Фомин, Николай Максимович (инженер)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Макси́мович Цискари́дзе ( груз. ნიკოლოზ მაქსიმეს ძე ცისკარიძე) (род. 31 декабря 1973 , Тбилиси , Грузинская ССР , СССР ) — российский артист балета и педагог, премьер балета Большого театра в 1992—2013 годах. Народный артист РФ (2001), народный артист Северной Осетии (2013), лауреат двух Государственных премий РФ (2000, 2002) и трёх театральных премий « Золотая маска » (1997, 2000, 2002). Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (с 21 июля 2011) .
28 октября 2013 года по решению Министерства культуры Российской Федерации возглавил Академию русского балета имени Вагановой , 29 ноября 2014 года — избран ректором .
С 7 мая 2022 года — ведущий развлекательной программы «Сегодня вечером» на « Первом канале » .
Был поздним и единственным ребёнком в грузинской семье — матери на момент его рождения было 42 года. Критический для деторождения возраст матери Николай Цискаридзе назвал главной причиной своего появления на свет вне брака .
Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе (1931—7 марта 1994 ) была физиком, работала на атомной электростанции в Обнинске , затем преподавала физику и математику в средней школе № 162 в Тбилиси .
Отец, по версии балетоведа В. В. Ванслова, — Максим Николаевич (согласно другим источникам — Иосифович ) Цискаридзе, был скрипачом . Сам Цискаридзе в эфире НТВ 2 марта 2019 года опроверг информацию о том, что его родителем был скрипач Цискаридзе и, ссылаясь на семейные источники, назвал своим биологическим отцом одного из знакомых матери, женатого человека, пожелавшего по этой причине остаться публично неизвестным; отец давно умер .
Бабушка по отцовской линии, француженка по происхождению, некоторое время до замужества была актрисой.
Николай Цискаридзе воспитывался отчимом . Детство прошло в тбилисском районе , учился в средней школе № 162.
Мать любила посещать концерты и нередко брала на них с собой сына.
Его литературные вкусы сформировались в детстве благодаря няне: она познакомила 6-летнего ребёнка с произведениями Шекспира и Толстого . Большое впечатление на него оказал просмотр фильма « Ромео и Джульетта » Франко Дзеффирелли .
Николай Цискаридзе любил декламировать стихи, рисовать картины, петь и даже разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями .
В 1984 году он поступил в , с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище , классическим танцем занимался в классе П. А. Пестова . Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей. Уже став танцовщиком Большого театра страны, он позвонил Пестову и сказал: « Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль » . Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де .
Окончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю. Н. Григоровичу , был принят в труппу Большого театра . Сначала танцевал в кордебалете , затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в « Золотом веке » (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в « Щелкунчике » (1993). Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, « Чиполлино » Г. Майорова, « Шопениана » М. Фокина, « Сильфида » А. Бурнонвиля. В следующем году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского « » и Михаила Фокина « Видение Розы », начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве , где завоевал I премию в номинации «Дуэты».
«Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. У него высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но всё это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с её эстетикой красоты и радостных лёгких, полётных движений. <...> Одухотворенность танца также присуща индивидуальности Цискаридзе. Танцу Цискаридзе не свойственны мускулистая мужественность и напористая энергия некоторых премьеров предшествующего поколения. Но в нём нет и разнеженной вялости, встречающейся иногда у танцовщиков лирического плана. Его отличают сила, но без всякого «нажима», лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его танце есть та мера внутренней напряжённости и внешней сдержанности, которая и создаёт величавую красоту пластики.
Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым , при подготовке номера хореографа К. Я. Голейзовского «Нарцисс» с его первым исполнителем Владимиром Васильевым своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова . В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым , занимался в женском классе М. Т. Семёновой .
В 1996 году получил диплом о высшем образовании, окончив Московский государственный хореографический институт . В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России .
В 2001 году стал первым исполнителем партии Германа в балете Ролана Пети « », созданном специально для Большого театра. В том же году получил травму в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе « Взгляд » на Первом канале .
В 2006—2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» ( Kings of the Dance ), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).
Многократный участник телевизионного шоу « Танцы со звёздами » на федеральном канале « Россия 1 » (в том числе и как председатель жюри). Постоянный ведущий программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале « Культура ».
Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре , где вёл балетный класс для артистов.
Летом 2012 года поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии , окончил её с красным дипломом в 2014 году .
29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором Академии русского балета имени Вагановой .
В ноябре 2011 года Цискаридзе подверг критике длившуюся шесть лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности . Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель . 9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к В. В. Путину с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Г. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе .
С января 2013 года Николай Цискаридзе оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина . В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Цискаридзе публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ . После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела .
В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай Цискаридзе выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины . В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете « Московский комсомолец » .
1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён .
Вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года, Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой , где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора ; при этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева , осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр . В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова , попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина , в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру. 4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу). Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии — однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода . В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова .
29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против — 17 . Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение . Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами [кроме Большого театра], так как «это неэффективно, потому что человек приедет со стороны… человек должен три года входить в дела»:
Вот на Западе есть такая система. Когда они объявляют, что, вот, допустим, в пятнадцатом году у тебя заканчивается контракт руководителя, тебе в тринадцатом уже дают человека, который — он у тебя два года принимает дела. В нашей стране этого нет, у нас всё происходит в одну секунду. Кого назначат, мы не знаем до последней секунды, да? И я все время говорил, что если я когда-то соглашусь этим заниматься, я соглашусь в Большом театре, по одной причине: я знаю всё…
По словам телеведущей Ксении Собчак , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации « Ростех » Сергея Чемезова Екатерина . По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей» .
Николай Цискаридзе является поклонником творчества Леонида Парфёнова , Виталия Вульфа , Эдварда Радзинского . Его любимая сказка — « Русалочка » Андерсена . Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком . Двоюродная сестра — Вероника Ильинична Ицкович (род. 21 мая 1970) — хореограф, жена Егора Дружинина , крёстным отцом их дочери Саши является Цискаридзе .
В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе « Познер » на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР, Цискаридзе выразил свои опасения по поводу того, сохранит ли Россия сложившуюся систему образования в области театрального искусства:
«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, — пояснил он. — И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».
По словам Цискаридзе, деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически своё будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, — сказал Цискаридзе. — Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».
На основании того, что обучение в хореографических училищах России идёт на бюджетной основе, предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».
В марте 2014 года Цискаридзе поддержал аннексию Крыма , подписал письмо президенту России Владимиру Путину в поддержку аннексии
В декабре 2017 года стал членом инициативной группы по выдвижению президента России В. В. Путина в президенты. В январе 2018 года был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года .
1992 год
1993 год
1994 год
1995 год
1996 год
1997 год
2001 год
2004 год
2001 год
2003 год
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
1995 год
1997 год
2002 год
2003 год
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2014 год
(*) — первый исполнитель партии. (**) — первый исполнитель партии на сцене Большого театра.