Interested Article - Симон-кожевник
- 2021-08-06
- 1
Симон ( греч. Σίμων , V в. до н. э.) — афинский ремесленник, известный благодаря своей дружбе с Сократом .
Исторические свидетельства
Основные сведения о Симоне сообщает историк III в. н. э. Диоген Лаэртский в своём труде « О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов »:
Когда Сократ приходил в его мастерскую и о чем-нибудь беседовал, то он делал записи обо всем, что мог запомнить; поэтому диалоги его называют «кожевничьими». Именно он, говорят, первый стал сочинять сократические диалоги .
Афинские граждане нередко проводили свободное время в лавочках в окрестностях Агоры . Здесь также собиралась молодёжь, поскольку старшее поколение неодобрительно относилось к её присутствию на самой Агоре. Известно, что Сократ часто общался с молодёжью, поэтому и возможность регулярного посещения им мастерской Симона вполне закономерна .
Согласно Диогену Лаэртскому, Симон также был знаком с Периклом :
Перикл обещал давать ему на жизнь и вызвал его к себе, но он ответил, что речь его вольна и не продажна .
Известно, что в числе сочинений Федона , ученика Сократа, были диалоги «Симон» и «Кожевничьи речи» , которые не сохранились.
Симон также упоминается в , которые представляют собой подделку, вероятно, I—III века н. э.
Плутарх в «Моралиях» (конец I — начало II в. н. э.) замечает, что всякий человек, нуждающийся в философии, сказал бы, что хотел бы стать Симоном-кожевником, чтобы иметь возможность пообщаться с такими философами, как Сократ .
Синезий Киренский в трактате «О жизни по Диону» (404 г.) отмечает: «Даже Симон кожевник отнюдь не собирался безоговорочно соглашаться с Сократом, но требовал обосновать каждое из его положений» .
Среди исследователей нет общего мнения относительно реальности Симона. Существует мнение, что он является вымышленным литературным персонажем. Одним из основных аргументов в пользу этого является тот факт, что он ни разу не упоминается ни в сочинениях Платона , ни в сочинениях Ксенофонта . По одной из версий, образ Симона был придуман Федоном . Но, по мнению других исследователей, Симон — реальное историческое лицо .
Сочинения
Диоген Лаэртский приводит названия 33 диалогов Симона, которые были собраны в одну книгу или свиток . Ни один из них не сохранился .
- «О богах» (Περι θεων)
- «О благе» (Περι του αγαθου)
- «О прекрасном» (Περι του καλου)
- «Что есть прекрасное?» (Tι το καλον)
- «О справедливом» — два диалога (Περι δικαιου πρωτον, δευτερον)
- «О том, что добродетели нельзя научить» (Περι αρετης οτι ου διδακτον)
- «О мужестве» — три диалога (Περι ανδρειας πρωτον, δευτερον, τριτον)
- «О законе» (Περι νομου)
- «О предводительстве над народом» (Περι δημαγωγιας)
- «О чести» (Περι τιμης)
- «О поэзии» (Περι ποιησεως)
- «О восприимчивости» (Περι ευπαθειας)
- «О любви» (Περι ερωτος)
- «О философии» (Περι φιλοσοφιας)
- «О науке» (Περι επιστημης)
- «О музыке» (Περι μουσικης)
- «Что есть прекрасное?» (Tι το καλον)
- «О знании» (Περι διδασκαλιας)
- «О собеседовании» (Περι του διαλεγεσθαι)
- «О суждении» (Περι κρισεως)
- «О бытии» (Περι του οντος)
- «О числе» (Περι αριθμου)
- «Об усердии» (Περι επιμελειας)
- «О труде» (Περι του εργαζεσθαι)
- «О стяжательстве» (Περι φιλοκερδους)
- «О похвальбе» (Περι αλαζονειας)
- «О прекрасном» (Περι του καλου)
- «О совете» (Περι του βουλευεσθαι)
- «О разуме, или О необходимом» (Περι λογου η Περι επιτηδειοτητος)
- «О дурном поведении» (Περι κακουργιας)
Исследователи выдвигали различные предположения относительно содержания этих диалогов.
По мнению В. Н. Карпова «записки Симона, если только, веря Диогену, мы не будем сомневаться в самом их существовании, вовсе не имели формы диалогической, но были самыми краткими и лёгкими очерками содержания бесед Сократовых, хотя, может быть, сохраняли в себе больше сократического характера, чем сколько выразилось его в упомянутых диалогах » .
По оценке Роберта Брамбо , размер каждого из диалогов Симона не превышал двух .
Археологическая находка
В 1954 году при раскопках в окрестностях Агоры группа археологов из обнаружила остатки дома ремесленника, в котором были найдены инструменты для изготовления обуви, а также фрагменты килика , на котором была надпись «Симон» — имя его владельца. Находка датируется V в. до н. э. По мнению ряда исследователей, нельзя исключать возможности того, что это был дом Симона-кожевника, друга Сократа. Другие исследователи оспаривают это предположение .
Примечания
- ↑ , с. 142—143.
- ↑ , с. 105—106.
- , с. 137.
- А. Ф. Лосев , А. А. Тахо-Годи . Письма философов // Платон. Аристотель. — 3-е изд., испр. и доп.. — М. : Молодая гвардия, 2005. — С. 356—357. — 392[8] с. — ( Жизнь замечательных людей ; Сер. биогр.; Вып. 947). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02830-9 .
- J. Sellars — P. 258, 268.
- . Азбука веры . Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
- ↑ J. Sellars — P. 254.
- ↑ R. F. Hock — P. 41.
- Διογένους Λαερτίου. Bίοι Φιλοσοφων (греч.) . — ΓEΩPΓIAΔH-«BIBΛIOΘHKH TΩN EΛΛHNΩN», 2009. — Т. Tομος B. — С. 30—33. — ISBN 978-960-316-434-0 .
- Карпов В. Н. Сочиненія Платона, переведенныя съ греческаго и объясненныя профессором Карповым. — СПб.—М., 1863—1879. — Т. VI. — С. 535.
- J. Sellars — P. 256.
- Kahn, Charles H. Plato and the Socratic Dialogue : the Philosophical Use of a Literary Form (англ.) . — Cambridge University Press , 2000. — P. 10. — ISBN 9780521648301 .
Литература
- Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / А. Ф. Лосев . — М. : Мысль, 1979. — 200 000 экз.
- Суриков И. Е. Сократ. — М. : Молодая гвардия, 2011. — 365[3] с. — ( Жизнь замечательных людей : сер. биогр.; вып. 1318). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03455-6 .
- R. F. Hock. Simon the Shoemaker as an ideal Cynic (англ.) // Greek, Roman and Byzantine Studies. — 1976. — No. 17 . — P. 41—53 .
- J. Sellars. Socraticorum Maximus: Simon the Shoemaker and the Problem of Socrates (англ.) // Pli. — 2001. — No. 11 . — P. 253—269 .
Ссылки
- (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2019.
- (англ.) . Дата обращения: 29 июня 2019.
- 2021-08-06
- 1