Шарлотта Прусская (1860—1919)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́мува или Ро́мове ( Romovė, Romow ) — одно из главных языческих святилищ у средневековых пруссов . Изначально располагалось у населённого пункта Липовка (ранее — Грюнвальде) . После разорения крестоностцами Тевтонского ордена было перенесено в провинцию Надровия (немецкий Groß Wahldeck, современное русское Осокино), в окрестности посёлка Бочаги (ранее — Шлоссберг) .
Святилище известно только из сообщений средневековых немецких хронистов. Реальность существования Ромувы оспаривается некоторыми [ кем? ] историками. [ источник не указан 929 дней ] Первое упоминание встречается в «Хронике Прусской земли» (1326) Петра из Дусбурга ( Peter von Dusburg ). О религиозном центре пруссов пишет в «Польской истории» ( XV век ) Ян Длугош ( Jan Długosz , Długosius ). Подробное описание Ромувы дает Симон Грюнау ( Simon Grunau ) в «Прусской хронике» ( 1529 ).
В источниках XIV века Ромува известна как Romehnen, Romayn , в XV веке встречается наименование Rickoyot .
Название Ромува или сходные с ним топонимы достаточно распространены на территории проживания балтийских племен . Так, существуют лес Ромува и город Ромэйней, где в более ранний период могли находиться святилища. называлось литовское святилище Перкунаса в Вильнюсе .
Этимологически Ромува восходит к балтийскому корню *rom, *ram , означающим «тихий, спокойный».
Другое название Ромувы — Ри́койото ( Rikojotas , нем. Rickoyto, Rickoyotto, Rikaioth ). Данное слово родственно старопрусскому слову rikis — «король, господин».
В 1929 году Домас Щидлаускас основал новое святилище Ромува на северо-западе Литвы . Сейчас словом « Ромува » называется литовская неоязыческая организация.
Согласно записям Симона Грунау, прусские герои Бруте́нис и Вайдевýт основали Ромуву в 523 году. Они принесли себя в жертву богам, бросившись в огонь перед священным дубом.
Святилище находилось в роще, под открытым небом. Стен вокруг не было. В центре находился большой дуб шириной в 6 локтей с такой густой кроной, что она не пропускала капли дождя. Средневековые авторы отмечают, что дерево было вечнозеленым. Вокруг дуба была натянута ткань, за которую могли заходить только криве и старшие жрецы-вайделоты .
Внутри дуба в отдельных дуплах стояли изваяния троих главных прусских богов — (Патоласа), Перкунаса , , а рядом были прикреплены особые знаки или символы богов.
Типологически данное святилище сближается с языческим храмом в Уппсале , со святилищем поморских славян на острове Рюген , а также со святилищем Перуна в Новгороде [ источник не указан 4003 дня ] .
Точное число служителей культа неизвестно, источники свидетельствуют, что их было «много».
Исследователь литовской (и шире — балтийской) религии и мифологии Г. Береснявичус полагает, что количество жрецов было велико, поскольку один служитель культа физически не мог выполнять все функции. Старшие жрецы, кривисы (криве), были инициаторами различных религиозных церемоний — они основывали святилище, разжигали «вечный», негасимый огонь, давали предписания людям.
Верховный жрец кри́вис кирва́йтис ( krivis kirvaitis , нем. Criwe ) пользовался уважением правителей, знати и простых людей, его власть распространялась на все балтийские земли во время войн с Тевтонским орденом . Кривисы приносили богам треть военной добычи в случае удачного похода.
Петр из Дусбурга отмечает, что кривис был настолько уважаемым человеком, что послы его, несшие особый знак — крúвуле (кривую палку либо жезл), получали любую помощь на землях балтов и принимались с почетом. Когда верховный жрец умирал, из числа наиболее уважаемых жрецов выбирался новый кривис.
Рангом ниже были вайделоты ( vaidelutas , нем. Wurskaiten, Waideler, Waidelotten ). В крупных святилищах — таких, как Ромува, они поддерживали огонь, принимали и приносили жертвы, учили молодежь законам и рассказывали им о богах. В общинах они совершали разного рода ритуалы, организовывали религиозные праздники, нередко выступали судьями в тяжбах.
Вайделотами могли быть как мужчины, так и женщины. За огнём часто следили девушки (подобно римским весталкам ) или вдовы. Их называли вайди́лес, вайделу́тес ( vaidiles, vaidelutes ).
В обязанности жрецов входило следить за священным огнём после того, как его разжег кривис. Если огонь по недосмотру гас, жрец платил за это своей жизнью.
Согласно немецким хронистам, Ромува была не только религиозным, но также культурным и политическим центром. Сфера её влияния включала не только Пруссию, но также земли литовцев , куршей и земгалов . Из соседних земель в святилище присылались жертвы и прибывали паломники. Здесь проходили военные сборы пруссов, здесь же хранилась прусская «казна».