Славянское неоязычество на Украине
- 1 year ago
- 0
- 0
Славянское неоязычество ( родноверие ) ( укр. рідна віра, рідновірство, рідновір’я ) является наиболее распространённым направлением неоязычества на Украине .
Украинский писатель Иван Франко в повести « Захар Беркут » (1882) о борьбе карпатских русинов с монголами выказывает положительное отношение к славянскому язычеству, вызванное общественно-политическими идеалами автора, приверженностью идее общинного строя, которому соответствует эта «свободная, чистая общинная религия». Франко рассказывает в повести некоторые мифы о восточнославянских богах неясного происхождения .
Неоязычество на Украине возникло раньше, чем в России. Неоязыческие идеи выражал издававшийся во Львове в 1931—1935 годах украинский литературный журнал «Дажбог» ( Богдан-Игорь Антонич и другие) .
Первым идеологом украинского родноверия в 1930-е годы стал санскритолог Владимир Шаян . По его словам, что в 1934 году он получил духовное откровение на вершине горы Грехит в Украинских Карпатах , что вдохновило его на поиски языческого обновления . Свою религиозную деятельность начал во Львове, где в 1934 году, познакомившись с крестьянским ритуалом освящения зерна, создал первую украинскую родноверческую общину «Родная вера» ( укр. « Рідна віра » ) . Языческие мотивы нашли отражение в его стихотворном сборнике «Орден Бога Солнца», вышедшем в 1936 году . В 1937 году во Львове в докладе на семинаре индологов Шаян представил своё видение « панарийского возрождения» . Во время Второй мировой войны Шаян сотрудничал с УПА . В 1944 году бежал из Львова в Аугсбург (Германия) . Некоторое время он провёл время в лагерях беженцев, где принял участие в основании Украинской свободной академии наук .
Один из будущих идеологов украинского неоязычества Лев Силенко во время Второй мировой войны вначале служил в Красной армии, затем оказался в плену, откуда сумел бежать и весной 1942 года вернулся в Киев. Там он сотрудничал с украинской националистической газетой «Наше слово», деятельность которой вызвала подозрения у гестапо . В результате все работники газеты были арестованы и погибли. Только Силенко неизвестным способом удалось выйти на свободу. Он уехал из Киева вначале на Западную Украину, затем — в Германию. В Аугсбурге (Германия), встретился с Ю. Г. Лисовым, затем они оба познакомились с Шаяном, неоязыческие идеи которого оказали на них сильное влияние .
В 1945 году в Аугсбурге Шаян создал религиозно-политический «Орден рыцарей Бога Солнца» , который, как он надеялся, станет подразделением УПА в борьбе с вторгшейся Красной Армией. Среди членов ордена был и Силенко, которого Шаян инициировал с именем Орлигора .
Позднее Шаян перебрался в Англию, где опубликовал большую часть своих поэм. Шаян был деятельным активистом общины украинских эмигрантов. В последние годы жизни он исполнял обязанности президента Украинской независимой академии наук. Имел титул Волхва Твердыни Здравомыслия . Последнюю часть жизни Шаян провел в изгнании в Лондоне .
Лисовой переехал в Англию, Силенко — в Канаду. В Канаде Силенко изучал религии Востока, прежде всего индуизм, и с 1964 года начал проповедовать в украинских эмигрантских общинах США и Канады собственное учение, которое он называл «украинской родной верой» с единым Дажьбогом во главе . В том же 1964 году в Чикаго (США) он основал нативистскую (неоязыческую) общину и церковь « РУН-вера » , зарегистрированную в 1966 году . В 1979 году Силенко дописал книгу «Мага Вира» — священную книгу «РУН-веры» о вере и истории «ориан-украинцев» (« арийцев -украинцев»), создателей самой древней и могущественной цивилизации . Основной целью он считал реформирование «древней политеистической веры русов» в «монотеистическую религию современного образца, во главе с Дажьбогом». Христианство рассматривалось Силенко как религия рабов, повлёкшая для Украины «горькую судьбу колонизированной страны». Символом веры является «Тризуб в лучистом солнечном диске» . Силенко приобрёл большой участок земли в (штат Нью-Йорк), назвал его «Орияной» и построил там храм Матери Украины — Арианы . В создании этого религиозного течения принимали активное участие Михаил и София Чумаченко — родители Катерины Ющенко , супруги бывшего Президента Украины . По одной из версий это «родная вера» («Рiдна Вiра») в названии движения Силенко в дальнейшем было переосмыслено русскими неоязычниками как « родноверие » .
Пути Шаяна и Силенко разошлись к 1970-м годам, и они стали представителями двух конкурирующих направлений на славянском неоязычестве . Учение Силенко отличается от учения Шаяна более монотеистическим характером. Соперничество привело к противоречивым сообщениям о связях Шаяна и Силенко. Источники, связанные с РУН-верой Силенко, утверждают, что Силенко никогда не был учеником Шаяна .
Как и в других неоязыческих течениях, связанных с Восточным блоком, важную роль в продолжении движения Шаяна сыграла послевоенная эмигрантская среда, в данном случае украинская диаспора на Западе . Первая неоязыческая община «Соборный храм родной веры» (позднее переименована в «Общину святой украинской веры») была создана последователями Шаяна в 1971 году в Гамильтоне (Канада). В настоящее время она возглавляется Мирославом Сытником. В 1972 году в Канаде был создан Институт имени Владимира Шаяна, где изучается его творчество и издают его рукописи. После смерти Шаяна один из его последователей философ Ю. Г. Лисовой унаследовал от него пост Волхва Твердыни Здравомыслия. В 1979 году Лисовой установил контакты с Виктором Безверхим , пытавшимся в то время создать «ведическую» общину в Ленинграде . Небольшие общины последователей Шаяна были особенно активны в Торонто и Гамильтоне (Канада)
В 1990-х годы работы Шаяна многократно публиковались в националистических изданиях на Украине. Его считают своим «великим Волхвом» и учителем современные киевские неоязычники (религиовед Галина Лозко , философ Л. Т. Бабий) . Наиболее известной (по ряду своих книг) современной последовательницей Шаяна на Украине является Галина Лозко (Волхвиня Зореслава) . В отличие от Шаяна и ряда других украинских неоязычников Лозко считает, что украинцев веками угнетают не русские, а «семитская монотеистическая идея, выступающая антиподом арийскому политеизму» . Лозко выпустила молитвенное пособие «Православ», в котором последней из десяти «языческих заповедей» была «Не связывайтесь с евреями» . Лозко была инициирована Мирославом Сытником в Гамильтоне. После распада Советского Союза в 1993 году в Киеве она создала «Православию», первую организацию на Украине, придерживающуюся политеистического неоязычества Шаяна . В 1998 году Лозко стала соучредителем зонтичной организации «Объединение родноверов Украины» (ОРУ) . В своём учредительном заявлении от 1998 года «Объединение родноверов Украины» во главе с Лозко утверждало, что многие мировые проблемы проистекают из «смешения этнических культур», которое привело к «разрушению этносферы», являющейся неотъемлемой частью биосферы Земли .
Многие идеи Силенко о прошлом украинцев оказали влияние на различных украинских авторов националистического и неоязыческого направления. В 1990-х годах в Киеве издавался журнал « Индо-Европа » под редакцией Виталия Довгича , ставивший одной из основный своих задач «покончить с официальной теорией происхождения трёх восточнославянских народов ». Этой теории авторы журнала противопоставляли, в частности, идеи Льва Силенко. Идея «арийской» Украины Силенко получила выражение в романе политэкономиста («Путь ариев», 1996) .
Шаян и Силенко высоко оценили появление в 1950-х годах « Велесовой книги » (сочинение, выдаваемое за текст IX века, но признанное учёными фальсификацией XX века). Родноверие стало массовым течением на Украине только после распада СССР и ознакомления «общественности Украины и России» с «Велесовой книгой» (начиная с 1991 года), которую некоторые родноверы (в частности, Лозко) считают «Волховником», то есть «Священным писанием родноверов». Общины родноверов действовали на Украине с начала 1990-х годов; зарегистрированы с начала 2000-х годов.
Роман Николаев (волхв Богумир), возглавлявший общину «Родового огоня родной православной веры» в Хмельницком , в 2016 году заявил об уходе в связи с «отсутствием чётких проукраинских государственных позиций» у верховного волхва Куровского. Затем, заняв пост директора департамента образования Хмельницкого, Николаев добился запрета на преподавание русского языка в местных школах .
Историк и этнолог В. А. Шнирельман выделяет в мировом неоязычестве два потока — умозрительное неоязычество, распространённое среди городской интеллигенции, потерявшей всякую связь с традицией и подлинно народной культурой, и возрождение народной религии в селе, где нередко можно проследить непрерывную линию преемственности, идущую из прошлого. По его мнению «первое, безусловно, господствует у русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей и армян, где можно смело говорить об „изобретении традиции“» .
В 2005 году Адриан Ивахив писал, что на Украине, вероятно, было от 5 до 10 тысяч родноверов . Он также отметил, что с начала и середины 1990-х годов в стране имел место существенный рост этого показателя . Другие социологи подсчитали, что в те же годы украинских родноверов было более 90 000 человек (0,2% от общей численности населения) .
В 2008 году газета «Дело» оценивала численность адептов РУН-веры до 500 человек, а перехватившего у неё лидерство объединения «Родовой огонь родной православной веры» — до 1,5 тысяч человек, «Объединения родноверов Украины» (ОРУ) на начало 2008 года — 1 тысячи человек .
В 2013 году секретарь отделения религиоведения Института философии Национальной академии наук Украины Дмитрий Базик оценивал численность родноверов на Украине в 5—10 тысяч человек .
По данным Министерства культуры Украины , на 1 января 2018 года из 32 506 действующих зарегистрированных религиозных организаций Украины 136 (0,42 %) принадлежали к новым религиозным организациям языческого направления, в том числе 74 — к РУН-вере, 22 — к «Родовому огню Родной православной веры», 6 — к Церкви украинских язычников, 5 — к ОРУ, 33 — к прочим .
Ивахив отмечал, что средний возраст украинских родоверов был старше среднего возраста неоязычников на Западе , а также писал, что «основной базой» религии являются «национально ориентированные этнические украинцы с уровнем образования выше среднего» . Он заметил, что родноверские общины частично пересекаются с другими группами, такими как группы возрождения народной и традиционной музыки, казачьи объединения, группы традиционных боевых искусств, а также националистические и ультранационалистические организации . Он добавил, что родноверие остаётся «относительно небольшой нишей в украинской религиозной культуре» и сталкивается с неоднозначной реакцией в стране . Устоявшиеся украинские православные и римско-католические группы относятся к родноверию с тревогой и враждебностью , тогда как образованные и интеллектуальные классы страны склонны рассматривать его как маргинальную часть ультраконсервативного движения, в котором присутствует антисемитизм и ксенофобия .
В глобальной украинской диаспоре было отмечено значительное сокращение числа последователей РУН-веры . Это произошло из-за неспособности организаций привлечь достаточное количество молодежи . С другой стороны, украинская организация «Родовой огонь родной православной веры» создала группы как в Молдавии, так и в Германии . На Украине, как и в России, родноверие очень популярно среди казаков, а его разновидность, , связана с «возрождением» скифской идентичности .
В настоящее время в украинском родноверии существует несколько объединений и течений :
По состоянию на 2016 год на Украине действовал ряд российских славянских неоязыческих организаций, их отделений или общин, включая славяно-горицкую борьбу , петербургское объединение « Схорон еж словен », ССО СРВ , « Велесов круг » .
«Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов» (инглиизм) , возникшая в Омске, Россия, активно действует на Украине , в частности, в Одессе . Заметным распространителем идей инглиизма на Украине был Владимир Куровский, который способствовал созданию фильмов «Игры Богов» .
В среде неоязычников получила популярность трипольская археологическая культура энеолита и раннего бронзового века. Различные неоязыческие авторы утверждают, что украинцы существовали как народ и имели высокую культуру и государственность задолго до Киевской Руси. Для доказательства этого делаются попытки отождествить украинцев со скифами или более древними народами, вплоть до представителей трипольской культуры или, в некоторых случаях, людей палеолита, что изображает украинцев древнейшим народом Европы. Ряд этих авторов отождествляет этих предков с « арийцами » («трипольцам-ориям»). Другие конструируют двухчленную модель возникновения украинского этноса как результат смешения местных «хлеборобов-трипольцев» и пришлых «степняков-арийцев». Идея происхождения украинцев от трипольцев поддерживалась Львом Силенко , основателем украинского неоязыческого движения РУН-вера . Сторонником идеи был советский украинский писатель Сергей Плачинда , один из последователей Силенко, разделявший также идею докириллической «трипольской» письменности. Журналист, кандидат филологических наук В. А. Довгич , развивавший неоязыческие идеи, утверждал, что Поднепровье было родиной «арийских» народов, а украинцы являются автохтонным населением по меньшей мере с трипольской эпохи, когда они изобрели письменность . Бывший археолог Юрий Шилов , также развивающий неоязыческие идеи, рассматривал Украину как «Великую Оратанию». По его мнению, в трипольское время на Украине возникло «арийское государство», «сами трипольцы называли свою страну Араттой » и именно оттуда «вели свой род шумерские цари» . На Украине Шилов считается национальным героем, и на его родине ему поставлен памятник. Политэкономист , популяризировавший взгляды Силенко и Шилова, ведёт генеалогию украинцев от «ариев», а «триполизм» объявил «украинским архетипом» .
{{
cite journal
}}
:
templatestyles stripmarker в
|author=
на позиции 1 (
справка
)
Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: authors list) (
ссылка
) Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) (
ссылка
)