренцбах , якобы украинки еврейского происхождения, воевавшей в рядах УПА. Мемуары и сама фигура Кренцбах, скорее всего, были послевоенными измышлениями националистической украинской диаспоры .
Украинский историк Феликс Левитас утверждает, что простые граждане не поддались на немецкие провокации и не участвовали в погромах [ уточнить ] . Однако, как пишет Джон Пол Химка, воспоминания выживших евреев свидетельствуют, что помимо организованных отрядов украинских националистов в погроме приняли участие местные жители, собравшиеся в толпу. Среди них были маргиналы и люмпены, движимые примитивными инстинктами. Они издевались, грабили жертв, а также насиловали женщин .
Немецкая администрация создала условия для уличного погрома, а затем немцы расстреливали евреев . По крайней мере, после 2 июля инициатива расстрелов евреев исходила от немецкой стороны. Помимо участия в погроме, айнзацгруппа С провела ряд операций с массовыми убийствами, которые продолжались в течение следующих нескольких дней. Евреев доставляли в тюрьмы, где их расстреливали и хоронили в свежевырытых ямах . 2 и 3 июля во Львове подразделения айнзацгруппы Отто Раша совместно с созданной до этого украинской милицией, которую на тот момент возглавлял один из лидеров ОУН-Б Евгений Врецьона , впоследствии член УГВР, расстреляли около 3 тысяч евреев в качестве «ответа» за уничтожение украинских заключённых . УНМ со 2 июля была включена в систему немецкой администрации и подчинялась СС . Немецкие военные в ходе погромов выступали и в качестве наблюдателей, и в качестве нападавших, очевидно одобряя происходившее насилие и унижение евреев. После прекращения беспорядков, немцы подтвердили, что ситуация с самого начала была полностью под их контролем .
Оценки общего числа жертв сильно разнятся. Согласно последнему отчёту Львовского Юденрата, в первые дни июля 2000 евреев исчезли или были убиты. В отчете немецкой службы безопасности от 16 июля говорилось, что 7000 евреев были «схвачены и расстреляны». Первый вариант, возможно, является недоучётом, в то время как немецкие цифры, вероятно, преувеличены, чтобы произвести впечатление на высшее командование .
Согласно «Энциклопедии лагерей и гетто, 1933—1945 гг.», первый погром привёл к гибели от 2000 до 5000 евреев. Ещё от 2500 до 3000 евреев были расстреляны в ходе последовавших за этим убийств айнзацгруппы. Во время так называемой «петлюровской резни» в конце июля было убито более 1000 евреев . По словам историка Петера Лонгериха , первый погром стоил по меньшей мере 4000 жизней. За этим последовали ещё 2500-3000 арестов и казней, последующие убийства айнзацгруппы, включая «петлюровскую резню», привели к более чем 2000 жертв .
Историк Дитер Поль считает, что в период с 1 по 25 июля во время погромов было убито 4000 львовских евреев . Согласно историку Рихарду Брейтману, в результате погромов погибло 5000 евреев. Кроме того, около 3000 человек, в основном евреев, были казнены немцами на городском стадионе .
Немецкая пропаганда выдавала всех жертв убийств НКВД во Львове за украинцев, хотя около трети имён в списках советских военнопленных были явно польскими или еврейскими. В течение следующих двух лет немецкая и пронацистская украинская пресса — в том числе «Украинские дневные вести» и «Красковские вести» — продолжала описывать ужасные акты пыток чекистов, реальных или воображаемых . Немецкая пропагандистская кинохроника на всю оккупированную Европу транслировала сообщения о советских евреях, обвиняемых в убийствах украинцев .
Провозглашая независимость украинского государства, руководство ОУН надеялось, что нацистские власти примут фашистскую Украину в качестве союзника. Эти надежды подпитывались окружением Альфреда Розенберга , который впоследствии был назначен главой министерства по делам оккупированных восточных территорий . Гитлер, однако, был категорически против украинской государственности, поставив своей целью беспощадную экономическую эксплуатацию вновь приобретённых колониальных территорий. Бандера был арестован 5 июля и помещён под домашний арест в Берлине. 15 сентября он был вновь арестован и провёл следующие три года в качестве привилегированного политического заключённого в Германии. Он был освобождён в октябре 1944 года, чтобы возобновить сотрудничество с немцами .
Львовское гетто было создано в ноябре 1941 года по приказу Фрица Кацмана , высшего руководителя СС и полиции Лемберга . На пике своего расцвета в гетто содержались около 120 000 евреев, большинство из которых были депортированы в лагерь уничтожения Белжец или убиты на месте в течение следующих двух лет. После погромов и убийств айнзацгрупп в 1941 году суровые условия в гетто и депортации в Белжец и Яновский концлагерь привели к почти полному уничтожению еврейского населения. К тому времени, когда советские войска достигли Львова 21 июля 1944 года, менее одного процента львовских евреев пережили оккупацию .
На протяжении десятилетий после войны погромы в Западной Украине привлекали ограниченное внимание учёных, и в основном обсуждались в контексте серии фотографий, сделанных во время Львовского погрома . Эти фотографии были по-разному описаны историками как «печально известные» , «ужасные» и «почти культовые» . Некоторые кадры и фотографии первого погрома были неверно истолкованы как изображения жертв НКВД. На самом деле на этих снимках еврейские жертвы. Их можно опознать по белым рубашкам и подтяжкам, которые были запрещены в тюрьмах, а также по случайным позам тел. Напротив, жертвы НКВД были аккуратно разложены рядами и одеты в тускло-серую одежду .
Современный Львов на 90 процентов состоит из украинцев . В Советской Украине, как и везде в Советском Союзе, евреи, как главные жертвы нацистского геноцида, были отнесены к недифференцированным Советским гражданским жертвам войны . В постсоветской Украине наследие и память о войне в основном были сконцентрированы на украинском прошлом Львова, в то время как потери среди еврейского и польского населения в значительной степени игнорировались. Например, на месте тюрьмы на улице Лонцкого , одной из нескольких локаций «тюремных акций» в июле 1941 года, сейчас находится музей. В его постоянной экспозиции (по состоянию на 2014 год) не содержались упоминания о погроме . Также как и не было установлено никакого мемориала еврейским жертвам погрома .