Interested Article - Искусство Австралии

Искусство Австралии — это искусство многочисленных народов, населяющих австралийский материк . До прихода европейцев в XVII—XVIII веках аборигены стояли на разных ступенях развития доклассового общества, были охотниками и собирателями и имели архаичные особенности мировоззрения ( тотемизм , магия ). Искусство, религия и наука протекали в условиях начальной стадии разделения общественного труда и были ещё синкретично едины, отсутствовало разделение на умственный и физический труд. Поэтому и произведения искусства создавались как неотъемлемая часть колдовских обрядов, однако имели чувственно-образный, художественный, эстетический характер.

Искусство племён

Искусство австралийских аборигенов сложилось в ходе многовековой истории первоначального заселения континента и делится на две большие группы: искусство, несущее в себе черты реалистической изобразительности, и искусство условно-геометрическое. Носителями искусства первого типа были племена на востоке (самые известные — в районе Сиднея), северо-западе и севере (в Арнгем-ленд), которые рисовали многочисленные изображения на скалах и в пещерах — петроглифы — что имеют, по мнению учёных, большую древность.

— человеческие изображения в пещерах северо-западной Австралии — ассоциировались у аборигенов с дождем и его магическим вызыванием, с мифической змеей — радугой, с размножением человеческого рода и животных. Когда приходила засуха, аборигены обновляли эти рисунки, вызывая дождь, а также чтобы души нерожденных детей покинули тело змеи-радуги — и воплотились в человеческие существа.

Иногда реалистичные изображения описывали явления повседневной жизни. Часто изображаются животные — объекты охоты. На островах залива Карпентария на стенах пещер найдены изображения сидящих в лодках вооруженных гарпунами людей, которые охотятся на рыб, черепах и других морских животных.

Наибольшее развитие искусство аборигенов получило в Арнем-Ленде и проявлялось в виде рисунков на коре и живописи в пещерах и укрытиях под скалами. Наскальные рисунки, самые интересные и красочные образцы которых находятся в западной части Арнем-Ленда, бывают двух типов. Первые сделаны, по поверью современных поколений, таинственными существами в далеком прошлом; они имеют яркое чувство динамики и лаконичную выразительность штриха, изображая людей всегда в движении — мужчины бегут, дерутся, бросают копья (ил. 1) или играют на музыкальных инструментах, а женщины несут сосуды для еды или танцуют. Наскальная живопись Арнем-Ленда по своим художественным качествам и разнообразию сюжетов стоит близко искусству бушменов Африки, уступая только искусству европейского верхнего палеолита, когда впервые была применена пластически объемная передача изображения.

Другой тип наскальной живописи — это многокрасочные изображения неподвижных зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, иногда людей, в так называемом стиле «рентгеновских снимков» — когда на рисунке вместе с внешними деталями видны внутренние органы — позвоночник, сердце, пищевод (ил. 2). В таком же стиле рисовали некоторые народы Меланезии , северо-западной Америки, Сибири .

Почти все прибрежные племена Арнем-Ленда с древних времен рисовали на листах коры (ил. 3).

1. Фигура с копьем.
Наскальная живопись.
Австралия, полуостров Арнем-Ленд
2. Изображение рыбы
в стиле «рентгеновских снимков».
3. Изображение черепахи
в стиле «рентгеновских снимков».

Такие образы создавались не только для эстетической ценности и наглядного воспроизведения своих знаний об объекте, но и как необходимый элемент того или иного магического действия, которое обеспечивает успех охоты. Поэтому художник работал не столько над живым воплощением образа животного, сколько над фиксацией всех тех примет и свойств, которые присущи анатомическому строению (включая внутреннее строение) именно данной породы животного. Отождествление изображения двойника с самим зверем было необходимо для повышения эффективности колдовства.

По достоверности в сравнении с древними изображениями такое произведение, безусловно, проигрывало, однако в то же время говорило об интересе первобытного охотника к внутреннему строению животных и свидетельствовало о знаниях об отдельных явлениях жизни. Поэтому рисунки можно рассматривать как к доказательства зародышевых научных знаний о явлениях природы, в том числе об анатомии животных. В «рентгеновском» стиле рисуются главным образом животные, употребляемые в пищу, анатомическая структура которых в той или иной мере известна. Погребальный ритуал знакомил аборигенов с человеческим скелетом; мифические же существа изображались ими по аналогии с человеческими. Кроме живописи на скалах и коре, аборигены северо-восточного Арнем-Ленда знамениты постройкой круглых деревянных антропоморфных скульптур, что было нетипично для остальной Австралии, но характерно для Новой Гвинеи и Меланезии .

В центральных районах Австралии, а также на западе и востоке доминировали многочисленные стили условного геометрического искусства. На юго-востоке Австралии в качестве орнамента на поверхности деревянного изделия использовался концентрический ромб, а в западной Австралии — зигзаг, меандр и другие мотивы; в центральных же регионах получил развитие стиль «концентрических кругов» (рядом с которыми широко применяются также спирали и полукруга). «Концентрические четырёхугольники» юго-востока и запада хорошо представлены в резьбе на щитах, а «круги» центра — на чурингах (деревянных священных предметах). В орнаментах западной Австралии часто геометрическим мотивом был лабиринт. Он же встречается и в резьбе на древесных стволах — так называемых дендроглифах — в Новом Южном Уэльсе . Подобные изображения часто связывались с обрядами посвящения или похоронным ритуалом.

Рисунок на чуринге

Австралийское условное искусство отличается символизмом и множественным значением одного и того же традиционного мотива в различных комбинациях. Такие комбинации знаков граничат с пиктографией — начальной изобразительно-символической стадией развития письма . В искусстве австралийцев символика цветов тоже является своеобразным языком, условным средством передачи идей или психологических состояний. Связь между условным мотивом и явлением природы часто традиционна и является частью совокупности фантастических представлений всех членов данного племени. Однако иногда художник придает соответствующему орнаменту совершенно новый смысл.

1770—1900

Активное заселение Австралии началось только с начала XIX века, когда территория перестала быть исключительно местом для высылки и началась продажа дешёвой земли, хотя материк был открыт Джеймсом Куком ( 1728 1779 ) ещё в 1770 году . Скоро быстрыми темпами развивается земледелие и особенно овцеводство, причем сразу на капиталистической основе. Быстрому развитию капиталистических отношений, а также притоку переселенцев способствовало открытие золота в Виктории в 1851 году и рост золотопромышленности. Уже во второй половине XIX века почти во всех австралийских штатах были созданы свои парламенты. Однако единый Австралийский союз был образован в конце XIX века.

Искусство европейских переселенцев в Австралию развивается только с середины XIX века, однако чрезвычайно медленно и ограниченно. Одним из первых самостоятельных в художественном отношении мастеров считается Конрад Мартенс ( 1801 1878 ), который сначала работал в популярном тогда жанре пейзажной живописи, создавая видовые акварели-ландшафты в стиле тщательного документализма. Потом он перешёл к романтическому толкованию природы, изображая в основном живописные виды сиднейской бухты. Ещё один художник, который смог достичь значительной известности в Австралии и Англии, был ( 1818 1880 ) — первый мастер бытового жанра и прежде всего сатиры, который работал в области журнальной графики и литографии .

Гораздо больших успехов, чем «документалисты» середины XIX века, добился ( 1814 1888 ) швейцарский живописец, что переселился в Мельбурн уже пятидесятилетним мастером. Работал он в стиле барбизонской школы и заложил фундамент реалистической пейзажной живописи в Австралии, умея находить тонкие тональные отношения и умело передавая обобщенное золотистое освещение предвечернего солнца (например, «Летний вечер в Темплстоу», 1866 ; Мельбурн , Национальный музей Виктории).

В конце XIX века в Австралии расцвет переживала жанровая и пейзажная живопись. В этот период особенного успеха добились Томас Уильям Робертс (1856—1931), Фредерик Мак-Каббин (1855—1917) и Артур Стритон (1867—1943).

Самюэл Томас Гилл
Рынок , 1870 г.
Фредерик Мак-Каббин
Счастье изменило , 1889 г. Перт ,
Художественная галерея Западной Австралии.
Артур Стритон
Золотое лето, Игльмонт , 1889 г. Канберра ,
Национальная галерея Австралии.

Томас Робертс , ученик Луиса Бювелота, проявил себя внимательным наблюдателем действительности, стремящимся к детальному правдоподобию изображаемого. Как говорил сам Робертс, он в своих работах стремился передать «совершенное выражение одного места и времени, чтобы превратить это в искусство для всех времен и всех мест». В своей картине 1886 года «Те, которые плывут на юг» он, основываясь на многочисленных рисунках с натуры, изобразил палубу корабля, полную европейских эмигрантов, плывущих в Австралию в поисках новой жизни.

Другая картина Робертса — «Стрижка баранов» (1889—1890; Мельбурн , Национальный музей Виктории), создана в результате конкретных наблюдений после поездки в Броклесби, в штате Новый Южный Уэльс , что позволило документально изобразить сцену труда и удачно уловить момент. Романтически приподнято по своему характеру полотно «Вперед» (1891; Аделаида, Национальная галерея Южной Австралии), что изображает всадника-пастуха посреди саванны, который стремительно мчится и напрасно пытается остановить овечье стадо, бегущее к водопою.

В картине «Счастье изменило» (1889; Перт , Художественная галерея Западной Австралии) другого выдающегося австралийского художника Фредерика Мак-Каббина поднимаются социальные проблемы. На фоне поэтического пейзажа, на первом плане у костра сидит сгорбившийся, похожий на фермера старик. Его трагическая фигура резко контрастирует с остальной частью картины. Эта работа выражает огромную серьёзность, человечность и сдержанную грусть. К той же группе художников принадлежал и пейзажист Артур Стритон .

XX век

Однако вслед за расцветом живописи начался период упадка и «реэмиграции» австралийских художников в Европу вплоть до Первой мировой войны . Среди основных причин — ограниченность рынка для сбыта картин, отсутствие признания, недостаток государственной поддержки. Одним из таких мигрантов был уехавший во Францию портретист Джон Питер Расселл ( 1858 1931 ). Особенно примечателен его портрет Винсента Ван Гога , который последний считал своим лучшим изображением ( 1886 ; Амстердам, Стеделик-музей ).

Другим модным портретистом, уехавшим в Париж , был ( 1862 1941 ), знаменитый в основном картинами о первых экспедициях исследователей Австралии. Одна из таких картин — написанная по тщательным этюдам с натуры «Прибытие Берка, Виллса и Кинга в бухту Купер» ( 1902 1907 ; Мельбурн , Национальный музей Виктории), где живо изображена пустыня с трагическими фигурами до предела изнуренных путешественников.

Появившийся в XX веке австралийский академизм представлял выходец из России ( 1873 1930 ), впоследствии также мигрировавший в Париж (в 1900 году ). Воздействия модернизма не испытал, интересуясь исключительно старыми мастерами, в частности Эдуардом Мане . Великолепный рисовальщик и виртуозный мастер, он все же допускал в живописи элемент салонности, примером чего является впечатляющий светский портрет «Белая перчатка» ( Сидней , Художественная галерея Нового Южного Уэльса ).

Хотя модернизм проник на материк ещё перед началом Первой мировой войны, все же вплоть до 1930-х годов это искусство не имело особого значения, а его сторонники были немногочисленны. После войны получили признание реалисты 1890-х годов, которые больше рисовали в духе академизма не имели той же остроты восприятия жизни. Один из них — портретист Макс Мелдрам ( 1875 1955 ). Своеобразие австралийской природы изображали представители возглавляемой Стритоном школы пейзажистов — среди них — Ганс Гейзен ( 1877 1968 ), Расселл Драйсдейл ( 1912 1981 ).

Джон Питер Расселл
Винсент Ван Гог , 1886
Амстердам , Стеделик-музей
Джон Лонгстафф
Гиппсленд, воскресная ночь , 1898
Мельбурн , Национальный музей Виктории
Джордж Вашингтон Ламберт
АНЗАК, высадка 1915 года , 1920 1922

В 1930-х годах в австралийской живописи начался новый этап, с присущим ему реализмом и формализмом (в основном сюрреализмом), причем часто художники допускали смешение противоречивых стилей. К примеру, одни из видных портретистов Австралии ( 1899 1970 ), живопись которого отличалась острым восприятием действительности, выразительностью характеристик и энергичной манерой письма, а также склонностью к экспрессионизму . Знаменита его написанная в 40-х годах серия портретов австралийского народа и военных. Среди лучших полотен — «Маргарет Олле» (Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса), портрет киприота (1940; Брисбейн, Куинслендская художественная галерея), «Женщина с Южного Кенсингтона» (1937; Сидней, Художественная галерея Нового Южного Уэльса), «Портрет Марии Гилмор» ( 1955 1957 ; там же).

Крупным мастером был и ( 1912 1981 ), рисовавший на заре своей творческой карьеры в стиле примитивизма (конец 30-х — начало 40-х годов), и впоследствии перешедший к реалистическому воспроизведению действительности, сдержанной строгости и внутреннему драматизму: портрет двух детей (1946; Мельбурн , Национальный музей Виктории), «Белая гора» с фигурой туземной женщины, которая держит на коленях свою ребёнка, на фоне пустынного пейзажа с белеющей вдали горой. В картинах Драйсдейла часто изображены дикие австралийские горы, иногда с сюрреалистическими эффектами. В похожем стиле рисовал Джеймс Глисон ( 1915 2008 ), откровенно подражавший Сальвадору Дали .

В период Второй мировой, в условиях угрозы фашизма и японского милитаризма, несколько усиливается роль коммунистического движения вместе с реализмом и социальными мотивами в искусстве. Представители подобного направления — ( 1906 1985 ), Виктор О’Коннор (1918—2010), Йосл Бергнер (1920—2017), график Ноэл Куниган (1913—1986). Последний проявил себя и как талантливый живописец, был тесно связан с коммунистическим движением в Австралии график, который тесно связал своё творчество с коммунистическим движением в Австралии и даже делал рисунки для коммунистических газет.

В послевоенные годы наблюдалось значительное расслоение художественных стилей. Сидней становится центром «абстрактного экспрессионизма» и подражания американскому авангардизму, а Мельбурне развивает фигуративное искусство. Среди известных в конце 1950-х художников — Роберт Дикерсон (р. 1924), Клифтон Пьюх (1924—1990), братья Артур Бойд (1920—1999) и Дэвид Бойд (р. 1924).

Даже в области скульптуры существовало противостояние противоположных стилей. Крупнейшие скульпторы работали в академическом направлении — Бертрам Мак-Кеннал ( 1863 1931 ), ваявший мифологические статуи («Цирцея»; Мельбурн , Национальный музей Виктории); а также Линдон Дадсуэлл ( 1908 1986 ) («Рождение Венеры», Мельбурн , Национальный музей Виктории), знаменитый также реалистичными портретными работами — «Голова австралийца» (1940-е годы), «Том Чаллен».

Бертрам Мак-Кеннал
Цирцея , 1893
Мельбурн ,
Национальный музей Виктории
Бертрам Мак-Кеннал
Сэр Уильям Джон Кларк , 1901
Мельбурн
Бертрам Мак-Кеннал
Король Эдуард VII , 1920
Мельбурн

Искусство австралийских аборигенов развернулось к середине 30-х годов; оно отличалось свежей и в то же время гармоничной цветовой гаммой, детальной передачей подробностей, непосредственными пейзажами и праздничным настроением. Умело переданная воздушная перспектива часто приближает их к декоративному панно. Ярчайшие представители такого направления — Альберт Наматьира ( 1902 1959 ), по происхождению абориген из группы аранда и его последователи — его сыновья, братья Парерултья и другие семейства этого племени. Позже искусством аборигенов прославились художники Дорин Рид Накамарра и Наматьира, Альберт .

В Австралии также развиваются направления скульптуры из металлоконструкций ( ), архитектурная (Клемент Мидмор, Марджел Гиндер и Лентон Парр) и керамическая скульптура (Меррик Бойд (1889—1959)).

В Австралии живут или жили художники-абстракционисты ( Сидней Нолан , Мительман, Аллан , Андре, Аэлита , Уайтли, Бретт ), импрессионисты ( Расселл, Джон Питер ), постимпрессионисты ( Гровенор Томас ), аниматоры ( ).

Среди известных деятелей фотоискусства Австралии рубежа XX и XXI веков Билл Гекас , Поликсени Папапетру , Трейси Моффат .

Примечания

  1. James Gleeson, Australian Painting. Edited by John Henshaw. 1971.
  2. Alan McCulloch, Golden Age of Australian Painting: Impressionism and the Heidelberg School
  3. Alan McCulloch, Golden Age of Australian Painting: Impressionism and the Heidelburg School
  4. McCulloch, Alan McCulloch, Susan McCulloch & Emily McCulloch Childs: McCulloch’s Encyclopedia of Australian Art Melbourne University Press, 2006

Литература

  • .
  • О. Прокофьев . Искусство Австралии. Всеобщая история искусств. Том 6. Книга первая. Искусство 20 века. — 1965.
  • Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

На английском:

  • Australia Council report. Don’t Give Up Your Day Job: An Economic Study of Professional Artists in Australia. 2003
  • Australian Art Collector’s Guide to Aboriginal Art Centres (недоступная ссылка)
  • Cosic, Miriam: Fabric of the desert revealed in new creative form. The Australian 5 January 2009
  • Cullen, Max and Marianne Latham (producer): Artist profile: Dean Bowen. Sunday, Nine Network. (Televised Current Affairs) 19 July 1998
  • Drummond, Peter (Producer) : Five Australian artists (motion picture). Melbourne : Cinevex Film Laboratories (production company), 1979.
  • Frost, Andrew: In art, it’s a long way to the beret. Sydney Morning Herald 18.09.08
  • Heathcote, Christopher. A Quiet Revolution: The Rise of Australian Art, 1946-1968 (англ.) . — Melbourne, Vic: (англ.) , 1995. — P. 267p. — ISBN 978-1-875847-32-7 .
  • Hughes, Robert. (неопр.) . — 1966. — ISBN 978-0-14-020935-8 .
  • Hewitt, Helen Verity: Partick White, Painter Manque. Carlton, Vic. : Miegunyah Press, 2002. ISBN 978-0-522-85032-1
  • Isabel Hogan and Shirley Kennard: Auntie’s artist who gave us that squiggle (orig. in Sydney Morning Herald, 27 September 2001) Milesago — Obituaries- Bill Kennard
  • Humphries, Barry: Barry Humphries' Treasury of Australian Kitsch. South Melbourne, Vic. : Macmillan, 1980. ISBN 978-0-333-29955-5
  • Kabov, Valerie: Renaissanceaic (e-newsletter) 2008
  • Knox, Sara: The serial killer as collector. in Acts of Possession: Collecting in America, edited by Leah Dilworth. Rutgers University Press, 2003. ISBN 978-0-8135-3272-1
  • Loxley, Anne: Retro perspective, Sydney Morning Herald, 8 January 2003.
  • McDonald, John: Visual Art, Spectrum, Sydney Morning Herald, 2005-
  • Meacham, Steve: Art Prize just a lot of old Archibalds, Arts Review, Sydney Morning Herald, 8/9/06
  • Murray-Cree, Laura and Drury, Nevill (eds): Australian Painting Now. Thames & Hudson, 2000. ISBN 978-0-500-23773-1 , ISBN 978-0-500-23773-1 .
  • Payes, Sonia. Untitled. Portraits of Australian Artists (англ.) . — Melbourne, Vic: Macmillan Art Publishing, 2007.
  • Reid, Michael: How to buy and sell art. Crows Nest, N.S.W. : Allen & Unwin, 2008. ISBN 978-1-74175-369-1
  • Rothwell, Nicholas: Creativity feels the crunch. The Australian, 16.01.09
  • Smith, Bernard; with Terry Smith & Christopher Heathcote. (англ.) . — Melbourne, Vic: Oxford University Press , 2001. — P. 630p. — ISBN 978-1-875847-10-5 .
  • Smith, Sue: Articles and reviews on Australian art and artists
  • Sorensen, Rosemary: Beyond the Frozen Image, The Australian, 27/10/08
  • Sydney Morning Herald with Erin O’Dwyer, 2.4.2009 : Treasures Looted and Sold Online
  • The Art Life (Blog) What’s Wrong With Peter Timms? 13.07.2004
  • The Art Life (Blog) A Life in Oil 10.03.2005
  • The Artswipe (Blog) The Artswipe is BITCH 23.02.09
  • Westbury, Marcus: Not Quite Art, Series 1 (television series) 2007


Ссылки

Источник —

Same as Искусство Австралии