Влади́мир Алекса́ндрович Мартино́вич
(род.
1 сентября
1978
,
Минск
,
БССР
,
СССР
) —
белорусский
теолог
и
социолог религии
,
исследователь сект
и
новых религиозных движений
. Кандидат социологических наук (2016).
Доктор теологии
Венского университета
(2006). Председатель Синодального центра сектоведения имени преподобного
Иосифа Волоцкого
Белорусской православной церкви (Белорусского экзархата Московского патриархата)
. Член Экспертного совета при Аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей при
Совете министров Республики Беларусь
. Один из авторов «
Православной энциклопедии
». Главный редактор альманаха «Сектоведение» и «Вестника Синодального центра сектоведения».
Биография
Родился 1 сентября 1978 года в Минске
.
18 апреля 1997 года возглавил Отдел по вопросам новых религиозных движений Минской епархии, созданный тогда же по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого
Филарета
.
В
2000 году
прошёл трёхмесячные языковые курсы
Институте восточных церквей
в
Регенсбурге
. В
2001 году
окончил факультет теологии
Европейского гуманитарного университета
. В
2002 году
по стипендиальной программе в течение осеннего семестра прошёл обучение в
Университете имени Фридриха-Александра
в
Эрлангене
.
В
2006 году
на
(нем.)
(
Венского университета
защитил диссертацию на соискание учёной степени
доктора теологии
по теме «Членство в Белорусской православной церкви после коммунизма» (
нем.
Mitgliedschaft in der Weißrussischen Orthodoxen Kirche nach dem Kommunismus
)
.
С 2005 года —
доцент
кафедры религиоведения
Белорусского государственного университета
. Ранее занимал должность заместителя начальника учебно-методического отдела.
20 ноября 2010 года решением Синода Белорусской православной церкви включён в состав Издательского совета Белорусской православной церкви
, созданного 4 июня того же года
.
С
2013 года
— доцент и заведующий кафедрой апологетики
Минской духовной академии
.
В 2016 году в Белорусском государственном университете под научным руководством доктора социологических наук, профессора, члена-корреспондента НАН Беларуси
А. Н. Данилова
защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата социологических наук по теме «Новые религиозные движения в Беларуси: историко-социологический аспект» (специальность 22.00.01 —
,
и
история социологии
); официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси
Е. М. Бабосов
и кандидат социологических наук, доцент
; оппонирующая организация —
Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова
.
Председатель Синодального центра сектоведения имени преподобного
Иосифа Волоцкого
Белорусской православной церкви (Белорусского экзархата Московского патриархата)
.
Член Экспертного совета при Аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей при
Совете министров Республики Беларусь
.
С декабря 2013 года — член
Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской православной церкви
.
Отзывы
Религиоведы
В. В. Старостенко
и О. В. Дьяченко, рассматривая различные классификации
новых религиозных движений
у белорусских исследователей, отмечают, что В. А. Мартинович «предложил сложную и довольно громоздкую классификацию нетрадиционной религиозности, включив в неё явления, соотнесение которых с
религией
вызывает большие сомнения, например, „
коммерческие культы
“, „псевдопсихологические“ и т. п.». Они указывают, что «в самом общем виде предложенная им схема включает 15 типов новых религий: „астрологические центры“, „движения Новой мысли“, „коммерческие культы“, „
неоязычников
“, „
НЛО культы
“, „НРД восточной ориентации“, „оккультно-мистические НРД“, „псевдо-психологические“, „псевдохристианские НРД“, „
сатанизм
“, „синкретические культы“, „утопические культы“, „христианские секты“, „центры экстрасенсорного воздействия, магии и целительства“, „
чаннелинг
“»
.
Религиовед
Л. И. Григорьева
, определив монографию В. А Мартиновича «Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности» как «интереснейший научный труд», указала на то, что теперь есть научная работа, в которой под одной обложкой собраны и представлены в систематизированном виде самые значимые научные подходы, имеющие отношение к тематике новых религиозных движений, а также предложены обоснованные ответы на главные вопросы об НРД, которые могут возникнуть. Кроме того, она отмечает, что автор выдвинул комплексную теорию, которая претендует на итоговое объяснение всеобщих закономерностей эволюции и развития феномена нетрадиционной религиозности, а в основе предложенной Мартиновичем концепции лежат «десятилетия не только теоретических штудий, но и колоссального труда по сбору и аналитическому изучению сотен тысяч социологически значимых фактов», благодаря чему удалось подробно и с разных сторон проследить то, как происходили зарождение, развитие и нынешнее состояние новых религиозных движений в отдельно рассматриваемой стране, а также раскрыть «глубинные и, как полагает автор, универсальные закономерности исследуемых процессов». Григорьева приходит к выводу о том, что монография имеет «поистине энциклопедическую широту и полноту охвата исследуемой темы» и хорошо подходит для разных типов читателей: учебно-методическое пособие по теме НРД для студентов соответствующих гуманитарных специальностей; «полноценный справочно-консультативный труд» для людей, занятых прикладным знанием; «коллегам-религиоведам — как источник обобщённой информации и образец социологического подхода к вопросам изучения и осмысления феномена НРД»; «в качестве одного из лучших трудов в области исследования новых религиозных движений на постсоветском пространстве» всем другим аудиториям, которые интересуются этой темой
.
Религиовед Е. Н. Васильева отмечает, что несмотря на наличие множества работ по тематике НРД, данный труд «является не только „скромной лептой“, но серьёзным вкладом в религиоведение». Она указывает, что данная работа представляет собой плод «анализа 673 трудов, более половины из которых — англо- и немецкоязычные» и кроме того «содержит ряд интересных авторских концепций и теоретических находок», к которым Васильева, с одной стороны, относит закономерности того, как история жизни основателя НРД, полученного им образования и его
социальный статус
влияют на успешность его детища, а с другой — обратное влияние «содержания и структуры организации на общий портрет её основателя». Кроме того, она сюда же включает разработанную автором монографии «интеллектуальную модель культовой инновации» и применение им
системного подхода
при изучении нетрадиционной религиозности. Также Васильева обращает внимание на то, что «эмпирическая база, подтверждающая теоретические выкладки автора, насчитывает 3815 НРД из 93 стран мира», и указывает, что Мартинович ввёл «в научный оборот отечественного религиоведения множество западных концепций относительно разных аспектов возникновения и миграции НРД и поднимает вопросы, которые до сих пор мало или совсем не обсуждались у нас». К последним она относит следующие: 1)
аккультурационное
влияние на массовое возникновение «религиозных инноваций» 2) основной причиной возникновения сект выступает борьба за власть 3) влияние ряда факторов (собственное священное место и/или пространство для постоянных коллективных собраний, морально-этический кодекс поведения, ритуальная практика, «аудиовизуальное сопровождение сектантских движений») на формирование «структурированных форм нетрадиционной религиозности» 4) выделены теоретические вопросы, на которые ещё предстоит дать ответ. Затрагивая дискуссионные вопросы и те разработки Мартиновича, которые нужно развить, Васильева отметила, что в предложенной им классификации нетрадиционной религиозности («секты и культы», «клиентурные культы», «аудиторные культы», «культовая среда общества», «внутрицерковное сектантство», «сектоподобные группы») критерии выделения недостаточно последовательно используются, хотя и указывает, что «сама классификация имеет эвристическое значение» и позволяет автору монографии обнаружить ряд закономерностей: 1) «чем менее структурирован тот или иной тип сектантства, тем больше он представлен в обществе» 2) «чем эффективнее и сильнее развивается сектор структурированных форм сектантства, тем большее влияние он оказывает на уменьшение общего объёма несектантских идей». Она полагает, что вторая является спорной, поскольку не считает уместным использование механистического принципа в виде сообщающихся сосудов, обращая внимание на сильную дифференцированность в современных обществах, что находит свою выражение в развитии культур и наук, в первую очередь в области идей, преимущественно вне религиозной области. Также Васильева считает дискуссионной классификацию НРД Мартиновича «по содержанию вероучения», когда речь идёт об отнесении к религиозным объединениям различных «коммерческих культов» (например
Амвэй
и
Гербалайф
), «
псевдонаучных
культов» (например сторонники
А. Е. Акимова
,
Вейника
и
В. П. Казначеева
) и «псевдопсихологических культов» (например «Академия Золотова» и «Академия трансперсональных технологий»), высказывая мнение, что автор монографии не проводит границу между нетрадиционными религиозными объединениями и
квазирелигиозными
. Также она выразила сомнение в целесообразности обозначения типа «политические культы», как и выделение «синкретических культов», «неоязычников» и «НРД восточной ориентации», поскольку это приводит к нарушению одного из главных требований, которое предъявляется к классификациям — непересечение классов. Васильева считает, что от построения многоуровневой классификации предложенная «во многом бы выиграла». Кроме того, она отмечает, что имеются вопросы относительно причисления к разновидностям новых религиозных движений, наряду с сектами и культами, клиентурных культов, поскольку Мартинович хотя и выделил типы аудиторных и клиентурных культов, опираясь на
модель,
разработанную
Родни Старком
и
Уильямом Симсом Бейнбриджем
, однако «у данных авторов понятию „НРД“ соответствует самостоятельный тип — культовое движение». Несмотря на все высказанные замечания, Васильева убеждена, что «сам аналитический подход, предложенный В. А. Мартиновичем, представляется верным» и приходит к выводу о том, что «в целом же рецензируемая монография отличается глубокой продуманностью, логичной структурой и великолепной научной базой»
.
В свою очередь, религиовед Е. В. Воронцова отметила, что «появлению данной монографии предшествовала многолетняя кропотливая работа по сбору и обобщению данных», поскольку её автор в общей сложности «ссылается на данные по 3815 НРД из 93 стран мира». По её мнению, анализируя историю битв вокруг таких понятий, как «деноминация», «культ», «нетрадиционная религиозность», «секта», «традиционная религиозность» и «церковь», Мартинович «убедительно доказывает, что поиск нейтрального термина в данной области оказывается непродуктивным», как и попытки заменить «секту» словосочетанием «новые религиозные движения», что в конечном итоге приводит к возникновению новых отрицательных смысловых значений. Воронцова указывает, что работая над своим исследованием, автор монографии «собрал в работах отечественных и зарубежных ученых более 260 альтернативных понятию „секта“ терминов», хотя и пришёл к выводу, что все эти понятия не смогли составить достойную конкуренцию таким терминам, как «культ» и «секта». При этом сам Мартинович, подчёркивает она, всё многообразие видов сектантства обозначает термином «нетрадиционная религиозность». Воронцова обращает внимание на то, что при написании раздела об истории НРД в Белоруссии автор труда сумел «создать личный архив материалов по теме в объеме 300 тыс. единиц хранения, содержащих информацию о деятельности 524 НРД». Она приходит к выводу о том, что «такая работа является уникальной в ряду русскоязычных исследований по теме НРД» и «создана с почти немецкой методичностью, а предложенная в книге система воспроизводства нетрадиционной религиозности представляется нам весьма продуктивной схемой для дальнейшей работы с темой НРД», и хотя и указывает, что последняя «особенность данного издания затрудняет работу с ним для неподготовленного читателя», и что «большая часть имеющихся в работе недостатков, а также дальнейших перспектив исследования обозначена автором в заключении», тем не менее данный труд «сложно отнести к вспомогательным или справочно-информационным материалам по теме НРД», поскольку это «скорее методологический каркас для дальнейшей кропотливой работы»
.
Научные труды
Монографии
Учебные программы
-
. —
Мн.
: УМО вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию, 2009. — 19 с.
Статьи
-
на русском языке
-
// Нравственное и патриотическое воспитание в традиции Православия: Сб. докл. V Свято-Евфросиниевских пед. Чтений (3-5 нояб.1998 г.). —
Мн.
: НМЦентр, 1999. — 84-92 с.
(в соавторстве с А. Б. Гойко)
-
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны)
// Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси: Пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / Сост. А. И. Осипов; Под ред.
. —
Мн.
: Беларусь, 2000. — С. 191—195.
-
Сатанизм
// Традиционные вероисповедания и новые религиозные движения в Беларуси : Пособие для рук. учреждений образования, педагогов, воспитателей / Сост. А. И. Осипов; Под ред.
. —
Мн.
: Беларусь, 2000. — С. 200—205.
-
Проблемы понятийного аппарата академической школы сектоведения
// Сборник научных работ богословской конференции посвященной 2000-летию Рождества Христова. Жировичи 6 декабря 2000 года. — Жировичи: Ступени, 2001. — С. 68—79.
-
Нетрадиционная религиозность в Республике Беларусь в 1990—2002 гг
// Посткоммунистическая Беларусь в процессе религиозных трансформаций : Сб. ст / Под ред. проф. д-ра А. В. Данилова. —
Мн.
: Адукацыя и Выхаванне, 2002. — С. 54—61.
-
// Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе : Материалы международной научной конференции / Под ред. проф. У. Д. Розенфельда. — Гродно:
ГрГУ
, 2003. — С. 223—227.
-
Форми проникнення нових релігiйних рухів на територію Білорусi
(укр.)
//
. — 2003. —
№ 12
. —
С. 16—19
.
-
Новые религиозные движения в современной Беларуси //
. — Молгилёв:
МГУ имени А. А. Кулешова
, 2006. —
№ 2—3
. —
С. 3—7
.
-
// Религия и общество: актуальные проблемы современного религиоведения: сборник научных трудов / Под общ. ред. В. В. Старостенко. — Могилёв:
МГУ им. А. А. Кулешова
, 2006. — С. 187—190.
(
)
-
// XV Международные Рождественские образовательные чтения. Секция «Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности». — Москва. 31 января 2007 года. — С. 1—7.
(
)
-
// Религия и общество — 2 : актуальные проблемы современного религиоведения: Сб. науч. Трудов / Под общ. Ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилёв:
МГУ им. А. А. Кулешова
, 2007. — С. 195—197.
-
// Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе : материалы межд. науч. конф., Гродно, 8-9 декабря 2006 г. — Гродно:
ГрГУ им. Я. Купалы
, 2007. — С. 237—242.
(
)
-
// Иппокрена. Научно-методический журнал Института парламентаризма и предпринимательства. — 2007. —
№ 2 (7)
. —
С. 147—150
.
(
)
-
// Беларусь : государство, религия, общество: материалы Междунар. Науч.-практ. Конф. (Минск-Жировичи, 7 июня 2007 г.) /
Нац. акад. наук Беларуси
,
Ин-т истории
,
Минск. Духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского
; редкол.: протоиерей В. Антоник (и др.). —
Мн.
:
, 2008. — С. 128—131.
-
Нетрадиционная религиозность в Беларуси // Адукацыя i выхаванне. — 2008. —
№ 11
. —
С. 55—59
.
-
Нетрадиционная религиозность Беларуси как угроза национальной безопасности // Идеологические аспекты военной безопасности. — 2008. —
№ 2
. —
С. 20—26
.
-
Методологические проблемы изучения новых религиозных движений
// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения новых религиозных движений и сект». — Рязань: Рязанская Епархия, 2008. — С. 14—29.
-
Секты и терроризм // Религия Сегодня, информационный бюллетень. — Астана, 2008. —
№ 1
. —
С. 83—88
.
-
// Религия и общество — 4 : сб. науч. трудов / под общ. ред.
В. В. Старостенко
, О. В. Дьяченко. — Могилёв: УО «
МГУ им. А. А. Кулешова
», 2009. — С. 153—154.
-
Миграция и возникновение новых религиозных движений в Беларуси
// Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки : сб. науч. Ст. Вып. 7(12) / под ред. В. Ф. Беркова. —
Мн.
:
, 2009. — С. 323—328.
-
// Адукацыя i выхаванне. — 2009. —
№ 3
. —
С. 59—63
.
19 июня 2013 года.
(
)
-
Профилактика сектантства в школах Австрии // Адукацыя i выхаванне. — 2009. —
№ 8
. —
С. 70—74
.
-
Становление понятий «секта» и «культ» в западном религиоведении XX века // Философия и социальные науки. — 2009. —
№ 1—2
. —
С. 38—42
.
-
// Международная научно-практическая конференция
Европейской Федерации Центров по исследованию и информированию о сектантстве
(
FECRIS
) «Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование». -Санкт-Петербург. 15-16 мая 2009. — 2009. —
С. 1—10
.
17 марта 2014 года.
(
)
-
// Религия и общество — 5: актуальные проблемы свободы совести: сб. науч. статей междунар. науч.-практ. конф. 6 мая 2010 года г. Могилёв / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилёв: УО «
МГУ им. А. А. Кулешова
», 2010. — С. 128—131.
(
)
-
3.4 Состояние нетрадиционной религиозности в современной Беларуси: типология, динамика распространения, деструктивный характер
//
/ О. А. Павловская [и др.]; под ред. О. А. Павловской;
Ин-т философии
. —
Мн.
: Беларус. навука, 2010. — С. 295—310. — 519 с. —
ISBN 978-985-08-1172-1
.
-
Влияние миграции и возникновения новых религиозных движений на формирование конфессионального пространства Беларуси // Альманах «Сектоведение». — 2011. —
Т. 1
. —
С. 33—50
.
-
// Альманах «Сектоведение». — 2012. —
Т. 2
. —
С. 42—99
.
-
// Альманах «Сектоведение». — 2013. —
Т. 3
. —
С. 21—44
.
-
Сектоподобные группы // Альманах «Сектоведение». — 2014. —
Т. 4
. —
С. 51—69
.
-
// Материалы круглого стола «Методология исследования новой религиозности» Международной научно-практической конференции «Религия и/или повседневность», Минск, 14-16 апреля 2015 г. / Под ред. В. А. Мартиновича,
, С. Г. Карасёвой. —
Мн.
: Ковчег, 2015. — С. 74—84.
-
//
Вестник Русской христианской гуманитарной академии
. —
СПб.
:
РХГА
, 2015. —
Т. 16
,
вып. 1
. —
С. 300—314
.
-
// Научный альманах Colloquium heptaplomeres. —
Н. Новгород
:
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет), 2015. —
№ 2
. —
С. 55—63
. —
ISSN
.
-
Система воспроизводства нетрадиционной религиозности // Альманах «Сектоведение». — 2016. —
Т. 5
. —
С. 24—46
.
-
//
Социологические исследования
. — 2016. —
№ 6
. —
С. 56—65
.
-
//
Вестник ПСТГУ
I: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2016. —
Вып. 2 (64)
. —
С. 75–89
.
-
//
Христианское чтение
. — 2016. —
№ 5
. —
С. 145—166
.
-
// Религиоведение в системе социально-гуманитарного знания и образования: сборник материалов научно-практической конференции. — 2016. —
С. 80—90
.
-
// Журнал Белорусского государственного университета. Социология. — 2017. —
№ 1
. —
С. 73—81
.
-
// Религия и История: материалы V Международной научно-практической конференции. —
Мн.
: "Изд. центр БГУ", 2017. —
С. 392—397
.
-
// Альманах «Сектоведение». — 2017. —
Т. VI
. —
С. 60—79
.
-
// Журнал БГУ. Социология. — 2017. —
№ 4
. —
С. 56—65
.
-
Мормоны //
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2017. — Т. XLVII : «Мор —
Муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь
». — С. 36—39. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-054-7
.
-
Новые религиозные движения //
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2018. — Т. LI : «
— Ноилмара». — С. 738—744. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-058-5
.
-
// Журнал БГУ. Социология. — 2018. —
№ 3
. —
С. 74—82
.
-
// Альманах «Сектоведение». — 2018. —
Т. VII
. —
С. 67—85
.
-
Реклама новых религиозных движений в печатных СМИ // Журнал БГУ. Социология. — 2019. —
№ 3
. —
С. 17—24
.
-
Рекурсивность идентификации НРД и историческая память (на примере печатных СМИ)
// Историческая память о Беларуси как фактор консолидации общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 26-27 сентября 2019 г. / ред. кол. : Г. П. Коршунов (гл.ред.) [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси. —
Мн.
: ООО «СУГАРТ», 2019. — С. 299—301..
-
Терминология материалов о новых религиозных движениях в печатных СМИ // Журнал БГУ. Социология. — 2020. —
Т. 3
. —
С. 55—63
.
-
Антисектантский дискурс печатных СМИ: проблематизация роли антикультового движения // Социологический журнал. — 2021. —
Т. 27
,
№ 2
. —
С. 109—125
.
-
Соотношение рекламы и критики новых религиозных движений в печатных СМИ // Социологический альманах. НАН Беларуси. Институт социологии. — 2021. —
Вып. 12
. —
С. 110-116
.
-
Миграция новых религиозных движений России в Республику Беларусь // Россия и мир: научный диалог. — 2021. —
Т. 1
,
№ 1
. —
С. 92—103
.
-
Средства коммуникации новых религиозных движений в Республике Беларусь // Журнал БГУ. Социология. — 2021. —
№ 3
. —
С. 75—83
.
-
Сектоведение //
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2021. — Т. LXII : «Свенская Печерская икона Божией Матери — Сергий». — С. 362—364. — 752 с. —
ISBN 978-5-89572-069-1
.
-
//
. – 2022. – Том. 13. – № 1. – С. 67-85.
doi
:
-
на других языках
-
Unkonventionelle Religiosität in Weißrussland
(нем.)
// Materialdienst EZW. — 2004. —
Nr. 10
. — S. 382—388.
-
Vielfalt der unkonventionellen Religiosität in Weißrussland
(нем.)
// Sekty jako wyzwanie społeczne i religijne / Pod redakcja ks.Władysława Nowaka & ks. Sławomira Ropiaka. — Olsztyn: Wydaw. Uniwersytetu Warminsko-Mazurskiego, 2005. — S. 316—327.
-
Cults in Belarus
(англ.)
// The Phenomenon of Cults from Scientific Perspective / Ed. By
Piotr T. Nowakowski
. — Cracow: Rafael, 2007. — P. 452—459.
-
Міграцыя новых рэлігійных рухаў на тэрыторыю Беларусі //
. Серыя гуманітарных навук. — 2009. —
№ 2
. —
С. 15—20
.
-
Cults and politics in Belarus
// Sekty jako zagrozenie i wyzwanie XXI wieku / Red. Danuta Grzesiak-Witek & Pawel Witek. — Sandomierz: Stalowa Wola, 2010. — P. 151—172.
-
Der Internationale Imperativ
// Dialog in Konfrontation : ... und die Wahrheit wird euch frei machen : Festschrift für Dr. h.c. der WSU Minsk Thomas Gandow. — Jena: Jenaer Akademische Verlagsgesellschaft, 2011. — S. 102—112.
-
Die aktuelle Entwicklung im Bereich totalitärer Kulte im osteuropäischen Raum
(нем.)
// Weltanschauungen, Ideologien und Religionen im 21. Jahrhundert. Was kommt auf uns zu?. — München: BADK, 2011. — S. 37—52.
-
Die Anastasia-Bewegung. Eine utopische Gemeinschaft aus Rußland // Berliner Dialog. — 2014. —
№ 31
. — P. 8–17.
Переводы
-
Вызов Авраама Ковоора (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2013. — Т. 3. — С. 99-102.
-
Вызов Басавы Премананда (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2013. — Т. 3. — С. 103—104.
-
Вызов Прабира Гхоша (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2013. — Т. 3. — С. 107—107.
-
Вызов Фонда Джэймса Рэнди (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2013. — Т. 3. — С. 108—112.
-
Гросс К. Использование духовности и злоупотребление ею в организациях, на примере предприятия многоуровневого маркетинга Амуэй в Германии (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2012. — Т. 2. — С. 25-41.
-
Декларация: «Объявление войны эксплуататорам религиозных традиций лакота» от 10 июня 1993 года (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2016. — Т. 5. — С. 117—120.
-
Заявление Майкла Прокса прессе (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2014. — Т. 4. — С.135-138.
-
Официальный ответ Белого Дома на петицию «Об официальном признании существования инопланетян. Вступивших в контакт с человеческой расой», ноябрь 2011 года. (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2012. — Том 2. — С. 156—158.
-
Письмо из бюро Федерального канцлера Германии (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2014. — Т. 4. — С.116.
-
Приветственное слово Федерального министра по делам женщин и молодежи Германии (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2014. — Т. 4. — С.112-113.
-
Решение Европейского суда по правам человека от 6 ноября 2001 года по вопросу приемлемости жалобы Христианской федерации Свидетелей Иеговы Франции против Франции (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2016. — Т. 5. — С. 121—136.
-
Решение Федерального конституционного суда Германии от 9 июня 1994 года. — 1 BvR 502/94 (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2012. — Т. 2. — С. 159—166.
-
Решение Федерального конституционного суда Германии от 26 июня 2002 года. — 1 BvR 670-91 (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2011. — Т. 1. — С. 121—149.
-
Тренкель Э. Круг друзей Бруно Грёнинга (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2016. — Т. 5. — С. 73-81.
-
ФБР: Проект Мегиддо (1999) (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2013. — Т. 3. — С. 113—146.
-
Федеральный закон Австрии: Федеральный центр по вопросам сект (1998) (перевод с нем. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2011. — Т. 1. — С. 113—120.
-
ФТК: Правоприменительное программное заявление о маркетинге безрецептурных гомеопатических препаратов (2016) (пер. с англ. В. А. Мартиновича) // Альманах «Сектоведение». — 2017. — Т. VI. — С. 136—140.
Публицистика
-
Угроза сатанизма. //
. — 1999. — № 1 (48). — С. 32-36.
-
О сектах и о том, как им живется в Беларуси //
Ступени
. — 2001. —
№ 4 (5)
. —
С. 28—30
.
-
//
Ступени
. — 2002. —
№ 2 (7)
. —
С. 29—30
.
6 апреля 2013 года.
-
//
Ступени
. — 2002. —
№ 3 (8)
. —
С. 36—37
.
18 декабря 2007 года.
-
//
Ступени
. — 2003. —
№ 2 (10)
. —
С. 40—41
.
18 октября 2012 года.
-
//
Ступени
. — 2003. —
№ 4 (12)
. —
С. 38—40
.
1 мая 2008 года.
-
//
. — 2004. — № 3. — С. 47-50.
-
//
. — 2005. — № 3 (74). — С. 55-59.
-
//
Ступени
. — 2006. —
№ 4 (24)
.
28 января 2013 года.
-
//
. — 2007. — № 1. — С. 72-76.
-
//
Ступени
. — 2008. —
№ 3
. —
С. 41—43
.
(недоступная ссылка)
-
Движение Анастасии: часть 1. //
. — 2008. — № 1 (84). — С. 75-81.
-
Движение Анастасии: часть 2. //
. — 2008. — № 2 (85). — С. 73-77.
-
Движение Анастасии: часть 3. //
. — 2008. — № 3 (86). — С. 84-86.
Примечания
Литература
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|