Вейсенберг, Евгений Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евгений Семёнович Евсеев ( 16 октября 1932 , Ленинград — 16 февраля 1990 , Москва ) — советский публицист, занимался антисионистской и антисемитской пропагандой .
Входил в так называемый « антисионистский кружок », бывший частью русского националистического движения в СССР . Работал в Институте философии АН СССР и публиковался в издательстве « Молодая гвардия », был вовлечен в ряд скандалов в основном в связи со своей пропагандистской деятельностью.
Родился 16 октября 1932 года в Ленинграде . Отец — Евсеев Семён Филиппович — военнослужащий, родился в 1907 году в деревне Ченцово Можайского уезда Московской губернии . Мать — Пелагея Андреевна Денисова родилась в 1908 году в деревне Вознесенское Кашинского уезда Тверской губернии .
Окончил МГИМО в 1958 году. С 1962 года учился в заочной аспирантуре Института народов Азии АН СССР . В 1966 году защитил диссертацию «Арабский национализм и арабский социализм в политической практике ОАР » на степень кандидата исторических наук .
Евсеев свободно говорил на арабском , английском , французском и чешском языках. Работал личным переводчиком с арабского у советских лидеров Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева , в частности, в мае 1964 года сопровождал Хрущёва в Египте во время его посещения Асуанской плотины .
С 1973 года работал старшим научным сотрудником Института философии АН СССР , был заместителем председателя Российского палестинского общества при АН СССР . Являлся лектором Московского горкома КПСС и Всесоюзного общества « Знание » .
11 февраля 1990 года Евсеева при выезде на Московскую окружную дорогу , остановил патруль . Евсеев вышел из машины, чтобы подойти к милиционеру, но в этот момент его сбил проносившийся мимо автомобиль, который так и не был найден. Евсеев умер 16 февраля через несколько дней после аварии. Эта смерть вызвала в Москве разные слухи. Соратники Евсеева по антисионистской пропаганде Валерий Емельянов и распространяли листовку, в которой обвинили в его гибели «сионистов», либералы считали, что Евсеева убил КГБ из-за его неуправляемости .
Евсеев входил в так называемый « антисионистский кружок » — группу публицистов, профессионально занимавшихся внутриполитическим пропагандистским обоснованием проарабской и антиизраильской политики СССР на Ближнем Востоке . Кроме Евсеева в эту группу входили также , , и другие. В свою очередь эта группа была частью более широкого неформального движения русских националистов , получивших название « Русская партия ». Евсеев считался интеллектуальным мотором этой группы . Официально члены «антисионистского кружка» подчёркивали «научность» своих публикаций, между собой — гордились антисемитизмом и заслугами в борьбе с конкретными евреями . По мнению большинства исследователей, этих людей привлекала возможность безнаказанно публично озвучивать антисемитские мифологемы . Политолог Андреас Умланд писал, что их «своеобразная смесь жёсткого антикапитализма , антизападничества и „антисионизма“ с более или менее замаскированными антисемитизмом, ксенофобией и ультранационализмом служила средством легитимации неосталинского режима, пришедшего к власти в 1964 году после отстранения Хрущёва » .
Публицист и правозащитник Александр Верховский писал, что в советском антисионизме было два главных идеологических направления: одно направление рассматривало сионизм как идеологию и политику собирания евреев в Палестине, а второе видело в сионизме «теорию богоизбранности и превосходства еврейского народа, политику подчинения человечества власти еврейской буржуазии». И Евсеев принадлежал именно ко второму направлению , поскольку в его публикациях, среди прочего, отождествлялись иудаизм и сионизм . В рамках «антисионистского кружка» Евсеев активно распространял легенду о «еврейских жёнах» советских руководителей. Остальные доверяли его информации, поскольку считали его родственником секретаря ЦК КПСС по международным вопросам Бориса Пономарёва .
После Шестидневной войны и разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем Евсеев был востребован в СССР как пропагандист антисионизма. В это время он был назначен заместителем председателя Российского палестинского общества (РПО) при АН СССР и сформировал в РПО секцию «Современные проблемы Палестины» . С конца 1960-х годов публиковался в издательстве « Молодая гвардия », руководство которого благосклонно относилось к националистической, антисионистской и антисемитской пропаганде .
В 1978 году в Институте философии АН СССР с грифом «Для служебного пользования» тиражом 500 экземпляров была издана монография «Сионизм в системе антикоммунизма», которая стала базовой для докторской диссертации Евсеева. В ней утверждалось, что советская культура захвачена евреями, главный редактор « Нового мира » Сергей Наровчатов был назван «союзником сионистов» . Книга вызвала протесты академических учёных и была признана антисемитской, редактору был объявлен выговор, научный руководитель Евсеева получил замечание . После этого, по информации одного из соратников Евсеева, партийного чиновника и журналиста Геннадия Гусева , часть тиража была уничтожена. Как утверждал историк и публицист Семён Резник , некоторое количество экземпляров книги было разослано по обкомам партии . В 1982 году Евсеев защитил в Учёном Совете Военно-политической академии докторскую диссертацию, однако Высшая аттестационная комиссия отказалась присвоить ему степень доктора философских наук из-за наличия в диссертации антисемитских идей .
При этом, будучи приглашённым как эксперт по разбору книги « Десионизация » одного своих соратников по «антисионистскому кружку» Валерия Емельянова , Евсеев оценил её как антисоветскую и антисемитскую. Емельянов был исключён из компартии. Как пишет историк Николай Митрохин , к этому времени между двумя этими пропагандистами сильно обострились теоретические разногласия .
После выхода в 1978 году в журнале « Октябрь » и в 1979 году отдельной книгой романа Анатолия Рыбакова « Тяжёлый песок », первого в СССР литературного произведения, посвящённого Холокосту , Евсеев безуспешно писал жалобы в партийные инстанции и пытался добиться приёма у секретаря ЦК Михаила Зимянина . Евсеев обвинял автора в «демонстративном принижении руководящей роли КПСС» в организации антинацистского сопротивления, а также в том, что произведение имеет «националистическую и просионистскую окраску». Отсутствие реакции на жалобы Евсеева была обусловлена тем, что решение о выходе романа было согласовано с главным идеологом КПСС Михаилом Сусловым .
Евсеев был одним из официальных консультантов скандального фильма « Тайное и явное (Цели и деяния сионистов) » .
В книге «Сатрап» (посмертно переиздана в 2005 году под названием «Каганович. Сатрап за спиной Сталина») Евсеев изображает Лазаря Кагановича как главного виновника всех бед, постигших в советские годы народы России и СССР. При этом всё это он делал по поручению или во благо еврейской общины . Сталин в этой книге представлен исполнителем советов Кагановича .
Евсеев вошёл в руководство созданного 26 декабря 1978 года «Советского комитета дружбы и солидарности с арабским народом Палестины» . А через 10 лет в 1988 Евсеев создал «Комитет советской общественности против установления дипломатических отношений с Израилем» .
Как считает Николай Митрохин, при наличии формального диплома и степени, Евсеев не обладал научным стилем мышления и не был способен к рефлексии и самокритике . По мнению Митрохина, для понимания мотивации Евсеева может служить воспоминание Геннадия Гусева :
Помню, кто-то мне сказал — этот человек очень много знает про евреев. Я посмотрел на него и удивился: у самого Жени была абсолютно семитская внешность, да и отчество Семёнович. Он мне потом сам сказал: «Гена, ты что, боишься мне сказать, что я похож на еврея? Я действительно похож на еврея и, может быть, действительно из них, но на самом деле я русский, я ведь своими работами это доказал?»
Исследователь антисемитизма Пьер-Андре Тагиефф считал, что ряд произведений Евсеева весьма близки по своим тезисам к известной антисемитской фальшивке начала XX века — Протоколам сионских мудрецов .
В 1974 году главный редактор журнала « Советиш геймланд » Арон Вергелис жёстко раскритиковал на страницах своего журнала книжку Евсеева «Фашизм под голубой звездой». В связи с этим соратники Евсеева по «антисионистскому кружку» историк Аполлон Кузьмин , доктор юридических наук, преподаватель МГИМО Лидия Моджорян , зам. зав. отделом Ближнего Востока МИД СССР Евгений Пырлин и советник УОМП МИД СССР 30 марта 1974 года написали жалобу в Международный и отдел пропаганды ЦК КПСС на Вергелиса. В результате разбора ситуации партийные идеологи решили, что Вергелис был прав содержательно и книга Евсеева действительно содержала ошибки, но неправ по тону высказываний . Таких конфликтов было немало, в частности в связи с критикой деятельности Евсеева в марте 1976 главным редактором журнала « Народы Азии и Африки » доктором филологических наук Иосифом Брагинским .
Митрохин писал, что в его архиве есть 3-страничный анонимный документ «Справка по делу Евсеева Е. С.», в котором выражается протест против помещения его в 1976 году в психиатрическую больницу для проведения следственных действий . Судя по документу, Евсеев предпринял какие-то экстремальные меры для защиты построенной им без надлежащего разрешения дачи. Авторы текста мотивируют беспокойство возможной утечкой информации об этом в Институт философии, где работал Евсеев, а также неким «сиониствующим элементам», которые многие годы ведут «травлю учёного» .
В 1987 году журналист Андрей Черкизов в газете « Советская культура » опубликовал статью об антисемитском обществе «Память» , в которой назвал Евсеева членом этой организации. Евсеев подал на газету в суд, но после нескольких заседаний суд признал иск необоснованным .
Книга «Фашизм под голубой звездой» была переведена на арабский язык .