Interested Article - Кумысников, Халит Латфуллович

Халит Латфуллович Кумысников ( тат. Халит Лотфулла улы Кумысников ; 27 февраля 1926 , Медяна , , Сергачский уезд , Нижегородская губерния , РСФСР , СССР 12 мая 2008 , Казань , Республика Татарстан , Российская Федерация ) — советский и российский актёр татарского театра , режиссёр , театральный педагог , театровед . Кандидат искусствоведения (1963). Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1986).

Биография

Халит Латфуллович Кумысников родился 27 февраля 1926 года в деревне Медяна Сергачского уезда Нижегородской губернии . Был восьмым ребёнком в семье зажиточного крестьянина . Один из братьев — Абдрахман (1913—1985), артист балета .

Отец Латфулла был торговцем и жил в Санкт-Петербурге , дружил с М. Я. Бигеевым , известен как просвещённый человек и меценат, обладавший огромной библиотекой, в частности, подарил Московской соборной мечети копию корана Османа . После революции и захвата квартиры восставшими переехал со всей семьёй в Медяну, на родину жены Гайши . В деревне отец владел двумя домами с мельницей и сепаратором, в год рождения сына также купил бревенчатый дом с садом в в Москве , где тот рос в музыкальной среде, участвовал в самодеятельных концертных вечерах: сестра играла на мандолине, братья — на скрипке, баяне, домре .

В 1932 году отец был раскулачен , долго не мог никуда устроиться и в конце концов уехал в Новосибирск к сыну Аббасу, бежавшему из-за угрозы ареста . В 1934 году Халит вместе с матерью поехал к отцу, но вскоре они вернулись обратно в Москву . В том же году Халит пошёл в школу, стал увлекаться чтением и декламацией стихов, занимался в кружке художественной самодеятельности, принимал участие в школьных спектаклях и концертах . Несмотря на репрессированного отца, в 1938 году был принят в пионеры , активно участвовал в общественной работе .

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны при помощи брата Абдуллы, работника наркомата речного флота, был с семьёй эвакуирован в Казань , куда вскоре из Горького прибыл отец . Бросив школу, поступил на живописное отделение Казанского художественного училища , где учился у И. П. Гурьева , , . Одновременно занимался самообразованием, много читал, увлекался театральной самодеятельностью, а также выезжал в колхоз на заработки . В 1943 году отец был арестован по доносу как «кулак, избежавший советского суда», а затем осуждён на три года тюрьмы — скончался он в следующем году в лагере .

Пробыв три года в эвакуации, в 1944 году выдержал экзамен и поступил в татарскую студию Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского , вернувшись в Москву учиться . Обладал мишарским акцентом , говорил с изъянами, но затем выучился татарскому литературному языку . Занимался у О. И. Пыжовой , , , Б. В. Бибикова . В 1948 году одновременно был зачислен на режиссёрский факультет . После получения образования в 1949 году вместе со своей группой уехал в Казань и поступил в татарскую труппу Казанского театра юного зрителя , бросив учёбу на режиссёра . Работал под руководством , принял участие в ряде спектаклей, в частности сыграл роль профессора в спектакле «Колыбельная песня» Д. С. Аппаковой , а затем был назначен помощником режиссёра .

После расформирования татарской труппы трудился актёром русской группы, сыграв ряд ролей, в том числе Вали («Девочки» В. Ф. Пановой ), Шенадье (« Отверженные » В. Гюго ) . Решив бросить сцену и продолжить учиться, в 1950 году поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, для чего экстерном получил аттестат о полном среднем образовании на выпускном курсе Казанского театрального училища за роль судебного пристава Лойяля («Тартюф» Ж.-Б. Мольера ) . В 1955 году окончил институт с дипломной работой о творчества Х. Г. Абжалилова , пройдя практику в отделе искусств газеты «Кызыл Татарстан» .

После окончания института некоторое время работал старшим инспектором по искусству в министерстве культуры Татарской АССР , откуда ушёл из-за конфликта с начальством . В 1955—1958 годах занимал пост заведующего литературной частью Татарского государственного академического театра имени Г. Камала . В 1958—1960 годах был режиссёром Казанской студии телевидения . Стоял у истоков казанского телевещания, выпустив как режиссёр целый ряд телеспектаклей, творческих вечеров и передач, посвящённых артистам татарских театров . В 1961 году окончил аспирантуру ГИТИСа, где занимался на кафедре театров народов СССР у Г. И. Гояна , а в 1963 году защитил диссертацию на тему «Современный татарский драматический театр (1941—1962). Очерк истории», получив учёную степень кандидата искусствоведения . В дальнейшем также работал над докторской диссертацией, которая осталась незавершённой .

С 1961 года преподавал в Казанском педагогическом институте , в 1969 году перешёл в Казанский филиал Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской (в дальнейшем — Казанский институт культуры ), где проработал до 1992 года . На протяжении ряда лет занимал пост заведующего кафедрой режиссуры, будучи первым человеком в этом качестве, собрал профессиональный коллектив педагогов, с нуля разработал программу обучения режиссёров народных театров на примере ГИТИСа . Большое внимание уделял подготовке студентов и заботе об их дальнейшем пути в искусстве, подготовил более десяти групп выпускников института, ставших видными театральными педагогами, теле- и радиорежиссёрами . В 1992 году получил учёное звание профессора .

Учителем Халит Латфуллович был необыкновенным. При создании образов персонажей и всего спектакля он учил нас анализировать не только то явное, что задавал автор пьесы, но и мельчайшие косвенные признаки характеров. И в то же время формулировать зерно образа, то есть в двух словах обозначать каждое действующее лицо. Халит Латфуллович приглашал нас на премьеры казанских и гастролирующих театров, требуя сразу после спектаклей анализа увиденного и услышанного. Наши впечатления были ему действительно интересны, и к каждому из нас он относился как-то особенно, как к уникальным индивидуальностям. Никогда не подавлял своим авторитетом, даже при критическом разборе наших ошибок. Он искренне любил всех своих студентов, знал не только о жизни каждого заочника за пределами вуза, но и чувствовал самую потаённую его суть, грехи и подвиги, иногда давая понять любимцу это своё рентгеновское знание о нём. Светлана Колина, 2016 год .

Одним из первых стал заниматься изучением истории и систематизацией сведений о татарском театре, выступал с театральной критикой в республиканской прессе . Был автором ряда популярных публикаций об известных деятелях татарского театра, публиковался в научных сборниках, подготовил несколько десятков статей для Театральной энциклопедии . Выпустил альбомы к 50- и 60-летию Татарского государственного академического театра имени Г. Камала (1957, 1967), монографию «Истоки сценического реализма. Очерки истории дооктябрьского татарского театра» (1982), книги о творчестве Х. Г. Абжалилова (1984), и (обе — 1995) . Как профессиональный театровед демонстрировал глубокий научный подход к исследованию вопросов актёрской игры и режиссёрской работы , большой интерес представляют книги Кумысникова о театре Камала , указывал, что сразу после решений XX съезда КПСС внёс свой вклад в реабилитацию ряда имён репрессированных деятелей татарского искусства, театральных актёров и режиссёров . Одним из первых, в частности, Кумысников осветил историю (ныне — ) . Является автором воспоминаний, начатых в 1998 году и в 2001 году опубликованных в .

Халит Латфуллович Кумысников скончался 12 мая 2008 года в Казани . Похоронен с женой и дочерью на Ново-Татарском кладбище (41 аллея, правая сторона, 36 участок) .

Я прожил эти годы не в тепличных условиях. Трудности, выпавшие на мою долю, исходили из острых столкновений с окружающим миром. Благодаря нелёгким испытаниям я стал не жестоким, наоборот — душевнее и мягче. И, положа руку на сердце, могу сказать, что никогда, никому не делал зла, не оскорблял достоинства людей, старался быть доброжелательным, готовым прийти на помощь. Я не нажил богатства, поскольку всегда стремился прежде всего к духовному обогащению. Общение с замечательными людьми придавало мне радость и надежду. Эти чувства заставляли и меня самого быть искренним и доброжелательным. В каждом человеке я искал доброе начало. Мне хотелось помочь многим людям, прежде всего ученикам, поверить в себя, найти своё призвание и раскрыть талант. Человек должен прожить жизнь так, чтобы, уходя из неё, не раскаяться. Мне, слава Аллаху, жалеть не о чём. Халит Кумысников, 2001 год .

Награды

Личная жизнь

Жена — Асия Хасановна Хайруллина (1921—2004), актриса, встретились во время учёбы в ГИТИСе, поженились в 1949 году в Москве . Две дочери — Джамиля (р. 1950, театровед) и Наиля (р. 1958, художник) .

Библиография

  • Кумысников Х. Л. . — Казань: Таткнигоиздат, 1957. — 70 с. (рус.)
  • / төз. Х. Л. Кумысников; кереш сүз язучы Ш. М. Сарымсаков . — Казан: Таткнигоиздат, 1957. — 148 с. (татар.)
  • Кумысников Х. Л. . — Казань: Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина, 1962. — 416 с. (рус.)
  • / төз. һәм кереш сүз язучы Х. Л. Кумысников, ред. , . — Казань: Татарстан китап нәшрияте, 1967. — 169 с. (татар.) (рус.)
  • Кумысников Х. Л. . — Казань: Татарское книжное издательство, 1984. — 191 с. (рус.)
  • Кумысников Х. Л. . — Казань: Татарское книжное издательство, 1982. — 136 с. (рус.)
  • Кумысников Х. Л. . — Набережные Челны: Издательство «Камаз», 1995. — 55 с. (рус.)
  • Кумысников Х. Л. . — Казань: Татарское книжное издательство, 1995. — 125 с. — ISBN 5298006310 . (рус.)

Примечания

  1. , с. 161.
  2. , с. 268.
  3. , с. 10.
  4. , с. 267.
  5. , с. 9.
  6. . Местная религиозная организация мусульман города Химки Московской области (6 июня 2018). Дата обращения: 27 апреля 2023. 23 февраля 2020 года.
  7. Газета «Стерлитамакский рабочий» (27 марта 2017). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
  8. , с. 178.
  9. , с. 10—11.
  10. , с. 12.
  11. , с. 12—14.
  12. , с. 14—15.
  13. , с. 16.
  14. Халит Кумысников. . — . — 2019. — № 10 (6429). — С. 11. — 16 с.
  15. , с. 16—18.
  16. Наиля Кумысникова . . (26 февраля 2016). Дата обращения: 3 апреля 2023. 5 апреля 2023 года.
  17. , с. 18—20.
  18. , с. 20—22.
  19. , с. 21—22.
  20. , с. 14.
  21. , с. 24.
  22. , с. 24—25.
  23. , с. 25—26.
  24. , с. 520.
  25. , с. 26.
  26. , с. 27—28.
  27. , с. 93.
  28. , с. 28.
  29. , с. 308.
  30. , с. 326.
  31. , с. 31.
  32. , с. 32.
  33. , с. 15.
  34. , с. 34.
  35. , с. 162.
  36. . . (26 февраля 2016). Дата обращения: 30 апреля 2023. 30 апреля 2023 года.
  37. , с. 42.
  38. , с. 11.
  39. , с. 8.
  40. . Газета «Ватаным Татарстан» (19 марта 1996). Дата обращения: 3 апреля 2023. 5 апреля 2023 года.
  41. . Azatliq Radiosi (14 апреля 2018). Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Кумысников, Халит Латфуллович