Роберваль, Жан-Франсуа де
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан-Робе́р Ипустеги́ ( фр. Jean-Robert Ipoustéguy — псевдоним Жана Робера; 6 января 1920 , , департамент Мёз — 8 февраля 2006 , там же) — французский скульптор, рисовальщик, акварелист и писатель. Его произведения можно увидеть на улицах и площадях многих городов, в общественных местах, в церквях и художественных музеях, на престижных аукционах .
Жан Робер родился и рос в небольшой коммуне Ден-сюр-Мёз ( фр. Dun-sur-Meuse ) департамента Мёз между городами Верден и Седан на северо-востоке Франции . Его отец зарабатывал на жизнь как столяр , выполнявший тонкие работы по дереву; при этом он очень много читал, любительски занимался живописью, играл на скрипке, участвовал в самодеятельных театральных постановках и прививал сыну любовь к искусству. Этому способствовал и школьный учитель, который расширял диапазон чтения учащихся, возил их в Лувр и галереи современных художников и скульпторов. Жан Робер говорил, что ему посчастливилось учиться у двух замечательных отцов .
В 1938 году 18-летним юношей он переехал в Париж , где сначала подрабатывал как паралегал и курьер. Увидев объявление о приёме на вечерние курсы рисунка и живописи в городской художественной школе ( фр. cours du soir de la ville de Paris ) под руководством , Жан сразу же туда записался. Но вскоре его обучение прервала Вторая мировая война , куда Жана призвали солдатом по общей мобилизации .
Вернувшись к мирной жизни, он посвятил себя сначала живописи , затем участию в воссоздании витражей для церкви Святого Иакова ( фр. Saint Jacques le Majeur ) в городе Монруж , где проработал два года (1947—1948) .
С 1949 года после переезда в Шуази-ле-Руа под Парижем Жан Робер переключился исключительно на объёмную пластику. Жил он в это время на заброшенной керамической фабрике, которую превратил в огромную мастерскую . Показывать свои работы начал на выставках престижного салона ( фр. Salon de Mai ), благодаря помощи художника , одного из основателей этого салона. Считается, что именно Адам посоветовал Жан Роберу изменить своё имя на Жан-Робер Ипустеги, добавив к нему девичью фамилию матери баскского происхождения — ( баск. Ipoustéguy ). Известный галерист Даниель Канвейлер предупредил его в начале карьеры: «Помни, что ты становишься скульптором на свой страх и риск!» .
На протяжении всей жизни Ипустеги, по собственному признанию, оставался самоучкой , не получившим необходимой академической подготовки и работавшим в стороне от основных направлений искусства своего времени, за что его в официальных кругах долго игнорировали. О себе он говорил :
Возможно, я немного маргинальный. Я был ребёнком пригорода, мне не хватало знаний. Образование я приобрёл на вечерних курсах и в музеях.
В 1962 году Жан-Робер совершил важную для него поездку в Грецию , чтобы лучше познакомиться со скульптурой античности . Это путешествие повлияло на его дальнейшую активность. В 1967 году Ипустеги работал непосредственно на мраморных карьерах Каррары . Центр его внимания переместился на человека, он даже штудировал анатомию, обращаясь к методу экорше , известному с эпохи Возрождения . Ипустеги регулярно обращался к этой теме в скульптуре — (1963) «Человек» ( фр. L’homme ), (1966) «Человек, проходящий сквозь врата» ( фр. Homme passant la porte ). В 1979 году он получил из Берлина заказ на создание перед международным конгресс-центром (ICC) скульптурного ансамбля «Человек строит свой город» ( фр. L'homme construit sa ville ), крупнейшего со времен войны . Ипустеги конкретизировал тему, выбрав сюжет о въезде в город Экбатана (ныне Хамадан в Иране ) завоевателя Александра Македонского . Его гигантская скульптура (около 7 м в высоту и 5 м в ширину), отлитая в Италии , пострадала из-за превышения допустимых размеров при транспортировке по Шпрее . Одна из рук была «ампутирована» и только в Берлине вернулась на своё место. За двадцать лет (1980—2005) после установки конструкции перед зданием ICC возникли проблемы со ржавчиной. Композицию пришлось разобрать, отправить на хранение, а затем на реставрацию .
До 1982 года многие работы Ипустеги регулярно выставлялись в парижской галерее Клода Бернара ( фр. Galerie Claude Bernard ), экспонировались на выставках «documenta III» 1964 года и «documenta 6» 1977 года в Касселе .
В общей сложности Жан-Робер Ипустеги оставил очень большое наследие — 612 скульптур, сотни картин, 3000 рисунков, романы, стихи, фильмы .
В 1943 году Жан Робер женился на Женевьеве Жиль ( фр. Geneviève Gilles ), через два года у них родился сын Доминик (1945). Двадцать лет спустя в 1963 году Ипустеги женился на Франсуазе Делактурьер ( фр. Françoise Delacouturiere ), у них родились две дочери Селин (1965) и Мари-Пьер (1969). Уход из жизни родителей и близких друзей в конце 1960-х годов объясняет мрачную тематику работ 1968 года, среди них — «Смерть отца», «Агония матери» . В ноябре 1974 года Ипустеги узнал по телефону, что внезапно скончалась дочь Селин. Это стало жестоким потрясением, заставившим его на некоторое время вообще бросить работу.
В 2004 году Ипустеги вернулся в родную коммуну Ден-сюр-Мёз, где через два года скончался в возрасте 86 лет. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже . После кончины художника в 2006 году его вдова Франсуаза, а также дети Доминик и Мари-Пьер были инициаторами открытия ретроспективной посмертной выставки Ипустеги в итальянском городе Леньяно .
Разнообразие стилистики Ипустеги отмечали многие авторы, среди них писатели Джон Апдайк .
,Для ранних работ Жана Ипустеги характерны архитектурные и абстрактные формы, прежде чем он в 1955 году обратился к образной выразительности экспрессионизма . Такие работы, как «Роза» ( фр. La rose ) (1955) и Кенотаф ( фр. Le cénotaphe ) (1957) выполнены явно под влиянием Анри-Жоржа Адама .
Но постепенно Ипустеги отдаляется от первоначально ясных и чётких форм, меняя свой стиль на выразительно-динамичный . Его главным вдохновителем становился сюрреализм с человеком в центре внимания. Первой объёмной фигурой в натуральную величину стала скульптура «Человек» ( фр. L’homme ), созданная в 1963 году. Один из её вариантов установлен на территории кампуса в Центре молекулярной медицины имени Макса Дельбрюка берлинского района Бух .
«Человек». В кампусе медицинского центра . Берлин , 1963 | «Чтение» на фоне библиотеки. Целле , 1985 |
Перед городской библиотекой в 1985 году установлена скульптура «Чтение» ( фр. Lecture ). Сидящая со скрещёнными ногами девушка одной рукой держит книгу, другой ласкает кошку на коленях. Сквозь фигуру читательницы проходят пронизывающие её плоскости. В солнечные дни контрасты света и тени усиливают намёк на сравнение этих плоскостей со страницами книг и горизонтами, которые открывает чтение .
Вид с одной стороны | Вид с другой стороны |
Появившаяся в 1966 году на пешеходной улице немецкого города Целле бронзовая скульптура «Человек пробивается сквозь врата» ( нем. Ein Mann durchstößt die Pforte ) символично связана с мифологией царства мёртвых . Человек проникает сквозь «врата ада» — его правая нога и кисти обеих рук уже снаружи, но левой рукой он ещё держится за опорный столб ворот изнутри. Между рукой и спиной в скульптуре видна одна из трёх голов верного пса царя Аида — Цербера , охраняющего выход из загробного мира. Выпуклости на голове человека указывают на остатки волос — согласно мифам, Персефона (жена Аида) стригла некоторых умерших .
В Париже у здания библиотеки Арсенала ( фр. Bibliothèque de l’Arsenal ) на улице Сюлли ( фр. Rue de Sully ) внимание привлекает оригинальная композиция, выполненная по заказу президента Франции Франсуа Миттерана и посвящённая поэту Артюру Рембо . Расколотая на две части фигура символизирует судьбу юноши, его бунтарство и стремление к бродяжничеству по миру, ради чего он в свои 18 лет отвернулся от поэзии. В названии скульптуры Ипустеги обыграл остроумное прозвище, данное Полем Верленом Артюру Рембо — «Путник в башмаках, подбитых ветром» ( фр. l’Homme aux semelles de vent ). Жан-Робер Ипустеги заменил ( фр. de vent ) на ( фр. devant ) и назвал свою скульптуру «Путник в башмаках, взлетевших кверху» ( фр. l’Homme aux semelles devant ). Некоторые современники увидели в этом случайную ошибку, не догадываясь о сознательной игре слов и преднамеренной замене названия скульптурной композиции . Портретный этюд «Лицо Рембо» ( фр. Visage Rimbaud ) находится в постоянной экспозиции Культурного центра Ипустеги ( фр. Centre Culturel Ipoustéguy ) на родине художника в Ден-сюр-Мёз .
Несколько разных по стилистке объёмных работ Ипустеги в 1982 году появились на площади Луи Праделя в Лионе . Это реалистический портрет первого президента Большого Лиона — самого Луи Праделя , с головой которого на горельефе соседствует герб Лиона. Рядом установлена «Пирамида истории Лиона» ( фр. Pyramide de l’Histoire de Lyon ), включающая персонажей, по словам Ипустеги, созданных как «сатирические и юмористические комиксы» по мотивам произведений Рабле и фольклорных сказаний. С пирамидой перекликается композиция « Гиньоль » ( фр. Guignol ) как дань памяти куклам ярмарочного театра, появившегося в Лионе в конце XVIII — начале XIX века . Поблизости возвышается созданная в честь лионских поэтов XVI века — Мориса Сэва и Луизы Лабе скульптура, в которой просматривается перекличка с барочным стилем .
Многие работы Ипустеги выполнены из традиционных материалов — мрамора, бронзы, стали, работая с которыми он подчеркивал «живые противоречия» между текучими и застылыми формами, импровизировал с пересечениями интерьера и экстерьера, разрушал иллюзию стабильных объёмов, рисовал линии в воздухе, имитировал текстуру бумаги, используя негибкий металл .
Произведения скульптора есть в парках и на площадях разных городов. Колонна в городе Шалон-на-Марне посвящена изобретателю консервов — Николя Апперу .
На привокзальной площади.
Лион
.
1987 |
Шалон-на-Марне
.
1991 |
В ведомственном парке.
Баньоле
.
1989 |
«Солнце, Луна, Небо». Зальцгиттер , 1999 | «Врата небес». Брауншвейг , 2000 |
«Величайшим из ныне живущих французских скульпторов» назвал Жан-Робера Ипустеги американский писатель Джон Апдайк в своей книге (1989) «Простой взгляд» ( фр. Un simple regard ). По мнению Апдайка, несмотря на ряд наград и премий, осталась недооценённой уникальность наследия Ипустеги, который не руководствовался основами какого-то одного течения или стиля, явно демонстрируя стилевую перекличку с разными эпохами в истории искусства . Оригинальность его работ отмечал и критик Джеймс Киркуп ( англ. James Kirkup ) . Даже когда монументальные произведения скульптора встречали сопротивление со стороны религиозных и политических групп, их тем не менее устанавливали в запланированных местах .
Произведения Жана Ипустеги неоднократно получали различные награды и особые призы, например, на Биеннале 1964 года в Венеции .
Выставки работ художника (графических, живописных, скульптурных) за последние годы устраивались в Париже, Берлине, Томблене , Сете . По случаю столетней годовщины со дня рождения Ипустеги «Дом Генриха Гейне » ( нем. Maison Heinrich Heine ) в университетском городке Парижа провёл в январе-феврале 2020 года первую из девяти запланированных юбилейных выставок .
Помимо основной коллекции, собранной в культурном центре на родине художника, многие его работы представлены в музеях Европы, Азии, Америки, в крупнейших государственных и частных коллекциях по всему миру ..