Автоматное программирование
- 1 year ago
- 0
- 0
Нейролингвистическое программирование ( НЛП , от англ. Neuro-linguistic programming ) — псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии . НЛП было разработано в 1970-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером .
Создатели НЛП утверждают, что существует связь между неврологическими процессами ( нейро- ), языком ( лингвистическое ) и паттернами поведения ( программирование ), а также о возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некой области, для приобретения их навыков.
Не существует научных доказательств в пользу эффективности НЛП, оно признано псевдонаукой . Систематические обзоры указывают, что НЛП основано на устаревших представлениях об устройстве мозга , несовместимо с современной неврологией и содержит ряд фактических ошибок . Отмечается характерная псевдонаучная терминология, применяемая в НЛП .
Хотя имеются отдельные исследования с положительными результатами, по данным научных обзоров, все такие исследования имеют методологические недостатки. Всего было проведено в три раза больше исследований более высокого качества, в которых не удалось воспроизвести те результаты, о которых заявляют сторонники НЛП .
Несмотря на неэффективность, НЛП рекламируется гипнотерапевтами и тренинговыми компаниями , о нём выпускается большое количество популярной психологической литературы.
Социологи и антропологи характеризуют НЛП как часть движения Нью Эйдж или движения за развитие человеческого потенциала . Ряд исследователей, анализировавших мошенничество в областях медицины, психологии и психиатрии, упоминают НЛП среди наиболее дискредитированных терапевтических практик .
Разработчики НЛП Ричард Бендлер, Джон Гриндер объясняют, что в нейролингвистическом программировании воплощены идеи Коржибски относительно того, что наши карты , или модели мира являются искажёнными репрезентациями ввиду особенностей нейрологического функционирования и ограничений, связанных с ним. «Информация о мире получается рецепторами пяти чувств (естественно чувств больше 5, существуют такие чувства, как чувство равновесия и т. д.) и затем подвергается различным нейрологическим трансформациям и лингвистическим трансформациям даже до того, как мы впервые получаем доступ к этой информации, что означает, что мы никогда не переживаем на опыте объективную реальность , не изменённую нашим языком и нейрологией» .
Также иногда приёмы нейролингвистического программирования адаптируются под другими именами, связанными с НЛП:
Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми — Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога , социального учёного , лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете , Санта-Круз , в 1960-е и 1970-е годы.
В основу НЛП легла техника копирования вербального и невербального поведения трёх психотерапевтов: Фриц Пёрлз ( гештальттерапия ), Вирджиния Сатир ( семейная терапия ) и Милтон Эриксон ( эриксоновский гипноз ) .
В начале 1980-х Бендлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на бренд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий. В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания ) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию. Около 2001 года история с судебными исками была завершена.
Практикующие нейролингвистическое программирование считают, что якобы нашу субъективную реальность определяют убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы . Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как « терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта» . Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное ) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять . НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи , психотерапия , коммуникация , образование , коучинг , спорт , управление бизнесом , межличностные отношения, а также в духовных движениях и в пикапе .
Согласно одному из сторонников НЛП Роберту Дилтсу , философской основой НЛП является структурализм . Другие сторонники НЛП считают, что оно основывается не на теории, а на моделировании. В целом, практики НЛП более заинтересованы в том, что эффективно, а не в том, что истинно .
Пресуппозиции НЛП представляют собой одновременно и основные принципы нейро-лингвистического программирования. Пресуппозиции (например, «вселенная дружественна и полна ресурсов»), или набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений (не обязательно доказуемых), в НЛП используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. По словам Джейн Ревелл, британского тренера НЛП, пресуппозиции «не являются философией, или нерушимым мировоззрением, или набором правил и регуляций. Скорее, это предположения, на основании которых индивиды совершают последующие действия» .
Сторонники НЛП определяют экологию как заботу о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и её мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.
Концепция функциональной асимметрии полушарий (« латерализация мозга ») используется в качестве одного из источников для базового предположения НЛП о том, что (и иногда жесты) связаны с визуальной/аудиальной/кинестетической репрезентативной системами и определёнными зонами мозга . Например, согласно одной из теорий функциональной асимметрии , левая сторона считается более логическо - аналитической , а правая — более креативно - творческой , и зоны мозга, как считается, специализируются на выполнении определённых функций, связанных, например, с математикой и речью .
Впрочем, такие утверждения не вполне соответствуют современным научным представлениям в области физиологии мозга и часто критикуются как грубая и ненаучная аналогия.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Новый код НЛП — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих оригинальный вариант, называемый «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером , соавтором классического кода, и его коллегой Джудит Делозье в середине 1980-х годов в ответ на критику первого поколения техник НЛП. Последователей классического НЛП критиковали за излишнюю механистичность процессов, личную не конгруэнтность во время применения «техник-ритуалов» и в недостаточном внимании к системным источникам возникновения проблем. Как и классическое НЛП, Новый код не является направлением академической психологии.
Как утверждает Гриндер, Новый код был разработан под влиянием идей антрополога Грегори Бейтсона о теории информации , книг Карлоса Кастанеды , а также того опыта, который Гриндер получил во время своего визита в Конго, где он обучался местным традициям танца, пения и игры на барабанах. В отличие от классического кода, который во многом являлся продуктом НЛП-моделирования психотерапевтов, таких как Милтон Эриксон , Фриц Перлз и Вирджиния Сатир, Новый код является продуктом сознательной разработки, дизайна.
Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте , псевдонауке , преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП . Критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством , с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.
По мнению Маргарет Сингер и Джаньи Лалич , изучению корректности моделей, используемых НЛП, посвящено недостаточное количество научных исследований. Они выступают за недопустимость употребления слова « наука » по отношению к НЛП . Как указывает М. Корбаллис, название «нейролингвистическое программирование» было выбрано, чтобы умышленно создать впечатление научной респектабельности, тогда как «НЛП имеет мало общего с нейрологией , лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой » .
Со времени создания НЛП было проведено множество эмпирических исследований, экспериментально проверявших в лабораторных условиях эффективность методик НЛП и обоснованность его концепций. Бо́льшая часть научных экспериментов показала неэффективность методик НЛП, и отсутствие у них научного обоснования, хотя результаты ряда исследований всё же были положительными. Обзор исследований, проведённый Шарпли в 1984 и обзор, написанный в 1987, в ответ на критику Эйншпроха и Формана , показывают что эмпирические данные не подтверждают базовых положений НЛП , однако ряд методов НЛП дают результат .
Некоторые исследователи указывают на недостаточную проверку теорий НЛП в лабораторных условиях . НЛП также критикуют за то, что оно не является наукой и не имеет чётких теоретических обоснований.
Хотя оно заявляет о неврологии в своей родословной, устаревшее представление НЛП об отношениях между когнитивным стилем и функционированием мозга, в конечном счете, сводится к грубым аналогиям. НЛП греется в лучах бесчисленных экспансивных свидетельств, но Национальный Исследовательский Совет ( ) не мог выявить никаких достаточных данных в его пользу, или даже сжатого изложения его основной теории. (Beyerstein, 1990 )
Одно исследование (Krugman, 1985 ) показывает, что НЛП не более эффективно в уменьшении тревоги , чем простое ожидание в течение часа .
В России многие общественные деятели и представители Православной церкви считают, что использование НЛП неприемлемо в рамках православия , поскольку для НЛП отношения между людьми становятся средством к личному успеху вместо средства к тео́зису через жертвенную любовь к ближнему .
Поскольку курсы НЛП доступны многим людям, некоторые авторы выражают озабоченность возможностью неэтичного использования НЛП. Например, в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», изданной под авторством Тимоти Лири (который с энтузиазмом относился к НЛП и с которым в конце 1980-х сотрудничал , когда вводил концепцию Т. Лири в НЛП ), М. Стюарт и других авторов, отмечается: «Большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием» .
Известный американский исследователь сект Рик Росс утверждает, что приёмы нейролингвистического программирования используются в некоторых новых религиозных движениях для обращения людей и их последующего контроля . Помимо этого, нейролингвистическое программирование рассматривается некоторыми исследователями в контексте психокультов и альтернативных религий в связи с тем, что корни НЛП можно найти в движении за человеческий потенциал . В книге Стивена Ханта «Alternative Religions: A Sociological Introduction» обсуждается наличие религиозного аспекта в движении НЛП:
Альтернативой саентологии является нейро-лингвистическое [программирование] (НЛП), хотя, как и в других случаях, рассмотренных ниже, в ней содержится больше неявно выраженной религиозности . … Вероятно, [в НЛП] присутствуют некоторые схожие моменты со школами восточного мистицизма . Например, в кратких биографиях тренеров НЛП всегда упоминаются имена людей, у которых они обучались. Не являясь религиозной системой per se , эта программа может рассматриваться как аналогичная новым религиям восточного происхождения, восходящим в своей истории через вереницу гуру, и эзотерическим движениям, заявляющим о праве называться аутентичными благодаря своему происхождению из предшествующих движений .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|