Interested Article - Национал-католицизм

150-метровый крест в Долине Павших , возведённый в 1940—1959 годах, является самым высоким в мире.
Изображение с надписью «Я буду править в Испании» ( исп. Reinaré en España ).

Национал-католицизм ( исп. nacionalcatolicismo ) — составная часть идеологической идентичности франкизма , политической системы, посредством которой испанский диктатор Франсиско Франко управлял Испанией в период с 1939 по 1975 год . Его наиболее заметным проявлением была гегемония католической церкви во всех аспектах общественной и частной жизни . Как символ идеологических разногласий внутри франкизма, его можно противопоставить национал-синдикализму ( исп. nacionalsindicalismo ), важнейшему компоненту идеологии и политической практики фалангистов . Также, национал-католицизм был частью идеологической идентичности ряда других диктаторских режимов, в том числе, португальское « Новое государство » Антониу ди Салазара (1933—1974) и Независимое государство Хорватия Анте Павелича (1941—1945).

В случае с диктатурой Франко режим пытался добиться не «исключительного отождествления католицизма и испанской нации», но, скорее, стремился «установить идентичность между католической религией и конкретным политическим режимом, интерпретируя, что только франкизм олицетворял испанскую нацию, исключая тех, кто составлял „анти-Испанию“»

Термин

Базилика мемориального комплекса Долина Павших , образцовое здание в стиле франкистской эпохи.

Изобретение термина «национал-католицизм» приписывают севильскому канонику Хосе Марии Гонсалесу Руису , который в интервью французскому журналу иронически обыграл схожесть национал-синдикализма , официальной идеологией режима Франко, и немецкого национал-социализма . Термин приобрёл научный характер благодаря иезуиту и историку Альфонсо Альваресу Боладо, который посвятил ему несколько статей, вошедших в сборник «El experimento del nacionalcatolicismo, 1939-1975» , опубликованный в 1976 году издательством Cuadernos para el Diálogo , ранее этот термин использовался более неформально.

Историк Альфонсо Ботти считает, что термин скорее всего, был придуман во время Гражданской войны в Испании «идеологами католического фалангизма и церковными защитниками религиозной реставрации», но признает, что его происхождение «всё ещё неясно и до начала шестидесятых годов он использовался очень редко» . По его мнению, «очевидна аналогия с определениями национал-социализма и национал-синдикализма » .

История национал-католицизма в Испании

Предыстория

«Убийство инквизитора Педро Арбуэса » (Бартоломео Эстебан Мурильо, 1664). Арбуэс был убит в 1485 году в Соборе Богоявления Спасителя ( Сарагоса , Испания ) группой новообращённых евреев , которое было представлено как иудейский заговор против католической церкви и привело к усилению инквизиции во главе с Торквемадой и укреплению королевской власти , поспособствовав её становлению как Католической монархии .
Монахи защищают Сарагосу (1808) во время французского вторжения в Испанию. Борьба против французских захватчиков содействовала формированию среди населения сильного национального духа. В свою очередь духовенство поощряло защиту нации от Наполеона , которого считали антихристом .

Истоки национал-католицизма не как идеологии, а как менталитета, восходят, по мнению историка Хосе Луиса Родригеса Хименеса , к началу XIX века , составляя с тех пор один из постулатов в том смысле, что «это подчиняет национальную идею религиозной плоскости и утверждает, что историческая судьба Испании связана с защитой и утверждением католичества в мире. […] В этом смысле национал-католицизм начинается с радикального неприятия современности в культурном и политическом плане и строит идиллическое прошлое, поддерживаемое добродетелями традиционной монархии и единосущностью испанской нации с католической религией, в частности в католицизме, господствовавшем в Испании в XVI веке ; Испания представлена ​​нам как нация, избранная божеством для осуществления своих замыслов в земном мире». Согласно этому историческому видению, союз католицизма и испанской нации должен был начаться в VI веке с обращением короля вестготов Реккареда и развиваться во время Реконкисты , правления католических монархов и строительства Испанской империи . Затем наступил длительный период упадка, вызванный именно распространением антирелигиозного и «антииспанского» мышления, который начался в XVIII веке с эпохой Просвещения . Поэтому, чтобы восстановить это славное прошлое, необходимо «рехристианизировать» тех, кто был «отравлен» «коррумпированными доктринами», посредством восстановления традиционных институтов .

Национал-католический менталитет в Испании достигнет своего апогея во «франкистской зоне» во время Гражданской войны 1936 1939 годов . Именно тогда он получил окончательный толчок благодаря безоговорочной поддержке мятежников со стороны церковной иерархии (Гражданскую войну она описывала как « крестовый поход за религию, за родину и за христианскую цивилизацию») и пропаганде, которая отождествляла католицизм и испанскую нацию . Это произошло во многом благодаря секуляризму и антиклерикализму Второй Испанской республики (роспуск Общества Иисуса , введение светского образования и прочее), а также случаями антиклерикального насилия (поджоги и осквернения храмов, нападения на священников, монахов и верующих), чтобы убедить большинство католиков отказаться от поддержки республики. Этому способствовало относительное большинство, завоёванное правокатолической партией СЭДА на выборах 1933 года , на которых впервые проголосовали женщины. Незначительное большинство Народного фронта на выборах 1936 года и возобновление насилия, усилившееся вследствие хаоса, последовавшего за переворотом в июле 1936 года, привели к окончательному переходу большинства католиков по всей Испании на сторону повстанцев-националистов. Убийства священнослужителей (в том числе некоторых епископов), монахинь, а также разрушение и осквернение храмов и всех видов религиозного искусства предоставили франкистам дополнительные аргументы. Символом всего этого стал расстрел Монумента Святейшего Сердца Иисуса в Хетафе , в географическом центре Испании. Тысячи восставших солдат несли над своим сердцем небольшую открытку с надписью: «¡Tente bala, el Sagrado Corazón de Jesús está conmigo!» (в переводе с исп. «Держись, Святейшее Сердце Иисуса со мной!»).

Было замечено, что многие из выживших епископов поднимали руки в фалангистском приветствии , чтобы показать свою поддержку Франко. Одним из самых активных был примас Испании кардинал Гома , редактор окончательного текста «Carta Colectiva del Episcopado Español» (в переводе с исп. «Коллективного письма испанского епископата»). Путч, положивший начало Гражданской войне и названный мятежниками Национальным восстанием, стал « крестовым походом », а Франко, « провиденциальным человеком», — новым доном Пелайо . Большая часть членов церкви считала Франко «спасителем» перед лицом эпизодов насилия, произошедших после Октябрьской революции 1934 года .

После Второй мировой войны

Неудачи III Рейха во Второй мировой войны и осознание грядущего поражения стран Оси заставили Франко отказаться от фашистской риторики фалангистов и сделать выбор в пользу католической риторики, которая была более приемлемой для западных союзников . Именно Catecismo patriótico español епископа Менендеса-Рейгады, учебное пособие, одобренное франкистским министерством национального образования и содержащее антисемитскую и антидемократическую риторику, был изъят из использования в качестве учебника в школах, начиная с 1945 года , что совпало с окончание войны и поражением держав Оси .

Международное признание национал-католической идеологии должно быть сделано для того, что британский историк Хью Тревор-Ропер определил как клерикальный фашизм , как последнего и наиболее успешного из них. Невозможно приравнять национал-клерикализм к христианской демократии , отличительными чертами которой в послевоенной Европе были европеизм и антифашизм , несмотря на черты, присущие обеим идеологиям, такие как антикоммунизм и связь с религиозными ценностями.

Баннер во время церемонии беатификации Гражданской войны в Риме в 2007 году .

С лозунгами наподобие «Por el Imperio hacia Dios» (в переводе с англ. «За Империю к Богу») режим Франко преодолел трудный послевоенный период — до 1959 года , — в течение которого Франкистская Испания постепенно получала международное признание при постоянной поддержке Ватикана , с которым в 1953 году был заключен благоприятный для Церкви конкордат . Католицизм был признан официальной религией , в то время как остальные религии остались в частной сфере. Государство выплачивало священнослужителям зарплату, а Католической церкви были предоставлены широкие налоговые льготы . Кроме того, Церковь получила практически полную автономию в образовании , тем самым ликвидировав светскую школу Республики и создав новую систему образования, отождествляемой с национал-католической идеологией и традиционной методологии, основанной на догматизме , навязывании власти через дисциплину и рутинном приобретении знаний путем запоминания, не допуская ни малейшей возможности вопросов или критики .

Необходимо, чтобы в чтениях, обсуждаемых при преподавании наук, истории, географии, любая тема использовалась для вывода моральных и религиозных последствий. […] Всё общество ожидает, что Магистериум с такой возвышенной миссией, желающий прежде всего служить Испании, объединяясь в тесном поклонении Богу и Стране, станет энергичным соратником национальной славы.

B. O. 8 de marzo de 1938

Учителя, пройдя после войны жёсткую чистку, проведённую Комиссией по культуре и образованию Технического совета государства под председательством католического писателя Хосе Марии Пемана, стали жертвами репрессий, как ранее ими были священники. Взамен Франко наследовал от право представления епископов и обычай входить в храмы под сенью . Его изображение появляется на монетах в окружении выражения: «caudillo de España por la gracia de Dios» (в переводе с англ. «Вождь Испании по милости Божией»). Были возведены характерные храмы, примером которых служит Базилика Долины Павших .

Как и из партий, поддержавших восстание (часть СЭДА , Традиционалистское сообщество , Союзы национал-синдикалистского наступления , Испанская фаланга ), было сформировано Национальное движение , произошло объединение католических групп Второй республики (Национальная ассоциация католических пропагандистов и других) в ассоциацию «Всеобщее католическое действие ».

Общество постепенно рехристианизируется, добровольно или насильственно. Тысячи детей и молодых людей, не крещённых в предыдущие годы, были вынуждены креститься, поскольку свидетельство о крещении стало необходимым для различных административных процедур. Гражданские браки и разводы объявлены недействительными. Это время позднего или раннего призвания (тысяча священников ежегодно с 1954 по 1956 год ) и моральной цензуры в кинематографе и литературе. Например, то, что главная героиня американского фильма « Гильда » (1946) сняла перчатку во время танца, в Испании стало скандалом серьёзного масштаба. Эссе Кармен Мартин Гайте «Usos amorosos de la postguerra española» (1987) является хорошим отражением атмосферы первых послевоенных лет .

Одним из кульминационных моментов национал-католического духа стал Евхаристический конгресс Барселоны, состоявшийся в 1952 году . Однако со временем ситуация изменилась. В закрытой послевоенной Испании чистота веры и обычаев могла в определённой степени сохраняться, но тот же конкордат дал стартовый сигнал открытию режима для внешнего мира. Это начинается в том же 1953 году с подписанием соглашений с США . Технократы из Opus Dei , постепенно вставшие у руля власти, модернизируют экономику, что требовало открытости страны и вело к значительным социальным переменам. Ко всему этому добавляются туризм и эмиграция, а также так называемый Закон Фраги 1966 года, устранивший предварительную цензуру. Как результат, в Испании, как и в других странах Запада , традиционные обычаи и мораль не пережили трансформацию доиндустриального общества в индустриальное .

Закат национал-католицизма

Со времени Второго Ватиканского собора Католическая церковь постепенно дистанцировалась от франкизма. Многие священнослужители выступали против режима, так в специальной тюрьмы для священников в Саморе содержалось до сто двадцать человек единовременно , большинство из которых были осуждены по политическим и профсоюзным мотивам. Баскский епископ Антонио Аньоверос Атаун за проповедь о праве баскского народа на свою идентичность был взят под домашний арест и лишь опасения испанских властей испортить и без того ухудшившиеся отношения с Церковью, ставившие под угрозу Конкордат 1953 года — смягчили ситуацию. Низовые христианские движения, идеологически близкие к теологии освобождения , демонстрировали оппозицию режиму, столь же твёрдую, как и оппозиция нелегальных левых партий, и прикрывали деятельность противников режима. Рабочее братство «Католического действия» отделилось от официальных позиций Национального движения и многие его члены стали активистами подпольных профсоюзов, таких как Всеобщий союз трудящихся , и других. Особенно актуальна была фигура местного или «рабочего священника», приходских священников, которых из-за их близости к народу больше интересовали повседневные проблемы прихожан, чем догматические вопросы.

Однако всё ещё существовали ультраконсервативные католические группы и деятели, в частности епископ Хосе Гуэрра Кампос, которых можно включить в так называемый « бункер » (ортодоксальные франкисты). Вместе с Национальной конфедерацией бывших комбатантов (бывшие участники боевых действий) и наиболее реакционной частью Национального движения они пытались сорвать переход к демократии и тем самым сохранить режим Франко даже после его смерти. Некоторые, как « Партизаны короля Христа », даже прибегали к насилию, нападая не только на политиков, но на всех, кого отождествляли с оппозицией франкизму (например, офисы профсоюзов и книжные магазины).

Исторически конечной точкой национал-католицизма как главной основы франкистского государства, наступила с новым конкордатом и Конституцией 1978 года , которая запретила устанавливать государственную религию и уравняла Католическую Церковь с другими вероисповеданиями, гарантируя свободу вероисповедания и отправления культов .

Национал-католицизм в других странах

Во Франции аналогичная социально-религиозная модель национал-католицизма была выдвинута , созданной в 1924 году генералом Ноэлем де Кастельно . Хотя уже в 1926 году федерация насчитывала около 3 миллионов членов , она со временем стала терять влияние .

В 1930-х и 1940-х годах идеологии аналогичной испанскому национал-католицизму придерживалось хорватское движение усташей Анте Павелича , используя и другие названия, включая «политический католицизм» и «католический хорватизм» . Также католицизм с национализмом сочетали в ряде стран Центральной и Восточной Европы , в том числе, Австрии , Польше , Литве и Словакии .

В Аргентине национал-католицизм был распространён среди епископата , а основным средством национал-католической пропаганды был ежемесячный журнал Cabildo . Католиками-националистами были аргентинский генерал Эдуардо Лонарди , занявший пост президента после свержения генерала Перона , но сам вскоре отстранённый от власти Педро Эухенио Арамбуру , а также ряд министров его кабинета .

В Венесуэле с 1960 по 1973 год существовала политическая партия с национал-католическими тенденциями, основанная журналистом и политиком .

В ряде случаях национал-католицизм использовался в качестве оправдания совершения преступлений или узурпации власти по « божественному праву », как, например, аргентинский диктатор Педро Эухенио Арамбуру , который использовал « провиденциальные коннотации», которыми он, якобы, обладал, в качестве оправдания совершённой им узурпация власти путём государственного переворота. Арамбуру, как и Франсиско Франко, присвоивший себе титул «вождя Испании по милости Божией», считал себя посланником Бога на земле.

Национал-католицизм и общество

В 1943 году режим Франко инициировал проект реформирования высшего образования, выпустив Закон о регулировании университетов, который действовал до 1970 года Закон политизировал высшие учебные заведения, ставя их на службу национально-католическим заповедям режима Франко. В два первых десятилетий режима, хотя женщины не были лишены права получать высшего образования, их присутствие в университетах не поощрялось и не признавалось .

Примечания

  1. Daniel Ventura, Guillermo Rodríguez. (исп.) . Huffington Post (8 мая 2017). Дата обращения: 10 сентября 2023. 16 июля 2022 года.
  2. (англ.) . Miratico (3 апреля 2015). Дата обращения: 10 сентября 2023. 29 августа 2023 года.
  3. (исп.) . Diccionario de la lengua española . RAE . Дата обращения: 10 сентября 2023. 15 мая 2023 года.
  4. García-Fernández, Mónica (February 2022). . Contemporary European History (англ.) . Camb. and N. Y. : Cambridge University Press . 31 (1, Special Issue: The Contemporary European History Prize ): 2—14. doi : . ISSN .
  5. , p. 264.
  6. Gonzalo Redondo. Política, cultura y sociedad en la España de Franco, 1936-1975 (исп.) . — Pamplona : EUNSA, 1999. — Т. I: La configuración del Estado español, nacional y católico (1939 - 1947). — С. 72. — 1143 с. — ISBN 978-8431317133 .
  7. Antonio Viñao. // (исп.) . — Madrid : Marcial Pons Historia, 2004. — С. 60. — 280 с. — ISBN 84-95379-72-4 .
  8. , p. 547: «En esencia, el nacionalcatolicismo español consiste en que todo buen español ha de ser católico, apostólico y romano y, recíprocamente, todo católico español ha de ser buen español, pero identificando el españolismo con el franquismo ».
  9. El experimento del nacionalcatolicismo, 1939-1975 (исп.) . — Cuadernos para el Diálogo, 1976. — С. 255. — ISBN 978-8422902010 .
  10. , p. 151.
  11. La gran represión. Los años de plomo del franquismo / Mirta Núñez Díaz-Balart (coord.). — Barcelona : Flor del viento, 2009. — С. 68. — ISBN 978-84-96495-37-1 . ).
  12. , p. 120–121.
  13. , p. 120.
  14. , p. 194–195.
  15. Albino G. Menéndez-Reigada. Introducción // (исп.) / Ed. Hilari Raguer. — Ediciones Península, 2003. — 92 с. — (Atalaya Pequeño, vol. 138). — ISBN 978-8483075951 .
  16. Sopeña Monsalve, Andrés. (исп.) . — Barcelona : Crítica Editorial, 1994. — 248 с. — ISBN 978-84-7423-701-6 .
  17. Fernando Díaz Plaja. (исп.) . — Barcelona : Ediciones G. P., 1969. — С. 380, 382. — 511 с. — (Colección Libro-documento, vol. 60).
  18. Martín Gaite, Carmen. (исп.) . — 1ª. — Barcelona : Anagrama, 1987. — 219 с. — ISBN 84-339-0085-4 . . См. также .
  19. Francisco Fernandez Hoyos. (исп.) . Euskal memoria digitala (17 марта 2017). Дата обращения: 11 сентября 2023. 17 ноября 2022 года.
  20. . Vivos Voco! . Астронет . — Перевод Пере Романа. Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995. . Дата обращения: 11 сентября 2023. 11 мая 2020 года.
  21. Frank Tallett. : [ англ. ] . — Continuum International Publishing Group, 2003. — P. 152–154. — ISBN 978-1-85285-100-2 .
  22. Marty, Albert. : [ фр. ] . — Nouvelles Editions Latines, 1986. — P. 298. — ISBN 978-2-7233-0325-5 .
  23. Maurice Larkin. // (англ.) . — Camb. : Cambridge University Press , 2002. — P. 157. — 264 p. — (The Wiles Lectures). — ISBN 978-0-521-52270-0 .
  24. Payne, Stanley G. // (англ.) . — University of Wisconsin Press , 1996. — P. 406. — 632 p. — ISBN 978-0-299-14873-7 .
  25. Prlenda, Sandra. // (англ.) / Ed. Lampe, John R.; Mazower, Mark . — Central European University Press, 2004. — P. 102. — 309 p. — (Hors collection). — ISBN 978-963-9241-82-4 . 14 августа 2023 года.
  26. , p. .
  27. Marco Teruggi. (исп.) . Centro Cultural Kirchner . Дата обращения: 11 сентября 2023. 10 июня 2023 года.
  28. Jorge Saborido. (исп.) // Anuario de la Facultad de Ciencias Humanas. — Universidad Nacional de La Pampa, 2004. — N o 6 . — P. 117–129 . — ISSN .
  29. Robert A. Potash. (исп.) . — Buenos Aires : Editorial Sudamericana, 1981. — Т. Tomo II (1945-1962) De Perón a Frondizi. — С. 295–298. — 553 с. 31 октября 2022 года.
  30. Victoria Lorée Enders. Gender Relations in the Francoist University // : [ англ. ] / Victoria Lorée Enders, Pamela Beth Radcliff. — SUNY Press , 1999. — P. 59. — ISBN 079144029X .

Литература

Источник —

Same as Национал-католицизм