Interested Article - Донон (ресторан)

Дом на набережной Мойки 24, во дворе которого находился ресторан «Донон»

Донон — ресторан, располагавшийся в Санкт-Петербурге . Вначале он находился в глубине двора дома по набережной реки Мойки , 24, и затем на Английской набережной , 36 . «Донон» был известен как один из самых фешенебельных ресторанов дореволюционного Петербурга, его посещали известные литераторы, столичные беллетристы и другие известные общественные и культурные деятели .

После того, как очередной владелец уже знаменитого ресторана решил переместить его в другое здание, на старой территории другими предпринимателями был открыт другой одноимённый ресторан, что привело к существованию двух «Дононов» — «Старого Донона» по Английской набережной и «Донону-Бетану» по старому адресу на Мойке. Между владельцами обоих ресторанов разгорелся громкий конфликт .

История

В начале XIX века примерно на территории будущего ресторана распологался деревянный домик с рестораном Сан-Жоржа, при ресторане был сад, обедать можно было также в саду или на болконе, ресторан славился своим винным погребом .

В 1824 году во дворе дома купца Калугина на набережной реки Мойки , 24 располагалась французская лавка, торговавшая печёным картофелем и модными тогда макаронами. Через 10 лет владелец лавки арендовал весь дворовый флигель для постройки кафе-ресторана, именованного рестораном Сан-Жоржа. В 1849 году ресторан выкупил Жан-Батист Донон, перешедший со своей семьёй в русское подданство . Хотя заведение располагалось в глубине двора без парадного входа , оно быстро приобрело известность в городе как один из самых фешенебельных ресторанов . «Донон» также был известен своим одноимённым винным погребом с бургундским и бордо середины XIX века . Официантами ресторана были татары , высоко ценившиеся как ресторанные служители в силу их неприятия алкоголя .

Следующие десятилетия заведение постоянно меняло своих владельцев, тем не менее ресторан продолжал обслуживать богатых посетителей и подавать французские блюда. Также в «Дононе» подавали паровые котлеты, уху, ершей и фирменный напиток жженку. При ресторане был оборудован сад, летом посетители обедали в садовых беседках, в начале XX века на эстраде ресторанного зала играл румынский оркестр .

Здание ресторана «Донон». Вход со двора на набережной Мойки 24

В 1910 году здание приобрёл Митрофан Сементовский-Курило , владелец «Большой Северной» гостиницы и переместил заведение в здание на Английской набережной , 36 у Благовещенской площади . Сементовский переименовал заведение в «Старый Донон», так как название к этому моменту уже стало известным городским брендом . Предприниматель провёл капитальный ремонт по новому адресу, украсил помещение бронзой и картинами Тенирса , Воуэрмана и Сверчкова , висевшими в старом здании ресторана. Также Сементовский превратил «Донон» в акционерное сообщество, одно из первых в петербургском ресторанном бизнесе .

Старое помещение ресторана на Мойке выкупил итальянский предприниматель А. П. Бетан и вступил в соглашение с татарской прислугой «Донона», зарегистрировав товарищество «Ресторан Бетан и татары» и открыв новый ресторан в старом помещении на Мойке. Стремясь извлечь максимальное преимущество из связи знаменитого названия с не менее известным адресом, Бетан нашёл во Франции нового партнёра с фамилией Донон, чтобы иметь законное право на регистрацию нового названия для своего ресторана — «Донон Бетан и татары». Также на Бетана работал бывший шеф-повар «Донона» З. Д. Еремеев. Таким образом в Петербурге возникли два действовавших ресторана «Донон», и оба ресторана претендовали на владение знаменитой маркой . Между их владельцами возник горячий конфликт, ставшей главной темой столичных газет и предметом для карикатур . Из-за давления Министерства торговли Бетан переименовал свой ресторан в «Товарищество Павел Донон, Бетан и татары, основанное в 1910 г.». Тем не менее итальянский предприниматель тщательно сохранял все традиции заведения по старому адресу. Жители Петербурга продолжали ассоциировать «Донон-Бетан» со старым и оригинальным рестораном .

Оба «Донона» продолжали борьбу за внимание клиентов, например заявляли о 50-летнем юбилее ресторана. После кончины Бетана в 1911 году его дело продолжали партнёры. «Донон» Бетана пользовался популярностью, в том числе и из-за близкого расположения к императорскому дворцу. М. К. Сементовский-Курило, владелец старого «Донона» по новому адресу, терпел сильное давление из-за конкуренции и боролся за привлечение большего количества клиентов, организовывая музыкальные вечера, приглашая известных певцов и организовывая конкурс на рисунок для меню и плакат среди членов Императорского общества поощрения художеств (ИОПХ) . Тем не менее в 1912 году «Старый Донон» пережил банкротство . Однако, после значительной реорганизации, ресторан продолжил свою деятельность. В 1914 году в здании на Английской набережной произошёл пожар, однако ресторан был восстановлен . История двух ресторанов закончилась во время революции , однако в период НЭПа на набережной Мойки, 24 существовал ресторан под названием «Донон». Несмотря на название, его характер разительно поменялся , это было злачное заведение, которое, например, часто посещал легендарный бандит Лёнька Пантелеев .

Посетители

Постоянным клиентом ресторана был князь Алексей Александрович . Его также посещали Гончаров , Костомаров , Некрасов , Панаев , Писемский , Тургенев , Чернышевский и другие известные литераторы . Например Анна Ахматова упоминала обеды в «Дононе» как символ красивой и беспечной светской жизни Санкт-Петербурга . В 1890-х годах в «Дононе» знаменитыми столичными беллетристами проводились «дононовские субботы» в последнюю субботу каждого месяца . На такие встречи женщин не приглашали . В «Дононе» также организовывались ежегодные обеды членов общества передвижников и праздники в честь годовщины крестьянской реформы Александра II её организаторами . В ресторане предпочитала обедать петербургская профессура .

Было около часу ночи, и дононовский сад был погружен в тьму. <…> Лакеи-татары, как тени, бесшумно сновали взад и вперед по дорожкам. <…> Я пошел побродить по дорожкам и потому не присутствовал при процессе заказывания ужина. До слуха моего долетали: «ecrevisses a la bordelaise» [раки по-бордоски], «да перчику, перчику чтобы в меру», «дупеля есть?», «земляники, братец, оглох, что ли?», «на первый раз три крюшона…»

Михаил Салтыков-Щедрин , «Дневник провинциала»

В ресторане в своё время скрывался сбежавший из тюрьмы князь-анархист Пётр Алексеевич Кропоткин . Князь решил спрятаться в «Дононе», заметив, что «никому не придёт в голову искать его в модном ресторане». Тем не менее это не спасло князя от жандармерии, ворвавшейся в ресторан. Кропоткину удалось сбежать, так как полиция не проводила обыск возле здания . В начале XX века у ресторана встречались петербургские масоны .

Так как в начале XX века в городе существовало два ресторана под названием «Донон» и возникла путаница с их обозначением, зачастую невозможно установить, какое заведение подразумевали мемуаристы и писатели при упоминание «Донона» накануне революции, например, где обедали участники и организаторы первой Финляндской выставки в 1917 году .

Литература

  • Юлия Демиденко. Рестораны, трактиры, чайные… Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века. — Центрполиграф, 2011. — 361 с. — ISBN 978-5-227-03013-9 .
  1. , с. 125.
  2. . Культура.РФ . Дата обращения: 10 сентября 2023 . {{ cite news }} : no-break space character в |title= на позиции 2 ( справка )
  3. , с. 117.
  4. , с. 110.
  5. Лидия Березовая. . — Litres, 2020-10-16. — 478 с. — ISBN 978-5-04-305182-0 .
  6. , с. 124.
  7. , с. 126.
  8. , с. 128.
  9. , с. 127.
  10. , с. 28.
  11. , с. 118.
  12. , с. 121.
  13. , с. 122.
  14. Alexander Graf. . — Herbert Utz Verlag, 2010. — 375 с. — ISBN 978-3-8316-4007-2 .
Источник —

Same as Донон (ресторан)