Interested Article - Исаак ха-Сангари

Исаа́к ха-Санга́ри еврейский проповедник, который убедил хазар принять иудаизм . Упоминается в поздних еврейских источниках. Впервые у барселонского автора XIII века Моше бен Нахмана .

Источники и гипотезы

Согласно легенде, сохранённой в различных вариантах, обращению хазар предшествовал диспут, устроенный по инициативе хазарского правителя, между христианским , исламским и иудейским священниками. Иудей одержал вверх. В христианской версии предания, сохранённой в житиях Кирилла и Мефодия , иудейский священник носит имя Замбрий (возможное искажение от Сангари), он назван «мужем лукавым и коварным» , «хазарином по происхождению и еретиком по религии» .

Личность Сангари апокрифична . Он упоминается только в связи с хазарской легендой. Если верить источникам, он был известным раввином , преуспевшим в изучении Торы и Каббалы и сведущим в арабском языке ( Шем Тов ибн Шем Тов «Книга верований», нач. XV века).

О его биографии и статусе при хазарском дворе нельзя сказать ничего определённого. Во всех рассказах еврейский проповедник сразу находился при царе, в то время как остальные проповедники прибыли по приглашению. Иегуда Галеви в своей «Хазарской книге» упоминает, что после диспута проповедник эмигрировал в Иерусалим , но это может быть просто литературной игрой, отождествляющей героя с личностью самого Галеви. Галеви не знал ни его имени, ни происхождения .

выдвинул гипотезу, отождествляющую имя «Сангари» с областью Сангарос в Западной Анатолии и, таким образом, предположил, что Сангари был византийским евреем . считал его выходцем из Арабского халифата , связывая с иракским городом Синджар (в римское время Сингара) .

Сангари и Фиркович

В XIX веке известный исследователь караимских древностей А. Фиркович утверждал, что обнаружил надгробную плиту с именем Исаака Сангари на кладбище в Иосафатовой долине у Чуфут-Кале , датируемую 767 годом н. э. (4527 год от сотворения мира). Надгробие Сангари, по мнению Фирковича, подтверждало древность караимских поселений в Крыму и свидетельствовало о том, что хазары приняли иудаизм караимского толка . О подложности памятника ещё при жизни Фирковича заявили гебраисты С. И. Л. Раппопорт (1840), М. Штейншнейдер (1850) и Г. Грец (1860) .

Побывавший на кладбище в мае 1841 года Н. Н. Мурзакевич так описал свои впечатления:

Действительно, после рассказа Фирковича у президента (тогда) Общества Д. М. Княжевича , в половине мая месяца 1841, я отправился в Крым, чрез Евпаторию, прямо в Бахчисарай, оттуда верхом в Чуфут-кале, ещё незапустевший. Тамошний рабин Мортхай Султанский привёл меня к большой каменной плите, на которой в нижней части увидел я свеже-вырезанные ножом еврейские буквы, по словам Фирковича имя Сангари. Буквы свеже-вырезанные были затёрты местною землёю, которая по прикосновению рукою отстала и обнажила свежие окраины букв, не пожелтевшие и непоросшие мхом, как это было на многих других еврейских надписях. Обстоятельство это, по возврате в Одессу, было сообщено г. Княжевичу, директору еврейского училища Базилиусу Штерну и жившему тогда в Одессе Н. И. Надеждину .

Современные исследователи считают, что памятник Сангари в действительности принадлежал караиму XVII века, а эпитафия с именем «Исаак Сангари» ( др.-евр. יצחק סנגרי ‏‎) расценивается как дело рук Авраама Фирковича и его соратника Соломона Бейма .

В художественной литературе

Литературный образ Сангари выведен в романе сербского писателя М. Павича « Хазарский словарь » .

Примечания

  1. Рашковский Б. Е. «Выбор веры» в средневековом иудаизме: Хазария в еврейских источниках X—XVI вв. : дис. канд. ист. наук. — М., 2011. — С. — 284.
  2. Пространное житие Константина // Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – Труды славянской комиссии. – Т. I. – Л., 1930. — С. 13.
  3. Проложное житие Мефодия // Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. – Труды славянской комиссии. – Т. I. – Л., 1930. — С. 103.
  4. Polak A. N. Chazaria. Dzieje królestwa żydowskiego w Europie. — Przemyśl, 2015. — P. 204.
  5. Данлоп Д. История хазар-иудеев. Религия высших кланов. — М., 2016. — С. 104.
  6. Polak A. N. Chazaria. Dzieje królestwa żydowskiego w Europie. — Przemyśl, 2015. — P. 213, 241.
  7. Якерсон С. М. История формирования коллекций // Еврейские сокровища Петербурга. Свитки, кодексы, документы / С. М. Якерсон. — СПб. : Арка, 2008. — С. 27—28. — ISBN 978-5-91208-033-3 .
  8. О собрании рукописей и других древностей, предложенных гг. Фирковичами в продажу Императорской Публичной библиотеке : Донесение академиков Броссе, Куника, Шифнера и Вельяминова-Зернова // Записки Императорской Академии наук . — 1869. — Т. XV, кн. II. — С. 262.
  9. Караулов Г. Э. Поездка во внутренность Крыма вдоль Керченского полуострова и на остров Тамань П. С. Палласа // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. — 1883. — Т. XIII. — С. 97.
  10. Шапира Д. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии : cб. научн. тр. — 2003. — Вып. X. — С. 533—555.

Ссылки

Источник —

Same as Исаак ха-Сангари