Тортолеро, Эдсон
- 1 year ago
- 0
- 0
« Мёртвый осёл и гильотинированная женщина » ( фр. L’Âne mort et la femme guillotinée ) — роман французского писателя Жюля Жанена , впервые опубликованный в 1829 году. Стал самым значительным произведением этого автора и одним из самых ярких произведений французского «неистового романтизма ».
Главная героиня романа — Генриетта, которая, по словам литературоведа Т. Соколовой, «из невинной, очаровательной девушки… превращается в безнравственное и преступное существо» и в конце концов погибает на гильотине. Повествование ведётся от лица человека, ставшего очевидцем ряда эпизодов из жизни Генриетты . Для романа характерны постоянная смена интонаций, чередование мрачных и светлых сцен , юмористическая подача самых болезненных тем, включая тему смертной казни . При этом автор, согласно написанному им для первого издания предисловию, стремился создать пародию на готические романы (в первую очередь на произведения Анны Радклиф ).
Название романа связано с отсылкой к « Сентиментальному путешествию » Лоренса Стерна в начале повествования. Жанен упоминает трогательную сцену смерти осла у Стерна и противопоставляет ей описание ужасной гибели принадлежавшего Генриетте животного на бойне. Он заявляет, что идилличность классической литературы — обман, так как при рассмотрении вблизи реальность всегда становится безобразной .
Роман был опубликован в 1829 году. Он стал первой пробой пера литературного критика в художественном жанре и вышел без указания автора. Книга имела огромный и долгий успех у читателей: только во Франции до конца XIX века вышло 17 изданий . «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» считается одним из наиболее ярких произведений французского «неистового романтизма» , причём жестокий натурализм Жанена становится переходной гранью между романтизмом и реализмом .
Роман Жанена был переведён на все основные европейские языки, вызвал ряд подражаний. Его высоко оценивал Александр Пушкин , именно из этой книги взявший имя Сильвио для персонажа своей повести « Выстрел » , влияние «Мёртвого осла и гильотинированной женщины» чувствуется у Николая Гоголя (« Кровавый бандурист », « Тарас Бульба » и « Невский проспект »), раннего Фёдора Достоевского .