Interested Article - Евклид из Мегары

Евкли́д из Мегары , также Эвклид ( др.-греч. Ευκλείδης ο Μεγαρεύς ; около 450 года до н. э. — между 369 и 366 годами до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа , основатель мегарской философской школы .

О жизни Евклида практически ничего неизвестно. Согласно античной традиции был одним из первых учеников Сократа. Во время противостояния Афин и Мегар, с риском для жизни по ночам пробирался в город, чтобы послушать знаменитого философа. Вместе с тем Евклид обозначил наиболее слабое место метода познания своего учителя, раскритиковав способ рассуждения по аналогии . В отличие от Сократа, он использовал метод доведения до абсурда . Евклид положил начало изучению логики высказываний . В своём учении он отстаивал идею о существовании некоего Единого Блага, которое в зависимости от восприятия могут называть Мудростью, Богом, Разумом и т. п.

Биография

«Евклид переодевается в женское платье, чтобы послушать Сократа в Афинах». , 1650-е годы

Биографические данные об Евклиде крайне скудны. Согласно античной традиции он родился в Мегаре — небольшом древнегреческом городе на побережье Саронического залива Коринфского перешейка . Диоген Лаэртский со ссылкой на некоего автора «Преемств» Александра приводит версию о сицилийском происхождении Евклида из Гелы . Косвенно о дате рождения Евклида может свидетельствовать информация из «Аттических ночей» Авла Геллия (около 130—170-х годов). В 432 году до н. э. афиняне приняли т. н. мегарскую псефизму , согласно которой мегарцам под страхом смерти было запрещено посещать Афины. Евклид, «который до этого постановления весьма часто бывал в Афинах и слушал Сократа », был вынужден пробираться в город тайком по вечерам в женском платье. Только так он мог посетить ночные застолья с участием своего учителя. Утром, вновь облачившись в женское платье, Евклид покидал Афины и шёл пешком около 30 км в Мегару. Согласно данной версии на 432 год до н. э. Евклиду было по меньшей мере около 20 лет .

Согласно Диогену Лаэртскому, Евклид достиг успехов в искусстве спора. Сократ, послушав один из разговоров своего ученика, сказал: « С софистами , Евклид, ты сумеешь обойтись, а вот с людьми — навряд ли » .

Евклид упомянут в двух диалогах Платона как друг Терпсиона в « Теэтете » , и в составе учеников, которые пришли проститься с Сократом перед казнью — в « Федоне » .

Согласно позднеантичной традиции после смерти Сократа Евклид на время приютил его учеников, которые опасались репрессий со стороны недоброжелателей своего учителя . После смерти Сократа Евклид создал собственную философскую мегарскую школу . К его ученикам причисляют , Евбулида , Клиномаха , Стильпона и .

Предположительная дата смерти Евклида — между 369 и 366 годами до н. э. Этот промежуток высчитан на основании двух античных источников. В диалоге «Теэтет», где представлен Евклид, упомянут эпизод одной из войн 369 года до н. э. Диодор Сицилийский в « Исторической библиотеке » при перечислении наиболее знаковых эллинских философов и учёных 366 года до н. э. умалчивает об Евклиде .

Учение

Единое Благо

Учение Евклида сочетает идеи философской школы элеатов , в частности Парменида , и Сократа. Для Сократа добродетель едина, её содержание — благо. У элеатов всё сущее — едино. У Евклида эти два утверждения слились. Подобно элеатам и Пармениду Евклид утверждал, что существует некая единая и неизменная сущность, которая познаётся лишь разумом. Она, соответственно разным сторонам её восприятия, имеет название Мудрости, Бога, Разума и т. п. Лишь это единое «Добро» существует в действительности, всё остальное, противоположное ему, имеет временное и преходящие бытие . Монизм Евклида состоял в признании существовании лишь одной добродетели и одного бытия, которые в его философии неотделимы от понятия Бога . Таким образом Евклид придал учению элеатов этический характер философии Сократа .

Бытие для «мегариков» представляет нечто вечное, неделимое, неизменное, неподвижное Благо. В этой концепции они продолжают учение Сократа, который рассматривал вопросы определения «добродетели». Его ответы зачастую были противоречивыми и неясными. Определение «добродетели» практически невозможно с позиции релятивизма . То, что есть благо для одного, будет злом для другого. Евклид вводит понятие Блага-абсолюта. Оно единственное, что существует, всё остальное — видимая иллюзия. Справедливость, мудрость и другие понятия представляют собой разные стороны единого Блага .

Диалектика

Диалектика Евклида имеет существенные противоречия с методом Сократа . Сократ выводил новые заключения из первоначальных, не вызывающих сомнение, утверждений; переходил от общеизвестного к менее известному. Евклид отрицал способ рассуждения по аналогии . Ведь при таком методе поиска истины выводы происходят из аналогий на сходное, либо на несходное. В случае сходного лучше обращаться к самому предмету, несходного — сама аналогия неуместна и выводы такого сравнения закономерно окажутся ошибочными. Евклид критиковал не исходные утверждения, а выводимые из них заключения. По утверждению Диогена Лаэртского , Евклид строил доказательства апагогически , то есть показывая абсурдность следствия. Таким образом он, будучи учеником Сократа, нашёл наиболее слабый аспект метода познания своего учителя, который предполагал рассуждение по аналогии .

Ни одно, из упомянутых в античных источниках, шести сочинений Евклида ( сократические диалоги «Ламприй», «Эсхин», «Феникс», «Критон», «Алкивиад» и «О любви») не сохранилось .

В начале XX века было распространено мнение, что у Евклида и «мегариков» было некое, сходное с теорией идей Платона , учение. Их отождествляли с «друзьями идей», которых Платон раскритиковал в « Софисте ». Данная гипотеза не получила должной поддержки и была отвергнута .

Влияние и память

Первое печатное издание « Начал » на английском языке 1570 года «авторства» EVCLIDE of Megara

Учение Евклида, которое сочетало идеи элеатов и Сократа, получило развитие в трудах философов мегарской школы . «Элейскую» сторону разрабатывали Евбулид , Диодором и Алексин , «сократовскую» — Стильпон . Евклид и «мегарики» положили начало изучению логики высказываний . Вклад «мегариков» в историю философии включает опровержения противоположных их учению положений, а также создание нескольких известных софизмов , таких как парадоксы кучи , лжеца и других подобных. Из-за этого их также могут называть « эристиками » и « диалектиками ». Софизмы «мегариков» должны были показать несостоятельность логических построений. Последователей Евклида, и соответственно мегарскую школу, раскритиковал Диоген , высказавшись в духе, что у него « не ученики, а желчевики » . В данном случае Диоген путём игры слов («школа» — «σχολείο», «желчь» — «χολή») подчеркнул особый азарт и неприятие чужого мнения «мегариками». Одной из целей представителей данной философской школы было доказательство несостоятельности единичных чувственных представлений. В евклидовой предпосылке, что всё — Единое Благо, а то, что мы видим — лишь различные его стороны, нет места для правильных и неправильных мнений. Всё зависит от того, что нужно доказать. В этом мегарская школа является продолжательницей рационалистического подхода софистов, с той разницей, что их цель состояла не в практической выгоде при выступлениях на судах и в Народных собраниях, а в доказательстве ничтожности логических выводов, основанных на предположении о существовании множества различных по сути понятий .

Для древнегреческой философии после смерти Сократа были характерны попытки дополнить и соединить сократическое учение. Его пытаются связать с движениями пифагореизма , достижениями элеатов, Гераклита и других ранних философов-досократиков. Евклид создал школу новоэлеатов. Прежние мотивы стали применять к сократовской философии понятий. Мегарская философская школа через учителей Зенона Китийского Стильпона и Диодора Крона является предшественницей стоицизма .

В XIII—XVI веках Евклид из Мегары считался автором математических « Начал » (около 300 года до н. э.) своего знаменитого тёзки-математика . Первые печатные издания математического труда выходили «под авторством» Евклида из Мегары .

Примечания

Комментарии
  1. существует только одно благо, лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, что его не существует
Источники
  1. , II. 106, с. 124—125.
  2. , VII. 10, с. 354—355.
  3. .
  4. , II. 30, с. 102.
  5. , Теэтет. 142—143, с. 231—232.
  6. , Федон. 59 c, с. 15.
  7. , p. 144—145.
  8. , II. 106, с. 125.
  9. , II. 112, с. 126.
  10. , II. 108, с. 125.
  11. , II. 112, с. 127.
  12. , VI. 89, с. 242.
  13. , XV. 76. 4.
  14. , S. 208—209.
  15. , II. 106.
  16. .
  17. , с. 3.
  18. , с. 156—157.
  19. : [ 3 января 2023 ] / Зайцев А. И. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 510. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
  20. .
  21. .
  22. , VI. 24, с. 221.
  23. , с. 3—4.
  24. .
  25. , с. 157—158.
  26. Thomas-Stanford Charles. (англ.) . — 1926. — P. 22—30.

Литература

  • Авл Геллий . Аттические ночи. Книги I—Х. — Гуманитарная Академия, 2007. — 480 с. — (Bibliotheca classica). — ISBN 978-5-93762-027-9 .
  • Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Редактор тома и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев . — второе. — М. : Мысль, 1986. — (Философское наследие).
  • Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
  • Платон . Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета:, 2007. — Т. 2. — 626 с. — ISBN 978-5-288-04160-0 .
  • Гомперц Т. Греческие мыслители / Перевод с немецкого Д. Жуковского и Е. Герцык. Научная редакция нового издания, комментарии, примечания и предисловие А. В. Цыба. — СПб. : Алетейя, 1999. — Т. 2.
  • Зубов В. Эвклид из Мегары // Философская энциклопедия / Институт философии АН СССР. Главный редактор Ф. В. Константинов . — М. : Советская энциклопедия, 1970. — Т. 5. — С. 531.
  • Кучковский П. В. // Молодой ученый. — 2016. — Вып. 106 , № 2 . — С. 965—973 .
  • Льюис Д. Г. Античная философия: От Евклида до Прокла. — Мн. : Галаксиас, 1998. — 224 с. — (История философии в биографиях). — ISBN 985-6269-14-8 .
  • Солопова М. А. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Хлебников Г. В. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. — Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, 2011. — № 3 . — С. 181—190 . — ISSN .
  • Döring Klaus. Eukleides aus Megara und die Megariker // Grundriss der Geschichte der Philosophie . Die Philosophie der Antike (нем.) / (Hrsg.). — Basel: Schwabe&Co. Verlag, 1998. — Bd. 2/1. — ISBN 3-7965-1036-1 .
  • Nails Debra. Euclides of Megara // (англ.) . — Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, Inc., 2002. — P. 144—145. — ISBN 0-87220-564-9 .
  • Natorp P. // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [ нем. ] / Georg Wissowa. — Stuttgart : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1907. — Bd. VI, Erste Hälfte (VI, 1). — Kol. 1000—1003.
Источник —

Same as Евклид из Мегары